Добрый день, друзья!
-Сегодня я предлагаю вам отправится в увлекательное путешествие по планете русского языка.
-Путешествие не простое, оно таит в себе много загадок, вопросов и открытий!
-Вы готовы? Тогда начнем.
- Как вы думаете, что это? (ответы детей…Стопка книг)
-Сколько их? (6)
-Верно, именно столько ступеней (книг) мы с вами сегодня откроем.
-Внимательно слушайте загадку:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(алфавит)
-Верно, Алфавит. Наша первая ступень.
-Давайте посмотрим, какие задания для нас придумал Алфавит.
Задание 1
-Ребята, перед вами 6 ребусов, в них спрятались названия животных. Нужно их отгадать и расставить названия животных в алфавитном порядке.
Ответы: коза, корова, овца, лошадь, баран, кролик
Алфавитный порядок: Баран, КОЗа, КОРова, КРОлик, Лошадь, Овца
Вопрос: «А как этих животных можно назвать одним словом?»
- Верно, домашние животные
Задание 2
-Перед вами карточка со словами. Нужно посчитать количество букв и звуков в каждом слове.
Лень, маяк, кожа, кот, олень, юбка, светофор
- Молодцы, справились с заданием.
Переходим на следующую ступень. Слушаем внимательно загадку:
- Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Ответ: Слоги
-Верно, это слоги!
Они тоже подготовили для нас задание.
Задание 1
-Ребята, посмотрите, кто-то разбросал слоги, они перепутались и не могут вернуться в слова. Давайте им поможем. Подсказка: это название птиц.
ВО | ДЯ | РО | БЕЙ |
СО | РО | ЛО | СИ |
НА | ВЕЙ | ВО | ТЕЛ |
УТ | НИ | КА | ЦА |
Ответы: Воробей, ворона, синица, утка, дятел, соловей
Давайте разделим эти слова на слоги, но прежде вспомним правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
-Молодцы, справились!
3 ступень
Мы друг друга понимаем,
Потому что говорим,
О чем-то вслух мы рассуждаем,
Объясняем — не молчим.
Понятно было б нам едва,
Когда б не помогли...
Ответ: Слова
-Верно, слова.
Задание 1
В словах нужно найти ошибки и верно поставить ударение. А для чего оно нам нужно?
- Для того, чтобы понимать истинный смысл слова.
Задание 2
Распредели верно слова по столбикам, но для начала давайте вспомним на какие вопросы отвечают эти слова.
Предмет | Признак предмета | Действие предмета |
| | |
| | |
| | |
| | |
Слова: кот, стол, яркое, горит, зеленый, мама, читаю, книга, узкая, красные, бегают, спал
-Молодцы, и тут справились.
Поднимаемся выше.
Ступень 4
-Перед вами названия предметов и их признаки. Соотнесите верно признак к предмету.
Окно Добрая
Стол Яркое
Солнце Новый
Мама Деревянный
Книга Прозрачное
Год Интересная
Ответы: прозрачное окно, деревянный стол, яркое солнце, добрая мама, интересная книга, новый год.
-Так вот эти слова дополняют друг друга и носят одно название – словосочетания или же сочетания слов.
-Мы поднимаемся все выше и выше. Практически добрались до вершины.
Ступень 5
- Перед вами перепутанные слова, которые когда- то жили в волшебном домике, которое называется «предложением».
А давайте вспомним, что же это такое – предложение.
-Это слова, связанные между собой по смыслу. Первое слово в предложении я пишу с большой буквы. В конце предложения ставлю знаки препинания: точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
-А почему нельзя поставить запятую в конце предложения? (ответы детей)
Ответы: У Мишки жил кот Тишка.
На лугу душистая трава.
У Веры новые карандаши.
Малыши читали интересные книги.
- Сколько предложений у нас получилось? Как вы это поняли?
-Осталась последняя ступень – вершина.
-Как вы думаете , предложения, которые мы составили , можно назвать текстом?
( ответы детей)
-Верно, нельзя. Они на связаны между собой по смыслу.
-Предлагаю вам составить текст, а для этого нужно расставить предложения в нужном смысловом порядке, ответив на вопросы.
-Молодцы, ребята ! Справились со всеми заданиями!
-Какой вывод мы можем сделать?( ответы детей)
-Верно! Нужно стараться, учиться, ставить перед собой цели и пусть трудно , но всегда идти вперед к вершинам знаний. И обязательно читать книги. Ведь чтение- залог нашей грамотной речи: устной, письменной и внутренней.
Желаем новых побед!