Сценарий метапредметного мероприятия.
Тема: «Квест «Моя Родина-Россия».
Цель: актуализация и расширение представлений обучающихся о своей Родине, создание развивающей предметно-пространственной среды внутри школы Центра путём организации квеста.
Задачи:
- развивать познавательный интерес и познавательную активность обучающихся;
- учить детей работать в командах, вести предметный диалог, находить компромиссы для достижения общей цели;
- обогащать словарный запас детей; развивать навыки активного речевого общения; расширять кругозор обучающихся, развивать их творческие способности, мышление, память, внимание, воображение, навыки контроля и самоконтроля;
- способствовать формированию таких качеств личности, как гордость за свою Родину, уважение к историческому прошлому и настоящему страны, бережное отношение к традициям своего народа; прививать чувство любви к Родине. Способствовать воспитанию у обучающихся экологической культуры.
Познавательные УУД: дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о стране Россия, расширение знаний по истории, географии, биологии, литературе Родины; формирование целостного представления об её историческом пути; воспитание патриотизма на примерах героического прошлого народа, формирование социокультурной компетенции.
Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; умение выслушивать и принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные УУД: решение учебной задачи; оценивание обучающимися результата своих действий.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование умений применять изученный материал на практике.
Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний в процессе обучения; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к процессу обучения и познания (освоение способов познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности), способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать логическое мышление учащихся.
Методы и приемы:
Форма организации мероприятия: квест
Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная установка, презентация, видеоклип «Россия-Родина моя!», раздаточный материал, портреты, сценарная разработка квеста, маршрутные листы, названия маршрутных пунктов.
Участники мероприятия: учащиеся в возрасте 12-13 лет.
Продолжительность мероприятия:(50 минут)
Подготовительный этап игры:
1. Заранее готовятся задания на каждую станцию, на которых находятся учителя-консультанты.
2. Учителя заранее инструктируются о правильности оценивания заданий.
4. В тот день, когда проводится игра, на двери кабинетов вывешиваются названия станций, чтобы участники знали их местонахождение.
5. Команды классов (по 5 человек) идут по заранее разработанному для них маршруту так, чтобы одна команда не встречалась с другой.
Ход игры.
1. Организационный момент (1 мин).
Цель: психологически настроить участников команд к игре – позитивный настрой, формирование стремления побеждать.
2. Целеполагание (2 мин)
Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.
Способ достижения: разъяснение правил игры, создание проблемной ситуации.
Ведущий:
- Я приглашаю вас принять участие в интеллектуальной игре- квесте « Моя Родина - Россия» (слайд ( №1).
--А как раньше называли Россию? (Русь)
-В стародавние времена Россию называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло - это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами. Каждый из нас с вами – частичка России.
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара - туман,
Песок - из мельчайших песчинок,
Россия - из россиян .
-У нас очень большая и красивая страна – наша Россия.(слайды 2,3)
3. Представление команд ( 1 мин.)
1) Разминка (1 мин)

