СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест "Работа хороша - если в ней польза и душа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Квест "Работа хороша - если в ней польза и душа"»

Игра – квест по профориентации

«Работа хороша, если в ней польза и душа»

Составила: учитель начальных классов МБОУ школы №8 Моторина Ирина Геннадьевна.

Возраст детей 7-8 лет

Цель квеста, мастер - класса: создание условий для формирования у детей нравственных начал через приобщение их к миру народных ремесел.

Задачи:

  1. Выяснить уровень знаний учащихся о профессиях народных промыслов.

  2. Расширить знания и представления детей о мире профессий народных промыслов .

  3. Показать важность и необходимость любого труда.

  4. Формировать интерес к профессиям, осознанность и ответственность за выбор будущей профессии.

  5. Воспитывать уважение к труду, к людям разных профессий.

  6. Развивать логическое мышление, память, связную речь.

Форма проведения: квест, мастер-класс.

Участники квеста осваивают элементы народных промыслов.


Оборудование и иное обеспечение. Компьютер, мультимедийный  проектор. Презентация, шаблоны для украшения валенок, декоративная глина, краски, кисти, бумажные тарелки.

Ход мероприятия

Ведущий:

Чем Россия-матушка прекрасна?
И любой, кого ты ни спроси,
Сразу даст ответ предельно ясно -
Промыслами древними Руси.

Сколько замечательных талантов
Было в русских сёлах, городах.
Ими Русь бескрайняя богата,
Славилась умельцами в веках
.

- Попробуем объяснить значение «народных промыслов».

- Что такое ремесло? (Ответы детей)

Ведущий: Слово «ремесло» произошло от слова «ремес» - плотник. Это слово обозначало и обозначает разные виды работы, преимущественно ручной. В толковом словаре Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб; промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда ».

«Ремесло за плечами не виснет» - говорили предки, подчёркивая значимость умения.

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Всякая работа мастера хвалит – с этим трудно не согласится, глядя на «брендовые» вещи русских мастеров, которые пришлись по душе не только на Родине, но и полюбились далеко за ее пределами… Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Ведущий:

- Какие народные промыслы, вы знаете?

(Ответы детей).

- Мы сегодня будем путешествовать по нашему Ивановскому краю.

- Ивановская область, расположенная в самом сердце России, — это не просто регион на карте. Это настоящий кладезь уникальных традиций, мастерства и природных ресурсов. Она известна не только своими текстильными фабриками, но и древними центрами народных промыслов, которые передаются из поколения в поколение, сохраняя свою самобытность и очарование. Давайте погрузимся в мир удивительных ремесел и природных богатств нашего края.

(Презентация народных промыслов Ивановской области).

  • Палехская роспись. Выразительные и оригинальные произведения, выполненные с подробнейшей детализацией при использовании золотой краски. Основные особенности палехских миниатюр – это различные фоны, в основном: чёрные и золотые хорошо прописанные человеческие фигурки: немного продолговатые тела, узкий лик очень естественно прописанная листва подробная детализация рисунка узоры, радужность и сочность используемых красок.

  • Холуйские миниатюры. Сюжеты из сказок, былин, истории и иногда из современности (существуют даже миниатюры с изображением космонавтов и запуска ракет). Холуй, так же как и палехская роспись вырос из иконописи. Миниатюры делаются в основном из папье маше, красочный слой основан на темперных красителях. Темпера – краска, история которой насчитывает несколько тысячилетий, к примеру именно этими красками был расписан саркофаг египетских фараонов.

  • Шуйская гармонь. Для неё характерен особый тембр звучания, неповторимая конструкция корпуса с обтекаемой формой и наложенной на него цветовой инкрустацией. 

Я поеду в город Шую
И куплю гармонь большую,
Как приеду на село
Заиграю весело.

  • Кинешемские валенки. В 2012 году в Кинешме открылся Музей валенок, где представлены более 100 экспонатов, в том числе расписные и расшитые валенки разных размеров и цветов.  Этот промысел хоть и довольно распространён по территории России, однако, в Кинешме выпускают свой необычный, особый род валенок. Семья Соколовых изготавливает свои валенки по всем канонам валяльного дела, однако главное в этих валенках, что каждые из них имеют свой уникальный и неповторимый узор.

  • Строчевышивание. С XVIII века славится в мире искусство ивановских мастериц строчки в вышивки. 

  • Савинские игрушки. В посёлке Савино живут мастера, которые создают забавные игрушки из дерева и фанеры. Они расписывают их яркими красками. Дети с радостью играют такими игрушками. Поселок Савино – центр особой савинской росписи, которая «потерялась» в тени знаменитых промыслов Холуя, Палеха и Мстеры, тем более что в основе этого искусства не утонченное изящество миниатюр, а грубоватая народная традиция лубка.

