Квест-игра «Мы – дети Байкала»
За время работы международного инновационного проекта туристского маршрута «Селенга-Байкал» школ сетевого взаимодействия Республики Бурятии и Монголии. В ходе работы Проекта были проведены Байкальские встречи в летнее время на берегу озера Байкал, на базе МЭБЦ «Истомино», Кабанского района
Во время встреч были организованы и проведены: посещение школ сетевого взаимодействия Кабанского района, конкурсы стенгазет, плакатов в защиту озера Байкал, научно-практические конференции «Байкал-бесценный дар природы», с приглашением ученых БНЦ, экологические квесты, спортивные соревнования, участие в Акции «Чистые берега - Байкалу!!!», экскурсии в Посольский монастырь, Большереченский рыбзавод. В защиту Байкала учащиеся выступили перед жителями и отдыхающими с.Истомино с театрализованным представлением «Мы - дети Байкала».
Образовательный квест
Квест –это компьютерная игра. Но мы используем в своей практике, квесты , как игру на местности. Экологическая квест-игра – это познавательное и интересное приключение, выполняя задания, получая полезную информацию, набирая баллы, участники получают заслуженные награды. При помощи образовательного квеста ребята легко и играючи учатся работать с информацией, применять и принимать единое решение команды.
Участие в игре и её проведение на природе на берегу Байкала поможет подросткам лучше понять свою роль в сохранения Байкала и не оставит их равнодушным к проблемам озера Байкала. Проблема взаимозависимости человека и природы не новая, она существовала во все времена. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того , что человек не властелин природы, а ее часть. Это означает, что эколого - нравственная проблема вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии у каждого человека достаточного уровня эколого - нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование , которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Актуальность темы квеста «Мы и будущее Байкала» велика в том, что экологическая проблема взаимодействия человека и природы, обострилась и приняла поистине планетарные масштабы.
Цели: способствовать формированию эколо – нравственной культуре и экологического и нравственного сознания учащихся.
Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с интересной информацией, касающейся озера Байкал и его природных достопримечательностей, историей возникновения названия озера и экологическими проблемами, связанными с ним.
Развивающая: развитие познавательных интересов учащихся; смекалку, сообразительность, находчивость. Обогащать экологический опыт детей
Воспитательная: воспитывать гордость к родине и чувство сопереживания. Формировать у детей любовь к природе и потребность в общении с ней, способности обучающихся к новому способу действия. Развивать интерес к изучению и пополнению новыми знаниями о Байкале. Активный отдых – здоровый образ жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: расширить и углубить представления детей в различных областях знаний о озере Байкал, познакомиться в процессе игры с новыми знаниями и узнать интересным факты о Байкале.
Личностные: принимать базовые ценности « игра», «команда», прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Тип занятия: образовательный квест.
Технологии: игровые, проблемные, здоровьесберегающие
Методы: Исследовательский: умение самостоятельно распределять деятельность работы, свобода творчества.
Форма организации занятия: Работа в команде, умение помогать друг другу.
Рекомендации по проведению игры:
Для этого мероприятия необходимо придумать конкурсы-этапы. Количество конкурсов должно быть равно количеству отрядов плюс один (не менее).
Все этапы раскиданы по территории лагеря. На каждой станции должно висеть название станции, напечатанное на цветных листах формата А4, чтобы команды легко их находили.
Наглядные пособия к станциям необходимо заламинировать, чтобы они дольше работали.
Для всех отрядов готовится маршрутный лист. Станции на маршрутном листе пишутся в разной последовательности, чтобы команды по очереди прибегали на станции. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окружающим миром, растениями и животными, решают проблемы сохранения озера Байкал, спортивные.
Для каждой станции, определяются ведущие, которые будут давать задания и отмечать результаты в путевом листе. Продумывается их творческое воплощение.
На старте команды выбирают капитанов и дают название своей команде, командам раздают маршрутный лист, где написаны названия станций и их месторасположение. Посетив все станции, команды сдают маршрутный лист на финише и ждут результатов.
После игры подводятся итоги, и на ближайшем общелагерном мероприятии (по возможности в тот же день) объявляется и награждается отряд-победитель.
Ход игры
Звучит музыка (песня «Изумрудная волна»).
Ребята школ Бурятии: МАОУ №19 г.Улан-Удэ, МБОУ «Новозаганская СОШ», МБОУ «Кабанская СОШ», МБОУ «Корсаковская СОШ», Монголии «Сухэбаторская СОШ №4» строятся на линейку.
Вступительное слово учителя
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал.