“Знаете ли вы Россию?”.
1.Столица России:
а) Москва; б) Киев; в) Петербург.
2.Древнерусское сооружение?
а) собор; б) мечеть; в) кремль.
3.Жилой дом русского народа?
а) хата; б) изба; в) юрта.
4. Праздник проводов русской зимы?
а) рождество; б) масленица; в) крещение.
5.Предметы одежды русских женщин?
а) чалма; б) сарафан; в) кимоно.
2) Ознакомление с правилами игры ( 1 -2 мин).
Ведущий 2 ( слайды 4,5,6):
Квест - это игровое приключение, в течение которого участникам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры. (Слайды 4,5)
Правила игры таковы:
- Отправиться на игру по команде, строго следуя маршруту.
- На станции внимательно выслушать заданные вопросы.
- Отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно.
- На станцию не заходить, если там есть другая команда.
- На каждой станции вы должны выполнить задания по теме квеста, получить оценку учителя-консультанта в маршрутный лист, взять карточку со словом или знаком препинания, по возвращении к началу маршрута сложить из карточек предложение, правильно расставив знаки препинания.
- После окончании прохождения предметных станций участникам сдать маршрутный лист для подведения итогов.
4.Прохождение маршрута.( 40-42 мин)
Станция «Лингвистическая»
Учитель. Ребята, тема сегодняшней игры «Наша Родина - Россия». А знаете ли вы, откуда произошло само слово Родина?
(Предполагаемый ответ: Слово Родина произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством).
А какие однокоренные слова можно подобрать к этому слову?
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
Родня – родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
Народ – нация, жители страны.
А как называется наша Родина?
(Ответ. Наше государство называется Россия. Российская Федерация).
Я предлагаю вам написать синквейн на тему «Россия», но сначала вспомним правила написания синквейна:
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.
Станция «Литературная»
Учитель. О любви к Родине писали великие русские поэты. Природа России привлекает своей скромной красотой, она полна спокойствия и величия. Именно об этом мы говорили с вами на уроках литературы. Огромная любовь к родине выражена в строках Сергея Есенина:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким Русь.
Задание 1.
Перед вами имена русских поэтов и строчки из стихотворений, ваша задача - правильно соединить имя автора и стихотворение, которое он написал.
1. А.А. Блок | а) Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою... |
2. С.А. Есенин | б) Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. |
3. А.А. Ахматова | в) Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. |
4. Н.М. Рубцов | г) Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. |
5.С. А. Есенин | д) Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. |
Задание 2: Прочитать наизусть одно из стихотворений о Родине и родной природе.
Станция «Историческая»
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих князей великих поминают
За их труды, за славу, за добро….
А.С. Пушкин
Учитель:
Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в Древнюю Русь и узнаем, кто правил нашим народом в древности.
Каждый из этих князей внёс огромный вклад в развитие Российского государства. Они не только управляли страной, они служили ей верой и правдой и по праву достойны нашего уважения, восхищения и подражания.
1 конкурс «Что в прозвище твоем?»
- Во все времена люди обсуждают главу государства. Жители Руси тоже это делали. За важные поступки они давали князьям прозвища. По ним мы сразу можем понять: храбрый это человек или трусливый, умный или не очень, чем прославился или опозорился.
Задание. Ребята, вам необходимо найти соответствие между именем князя и его прозвищем. За правильный ответ команда получает 1 балл, за неправильный ответ или отказ отвечать — 0 баллов.
Имена | Прозвища |
А. Олег | 1. Боголюбский |
Б. Юрий | 2. Мудрый |
В. Андрей | 3. Долгорукий |
Г. Ярослав | 4. Вещий |
Д. Владимир | 5. Красно Солнышко |
2 конкурс «Исторический факт»
Задание. Впишите в таблицу имена первых русских князей. За каждый правильный ответ —2 балла.
Исторический факт | Имя князя |
Князь, который окрестил Русь. | |
Князь, при котором произошёл расцвет Киевской Руси. | |
Князь, приглашенный править восточными славянами в IX веке. | |
Князь, как гласит легенда, принявший смерть от коня своего. | |
Князь, умерший от жадности своей, разоряя древлян. | |
Княгиня, первая принявшая христианство. | |
3 конкурс «Легендарная личность»
Задание. Команды должны догадаться, о каком историческом деятеле идёт речь. Подберите правильные характеристики к каждой исторической личности.
Портреты князей и описания расположены на доске.
За правильный ответ — 1 балл.
1.Рюрик
В истории, тогда не знали,
Чтоб добровольно племена,
Власть над собою отдавали.
Приехал он по зову Русичь,
Чтоб славить Русь через века.
2. Олег

Был грозным князь сей до врагов
От Киева до Цареграда,
Но плохо слушал он волхвов,
И смерть была ему наградой.
3.Игорь

Не смог он греков победить,
«По людям» стал потом ходить.
Но много дани захотел —
Печален был его удел.
4. Ольга

За Мала замуж не пошла,
Его послов живьем сожгла,
Во всем порядок навела,
Потом крещенье приняла.
5. Святослав

Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда.
Учитель: Первые русские князья проводили политику объединения земель вокруг Киева: укрепляли центральную власть (не только силой войска, но и духовной силой — единой религией); охраняли и защищали торговые пути, а также русскую землю от кочевников.
У нас общая Родина, у нас одно государство, мы один народ, мы граждане великой России. Единство стало сегодня нашей главной идеей. Мы хотим, чтобы наша страна была сильная! «В единстве — сила, а в силе единства — победа»
Станция «Географическая»
Учитель:
- Я рада приветствовать на географической станции.
Вы покажете знания, полученные вами на уроках окружающего мира в начальной школе и на уроках географии в 5 и 6 классах.
Задание 1.Работа с картой.