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он величав и вечен
В гранитной раме вырезной.
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы-сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Всё это, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
(Марк Сергеев)
Мы находимся на берегу самого замечательного уникального места, которым гордимся, любим и стараемся охранять. И сегодня наш квест «Мы – дети Байкала», посвящаем жемчужине Сибири, одному из уникальнейших явлений на нашей планете, которому присвоен статус Всемирного наследия ЮНЕСКО, озеру Байкал
На каждом этапе согласно маршрутным листам, которые команды получили в начале игры, необходимо выполнить задания на определение эндемиков Байкала, рассказать об основных экологических проблемах, предложить пути их решения.
Участвуют 5 команд. Происходит представление команд (название, девиз, эмблема класса, командир). У каждой команды - свой маршрут, своя последовательность следования.
Маршрутные листы командами найдены! (Приложение 1)
Каждый класс отправляется по маршрутному листу на станции.
1 станция. «Спортивная»
Современные молодые люди посвящают много времени учебе, тем самым сокращая часы для активной деятельности. Подвижные игры на свежем воздухе способны восстановить баланс между физической и умственной нагрузкой.
Они повышают иммунитет, снимают умственное переутомление, повышают работоспособность при учебе, насыщают организм кислородом, снимают стресс и укрепляют мышцы всего тела.
Задание: Участники команды на этой станции должны пройти небольшую полосу препятствий, состоящую из умений владеть своим телом, обручем и мячом.
2 станция «Растительный мир»
Расположение Байкала вблизи горных вершин непосредственно влияет на неимоверное разнообразие растительного мира этого удивительного места. Растения озера Байкал насчитывают здесь более 2500 видов уникальных представителей флоры. Именно здесь возникли 68% представителей флоры и фауны, которых не встретишь больше ни в одном уголке мира.
Задание: Предложены гербарии растений, ребята должны определить и дать названия растениям. Рассказать об их местообитание и их значение в природе и жизни человека.
Гербарии растений: хвощ, малина лесная, папоротник, можжевельник, рябина, береза, медуница, сосна.
3 станция «Животный мир» Приложение 2
Флора и фауна Байкала эндемична на 65 %. Более 1800 видов растений и животных возникли в этом озере и не встречаются больше ни в одном водоеме Земли. Байкал считается центром происхождения множества групп беспозвоночных. В нём обитает больше половины всех видов олигохет, ракушковых рачков и почти половина всех видов пресноводных моллюсков. Лишь немногие из байкальских эндемиков водятся в Ангаре – единственной реке, которая вытекает из озера.
Задание: Вниманию команды представлены иллюстрации животных, обитающих на территории озера Байкал. Дать названия животным.
4 станция «Фотоохота»
Фотоохо́та (англ. Wildlife Photography) — вид фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, звери, насекомые и другие существа в естественных природных условиях.
Объединяет в себе три аспекта — спортивный (поэтому может рассматриваться также как новый вид спортивной охоты, появившийся в начале XX века и ставший особенно популярным в наше время); — познавательный, в котором смыкается с фотографией как методом научных исследований в области биологии, в которой документальность рассматривается как основное требование; — художественный, так как образует один из видов художественной фотографии как вида искусства — в этом случае эстетический критерий становится основным для оценки результатов.
Известного русский учёный К.А. Тимирязев, который написал ещё в начале нашего столетия: «Придет время, когда люди будут чаще бродить по лесам и полям не с ружьем, а с камерой фотографа за плечами, и не за тем, чтобы подбить какую-нибудь пичужку, и лишь мимоходом, урывками, полюбоваться природой и при случае унести с собой … художественное её воспроизведение».
Задание: Задача детей найти на территории лагеря и сфотографировать только те растения и животные, которые они знают.
5 станция «Умники и умницы»
Задание: Команда должна ответить на вопросы, связанные с биоразнообразием флоры и фауны Байкала:
Какое место занимает по площади Байкал среди озёр мира? (8 место)
Какова прозрачность вод Байкала? (40м)
Назовите ж/д магистраль имя, которой дал Байкал совместно с дальневосточной рекой? (БАМ)
Назовите старейший заповедник Байкала? (Баргузинский)
Назовите хребет на южном берегу Байкала? (Хамар-Дабан)
Притоком, какой реки является Ангара? (Енисей)
Каких животных называют «санитарами» вод Байкала? (Рачки-эпишура, естественные фильтры, которые фильтруют воду Байкала)
Каково происхождение байкальской озерной котловины? (Тектоническая)
Сколько бы могли прожить люди Земли, пользуясь Байкальской водой? (40 лет)
Почему большую часть видов растений и животных, обитающих на Байкале, называют эндемиками? (т.к. они обитают только в этом водоёме).
6 станция «В яблочко»
Дартс — общее название ряда игр, где участники бросают дротики в круглую мишень. В мире существует порядка 50 разновидностей этого развлечения. Игра зародилась несколько веков назад на Британских островах. До сих пор дартс является традиционной игрой, в которую играют в пабах Великобритании, Нидерландов, Скандинавии, Соединённых Штатов и некоторых других стран. Помимо этого, в дартс играют и на профессиональном уровне. Человек, занимающийся дартсом, называется дартсмен.
Задание: Игра в «Дартс» ребята выполняют 10 бросков от команды.
7 станция. «Реакция разложения»
Время разложения различного бытового мусора
На земле лежат миллиарды тонн бытовых отходов. И с каждым годом в менее цивилизованных странах их количество постоянно увеличивается. Люди не стесняются мусорить везде: на улицах, в подъездах, парках, лесу. Интересно, а задумываются ли такие люди о том, какое количество времени требуется для того, чтобы все эти отходы разложились? Скорее всего, нет. А ведь в некоторых случаях на разложение мусора требуются тысячи лет. Предлагаем ознакомиться с небольшой, но познавательной подборкой о том, сколько времени требуется на разложение тех или иных отходов, которые мы так безответственно оставляем, где попало.
Задание: Внимание представлены предметы бытового мусора. Нужно расположить предметы в порядке по времени разложения начиная от самого быстрого разлагаемого к наименее.
Предметы бытового мусора: стеклянная банка, пластиковая бутылка, кожура банана, фольга, старые ветки дерева, листья, газета, алюминиевая банка, батарейка, покрышка, железная арматура, кирпич)
Ответ: Время разложения различного бытового мусора: кожура банана - старые ветки дерева, листья - газета- железная арматура – кирпич-фольга – батарейка – покрышка- пластик - алюминиевая банка - стеклянная банка
8 станция. «Литературно-музыкальная гостиная»
Байкал вдохновлял и вдохновляет многих поэтов, художников и музыкантов.
Задание 1: Попробуйте и вы подобрать как можно больше прилагательных, описывающих Байкал и начинающихся на буквы, из которых состоят слова «Озеро Байкал».
Пример:
О – очаровательный
З – загадочный
Е – единственный
Р – редкий
О – обворожительный
Б – богатый
А – аквамариновый
Й – изумительный
К –красочный
А- аномальный
Л – легендарный
Задание 2: Вспомнить и спеть песни о Байкале.
9 станция «Узнай по описанию»
Задание: Узнать и изобразить угаданное животное.
О каком животном идет речь?
Это животное – символ главного острова Байкала Ольхона. В легендах представителей этого вида называют сыновьями Хозяина Ольхона. ПВ переводе с латыни его название означает «солнечный», а в языках многих стран – «императорский». Оно прибывает к берегам Байкала ранней весной и обустраивает место для выведения потомства. В последние десятилетия его численность в окрестностях Байкала снизилась в 20 раз. «Императоры» покидают родные места из-за разрушительной хозяйственной деятельности человека и толп экологически неграмотных туристов.
Ответ: Белоголовый орел
Задние ноги этого животного почти в полтора раза длиннее передних, поэтому оно выглядит, немного сгорбившимся. Это скрытное, стремительное, осторожное животное, поэтому наблюдать за ним довольно долго в дикой природе не удавалось. У мужских особей невероятно развиты верхние клыки, выступающие из-под губы. Они растут всю жизнь и, изогнутые, торчат изо рта, как бивни, опускаясь вниз на 5-8 см. Однако это травоядное животное. Самцы имеют специальную брюшную железу, размером с куриное яйцо, вырабатывающую мускус (студенистое, густое ароматическое вещество с очень сильным запахом). Мускус успешно используется и в парфюмерии, и в восточной медицине. Из-за него люди значительно истребили этот вид животных.
Ответ: Кабарга
Это животное является подвидом того, кто носит имя «благородного» и «настоящего». Его местное народное название – «зверь». Оно любит обитать там, где есть солонцы – местности, где почва содержит соли в избыточном количестве, и куда оно выходят есть землю или вылизывать поверхностные слои почвы. Охотятся на него часто для того, чтобы забрать «корону».