Задание:
-Рассмотрите карту Российской Федерации
1.Укажите границы Российской Федерации.
2.Найдите столицу России.
3.Найдите и запишите 1 республику
4.Найдите и запишите 1 край
5.Найдите и запишите 1 область (свою)
Задание 2.
-Заполните в тексте пропуски.
Государство Россия находится на материке … (Евразия). … (Уральские) горы делят условно нашу страну на две части. Полуостров на востоке России … (Камчатка) знаменит вулканами и гейзерами. Самое глубокое озеро в мире … (Байкал) находится в России. Самое большое озеро Земли … (Каспийское) расположено на нашей территории
Задание 3.


Станция «Общественные науки»
Учитель:
- Все вопросы, которые будут вам заданы на этом этапе маршрута, так или иначе связаны с обществом, государственным устройством РФ, правами и обязанностями юных россиян-детей.
Задание 1.Филворд
Задание. каждая команда получает «волшебный» квадрат, в нём нужно в предложенном за определенное время найти и прочитать слова, которые имеют отношение к нашему государству и его символике.
О | Н | С | Т | И | Т | Я |
К | С | Ф | Л | А | У | Ц |
Г | Е | Р | Б | Г | Я | И |
Р | П | Г | С | Е | Л | С |
Е | Р | И | О | Р | И | Т |
З | О | М | Н | А | Ц | О |
И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
Ответы (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица)
Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года.
Конституция РФ определяет для всех своих граждан ряд прав и обязанностей. Какие права и обязанности есть у вас, как граждан РФ?
Заполните таблицу.
Права | Обязанности |
на жизнь; | Защищать Родину; |
на отдых; | Соблюдать правила поведения и дисциплину |
на образование; | Получить образование, участвовать в полезном труде. |
на помощь; | Беречь и охранять природу |
на защиту чести и достоинства. и т. д | Бережно относиться к имуществу и т.д. |
Станция «Математическая»
Учитель:
-Все задачи, которые вам предстоит решить на этом этапе маршрута, связаны с экологией нашей Родины. Каждая задача оценивается разным количеством баллов в зависимости от сложности решения и количества действий. Вам предоставлен выбор разнообразных задач.
Экологическая задача 1
Площадь республики Башкортостан 143 000 км2. 40% территории занимают леса. Какова площадь территории, которую занимают леса?
Решение: 40% от 143000
143000 • 0,4 = 57 200 км2.
Показ слайда:

Экологическая задача 2
Найдите
от 5 и вы узнаете длину озера Иордан, которое является одним из памятников природы Самарской области, где в изобилии растут ирисы с яркими крупными цветками.
Решение:
от 5
• 5 = 2 (км).

Экологическая задача 3
В Удмуртии малых рек длиной от 10 до 100км насчитывается 368, а крупных (более 500 км) в 21
меньше. Найдите, сколько крупных рек протекает в Удмуртии?
Решение: 368 : 21
= 368 :
= 368•
= 17 (крупных рек).