Ответ: Изюбрь
Это детеныш знаменитого байкальского эндемика. Мама вынашивает его 11 месяцев, и появляется он на свет зимой. Рождается чаще всего один малыш. Но известны случаи рождение двух и даже трех-четырех детенышей. Мама кормит малыша 2–2,5 месяца, иногда 3–3,5 месяца. Отмечена зависимость продолжительности выкармливания молоком детенышей от состояния ледового покрова. Рождение малышей
происходит в специально подготовленных логовищах из снега и льда с обширной внутренней камерой, соединяемой с водой большой отдушиной, в конце февраля, марте и даже в первой декаде апреля. Логова удалены друг от друга на сотни метров, а иногда и на километры. Малыши рождаются белыми, с серебристой или серебристо-серой шкуркой с текучим (ювенильным) волосом. Малыши находятся в логовах, не показываясь наружу в течение 1–1,5 месяца, и прежде чем от весеннего тепла и жизнедеятельности самих животных поверхностный слой снега логовищ (крыша) обвалится, успевают почти полностью вылинять.
Ответ: Детеныш нерпы - нерпенок
10 станция «Эрудиция»
Байкал представляет собой не только озеро, но и уникальное природное явление. Этот водоем является объектом бесконечного интереса со стороны исследователей, путешественников и писателей. О Байкале написаны сотни трудов и сняты десятки кинолент. Каждый человек со школьной скамьи знает, что это озеро является настоящим достоянием не только в России, но и всего мира.
Задание: Назвать как можно больше интересных фактов о Байкале.
11 станция. «Подводный мир Байкала» Приложение 3
Самая главная станция квеста, так как мы находимся на берегу озера Байкал.
В озере Байкал обитают 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 из которых являются эндемиками, т.е. обитают только в этом водоёме. 27 видов рыб Байкала нигде больше не встречаются. Такое обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще Байкальской воды. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30% жира. Она удивляет биологов ежедневными кормовыми миграциями из глубин на мелководье. Кроме голомянки в Байкале обитает много других видов рыб: омуль, осётр, таймень, бычки, хариус и др. Байкальскую воду очищает большая группа живых организмов. Рачок эпишура фильтрует воду Байкала, он является королём среди них. Байкал чистый ещё и от того, что горы, окружающие его, сложены кристаллическими породами: реки несут в озеро мало твёрдых частиц, а лесные массивы вокруг Байкала очищают воздух.
Задание: На фотографиях находятся животные и растения ваша задача назвать животных, обитающих в Байкале.
Подведение итогов квеста. Линейка.
Команды все станции прошли достойно. Награждение победителей и участников по итогам квеста: команда «Хозяева Земли» МБОУ «Новозаганская СОШ» - 1 место, команда «Экологи» МАОУ №19 г.Улан – Удэ – 2 место, команда «Земляне» МБОУ «Байкало-Кударинская СОШ» - 3 место. .
Ученик читает первую часть стихотворения Андрея Вознесенского “Озеро”:
Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
“Мёртвое море – священный Байкал”.
Я на себе чувствовал взор
Будто я моря убийца и вор.
Слышу – не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
“Байкал – заповедная совесть страны”.
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер посвечивал вполнакала.
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории -
“Эти, Байкал загубили которые”?
Думаю, что про Вас потомки так не скажут. Будем любить, и беречь озеро Байкал.
Маршрутный лист Приложение 1
Название команды:
Название станции | Баллы | Подпись ведущего |
Подводный мир | | |
В яблочко | | |
Реакция разложения | | |
Фотоохота | | |
Спортивная | | |
Растительный мир | | |
Узнай по описанию | | |
Животный мир | | |
Литературно-музыкальная гостиная | | |
Эрудиция | | |
Умники и умницы | | |
Станция «Животный мир Байкала» Приложение 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Ответы к станции «Животный мир Байкала»
Нерпа байкальская – детеныш нерпенок
Чайка серебристая
Соболь баргузинский
Бурундук полосатый
Медведь бурый
Росомаха
Дрофа
Большой баклан
Малый зуек
Глухарь
Обыкновенный щур
Косуля сибирская
13. Куропатка бородатая
14. Монгольский сурок (тарбаган)
15. Журавль красавка
16. Серая цапля
Станция. «Подводный мир Байкала» Приложение 3
1
2
3
4
5
6
7 8
9 10
11 12
13 14
Ответы к станции «Подводный мир Байкала»
1. Рачок эпишура байкальская
2. Голомянка
3. Губки байкальские
4. Байкальский окунь
5. Таймень байкальский
6. Осетр байкальский
7. Омуль Байкальский
8. Бычок широколобка
9. Хариус черный
10. Лещ
11. Щука
12. Сибирская плотва
13. Язь
14. Налим