Экологическая задача 4
В Магаданской области есть природный памятник – озеро Джека Лондона. Оно находится в
от 2409 метров над уровнем моря, и его глубина достигает числа
которого равно 10. Найдите высоту озера над уровнем моря и его глубину?
Решение: 1)
от 2409
)
• 2409 = 803 (м) - высота над уровнем моря;
2) 10 :
= 10 •
= 50 (м) – глубина.
Экологическая Задача 1 Площадь республики Башкортостан 143 000 км2. 40% территории занимают леса. Какова площадь территории, которую занимают леса? | Экологическая Задача 1 Площадь республики Башкортостан 143 000 км2. 40% территории занимают леса. Какова площадь территории, которую занимают леса? |
Экологическая Задача 2 Найдите от 5 и вы узнаете длину озера Иордан, которое является одним из памятников природы Самарской области, где в изобилии растут ирисы с яркими крупными цветками. | Экологическая Задача 2 Найдите от 5 и вы узнаете длину озера Иордан, которое является одним из памятников природы Самарской области, где в изобилии растут ирисы с яркими крупными цветками. |
Экологическая Задача 3 В Удмуртии малых рек длиной от 10 до 100км насчитывается 368, а крупных (более 500 км) в 21 меньше. Найдите, сколько крупных рек протекает в Удмуртии? | Экологическая Задача 3 В Удмуртии малых рек длиной от 10 до 100км насчитывается 368, а крупных (более 500 км) в 21 меньше. Найдите, сколько крупных рек протекает в Удмуртии? |
Экологическая Задача 4 В Магаданской области есть природный памятник – озеро Джека Лондона. Оно находится в от 2409 метров над уровнем моря, и его глубина достигает числа которого равно 10. Найдите высоту озера над уровнем моря и его глубину? | Экологическая Задача 4 В Магаданской области есть природный памятник – озеро Джека Лондона. Оно находится в от 2409 метров над уровнем моря, и его глубина достигает числа которого равно 10. Найдите высоту озера над уровнем моря и его глубину? |
Станция «ABC».
Учитель:
- Good morning, my dear!(Доброе утро, мои дорогие!)
You know that our beautiful big country called Russia. (Вы знаете, что наша прекрасная большая страна называется Россия)
But do you know how many beautiful cities it has? (Но знаете ли вы сколько в ней прекрасных городов?)
Your first task. You can see three pictures and three names. Try to guess the name of the city in each picture. (Ваше первое задание. Перед вами три картинки и три названия. попробуйте соединить картинку и название)
Your second task. You have the names of different towns and cities. Which of them is situated in Russia? Underline them. (Ваше второе задание. Перед вами название различных городов. Какие из них находятся на территории России? Подчеркните их)
And the third task is True or False sentences. (И третье задание – предложения правдивые или нет)
The population in Russia is more than 144 million people. (Население России более 144 миллионов человек) – True (Правда)
There are more than 100 regions in Russia. (В России более ста регионов – False (Неправда)
St.Petersburg is the capital of Russia. (Санкт Петербург – столица России) – False (Неправда)\
Станция «Биологическая»
Учитель:
- У нашей страны, как и у всякого уважающего себя государства, есть свои собственные символы. Символы бывают государственные - это флаг, герб и гимн.
Кроме государственных, существуют ещё так называемые неофициальные символы, это то, с чем ассоциируется Россия.
И в ходе нашей викторин я предлагаю вам отгадать некоторые из них.
Вопросы викторины:
Какая птица изображена на гербе Российской Федерации и является символом России? (Орел)
Животное — символ России, символ Олимпиады 1980 года, которая проходила в Москве. (Бурый медведь)
Хозяин дальневосточной тайги. Символ Дальнего Востока и Сибири. Занесен в Красную книгу. (Амурский тигр)
Главный талисман Зимней Олимпиады в Сочи-2014. Крупный наземный хищник, который при этом хорошо плавает. Обитатель Арктики. (Белый медведь)
Любимая птица русского народа. Ее песня насчитывает до 24 элементов (колен). (Соловей)
Русское национальное дерево, одно из самых красивых деревьев, дерево с белой корой. (Береза)
Какое дерево является символом России? Это дерево растет только на территории России? (Лиственница Сибирская)
Какое дерево в России является символом долголетия, мудрости, силы и выносливости? (Дуб)
Какой цветок считают национальным цветком, символом русской природы? (Ромашка)
Небольшое ягодное растение, в изобилии растущее в виде крошечных кустиков на российских болотах, занимающих обширные площади в особенности на Русском Севере. Из этой ягоды делают русский национальный напиток — морс. (Клюква)
Станция «Спортивная»
Учитель:
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране России, как о великой спортивной державе. Издавна русский народ слагал песни и былины о селе и ловкости богатырей. Важное место на Руси занимали игрища. Так назывались первые спортивные состязания, на которых взрослые и дети соревновались в меткости в игре в городки, в метание камней в цель, в стрельбе из лука.
Для некоторых людей спорт – это не только увлечение, интересное занятие, но и профессия, главное дело жизни. Спортсмены соревнуются друг с другом. Лучшие спортсмены представляют нашу страну на Олимпийских играх – это самые главные спортивные соревнования в мире, которые бывают один раз в четыре года. (Очерёдность проведения Олимпийских игр – вопрос к детям)
Вопрос: Какие виды спорта вы знаете? (Ответы детей: лёгкая атлетика, фигурное катание, художественная гимнастика, футбол и др.)
- Молодцы! Вы перечислили очень много видов спорта, а вот теперь попробуйте отгадать загадки!
- Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится? (лыжник)
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» —
Там идёт игра — … (хоккей)
Он съел коня,
Он съел слона
И победил.
Гордись, страна! (Шахматист)
-Ребята, перед вами несколько спортивных предметов (указывает на футбольный, баскет-
больный мячи и гимнастические обручи). Скажите к каким видам спорта они относятся? (футбол, баскетбол, спортивная гимнастика)
Учитель: А сейчас вы выполните следующие задания .
1.Обучающиеся по одному забивают футбольный мяч в ворота с расстояния 10 метров. ( учитывается количество забитых голов)
2. Бросок баскетбольного мяча в баскетбольное кольцо со штрафной площадки. (даётся одна попытка и учитывается общее количество заброшенный мячей)
3. Вся команда в течение 1 минуты крутят гимнастические обручи. (если обруч падает, команда получает штрафное очко)
5.Возвращение обучающихся к началу маршрута. Итоги игры (Видеоклип «Россия-Родина моя!»).(2-3 мин)
Ребята собирают пословицу из собранных по предметным станциям слов:
Для Родины своей ни сил, ни знаний не жалей.
Ведущий:
-Смысл и значение этой пословицы о Родине в том, что каждый человек должен делать всё для процветания своей Родины. А наш квест показал, что вы не пожалеете ни сил, ни знаний для этого.
Приложение 1
Правила написания синквейна:
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.
Образцы выполненных творческих работ.
Россия.
Красивая, огромная.
Защищает, любит, охраняет.
Страна, где мы родились.
Отечество. (6-А класс)
Россия
Красивая, дорогая.
Живёт, побеждает, процветает.
Я люблю тебя, Россия!
Родина.(6-Б класс).
Россия.
Большая, сильная.
Защищает, любит, помогает.
Я люблю свою страну.
Родина-мать. (6-В класс)
Россия.
Красивая, огромная.
Заботится, ждёт, бережёт.
Россия - моя любимая страна.
Родина. ( 6-Г класс)
Приложение №2
Маршрутный лист №1 6-А
| Название станции | Количество баллов | Подпись учителя |
1 | «Историческая» | | |
2 | «Литературная» | | |
3 | «Биологическая» | | |
4 | «Математическая» | | |
5 | «Общественных наук» | | |
6 | «Лингвистическая» | | |
7 | «Спортивная» | | |
8 | «Географическая» | | |
9 | «ABC-CLUB» | | |
| Вернись в стартовый кабинет. | | |
Маршрутный лист №2 6-Б |
1 | «Математическая» | | |
2 | «Историческая» | | |
3 | «Литературная» | | |
4 | «Биологическая» | | |
5 | «Спортивная» | | |
6 | «Географическая» | | |
7 | «ABC-CLUB» | | |
8 | «Общественных наук» | | |
9. | «Лингвистическая» | | |
| Вернись в стартовый кабинет. | | |
Маршрутный лист №3 6-В
| Название станции | Количество баллов | Подпись учителя |
1 | «Биологическая» | | |
2 | «Математическая» | | |
3 | «Историческая» | | |
4 | «Литературная» | | |
5 | «ABC-CLUB» | | |
6 | «Спортивная» | | |
7 | «Общественных наук» | | |
8 | «Лингвистическая» | | |
9. | «Географическая» | | |
| Вернись к началу | игры. | |
Маршрутный лист№4
6-Г
| Название станции | Количество баллов | Подпись учителя |
1 | «Географическая» | | |
2 | «Общественных наук» | | |
3 | «Математическая» | | |
4 | «Историческая» | | |
5 | «Литературная» | | |
6 | «Биологическая» | | |
7 | «Лингвистическая» | | |
8 | «ABC-CLUB» | | |
9. | «Спортивная» | | |
| Вернись к началу | игры. | |
21