  • Павлово-Посадские платки.   Есть в России старинный город — Павловский Посад. Расположен он на зеленых берегах реки Клязьмы. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Платки и шали носили и простые люди, и важные персоны. Раньше многие женщины носили яркие платки на голове, плечах, а иногда даже просто сложенным на руке, как укра­шение. Секретом старинного промысла была ручная набойка. Рисунок наносится на ткань при помощи специальных дере­вянных печатных досок с вырезанным на них рельефным узо­ром. Такие доски называются «манеры» или «цветки». Иногда узор не вырезали, а вбивали в доску металлические пластинки, проволочки, гвоздики. На каждый цвет, каждую краску буду­щего рисунка создавалась своя печатная доска. Для сложного рисунка может понадобиться не один десяток «манерных» досок. Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, по­стучит, побьет, чтобы краска с печатной доски лучше отпеча­талась на ткани. Вот так и возникло название «набивная ткань», «набойка». Сложное, трудоемкое это дело — ручная набойка. Делали ее лишь настоящие мастера.

  • Ивановские кружева. Процесс изготовления кружев начинается с создания основного рисунка. Мастер использует специальные подложки и иглы для того, чтобы связать нити и создать желаемый узор. Затем мастер переносит рисунок на специальный материал, который после этого будет использоваться для создания кружевного полотна. Ивановские кружева считаются одним из самых изящных и роскошных видов русского народного ремесла. Их история тесно связана с Ивановской областью, где эта уникальная рукодельная техника была развита и сохранена на протяжении многих веков.

  • Гончарное ремесло. Гончарный промысел на территории Ивановской области зародился в эпоху неолита. Археологические находки свидетельствуют, что уже во II–I тыс. до н. э. представители фатьяновской и волосовской культур изготавливали разнообразные виды глиняной посуды. 


- Сегодня вы познакомитесь с промыслами Ивановской области, узнаете о профессиях, посетите три мастерских, и поучаствуете в мастер-классах

По завершению квеста будет организована выставка ваших работ.

(Дети делятся на три группы по 6-7 человек. Каждая группа отправляется в свою мастерскую).

- У каждой команды свой маршрут. В добрый путь!

Первая станция «Мастерская валенок». Г.Кинешма.

1 Мастер:

-Сегодня мы попробуем сотворить маленькое чудо. Теплое, мягкое, полезное.  Его умели делать наши предки. Попробуйте догадаться, о чем идет речь?

(Загадки про валенки).

В них упрячешь две ноги - И в мороз гулять беги.

Треплют, катают, а зиму таскают.

       Не ботинки, не сапожки,

       Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

 Утром – в садик,

 Днем – домой.

Тема нашего мастер - класса «Русские валенки». О чем бы вы хотели сегодня узнать? Чему научиться? (Ответы детей).

Теоретическая часть.

В ряду национальных символов России: валенки, занимают почетное место. Это действительно, самая дешевая, самая теплая, самая полезная и самая русская зимняя обувь! История валенок насчитывает несколько тысячелетий. Известно, что ещё в 4 веке до Рождества Христова у наших азиатских предков они точно были, об этом свидетельствуют находки на алтайских раскопках.

Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами.

Наверное, не все знают, что в старину валенки считались очень ценным подарком. Иметь собственные валенки было заветной мечтой молодого парня - ведь девушки больше заглядывались на того, кто в валенках: значит, он - состоятельный, серьёзный человек. Семья, имеющая хотя бы одни валенки, считалась зажиточной, носить их приходилось по старшинству. Валенки берегли, передавали из поколения в поколение, - срок их носки был практически неограничен. Получение валенок по наследству приравнивалось к большой сумме денег. Это и понятно - стоили они недешево, ведь их ручное изготовление обходилось в копеечку. Даже крестьяне среднего достатка обзаводились валенками с трудом.

Практическая часть.

- Сегодня вы сами украсите валенки и освоите профессию дизайнера валенок. (Дети украшают узорами, лентами, наклейками фетровые шаблоны валенок).


Станция «Художественная мастерская» Палех.

2 Мастер:

Плещутся звёзды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери —
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке по кромке зари.
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.
Сколько кудесников вырастил Палех!
Сколько диковин красою затмил!
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет —
Кисти взлетают, как крылья жар-птицы,
Дарят нам палехской сказки портрет

- В Палехе производятся сувенирные изделия: шкатулки, ларцы, подносы, игрушки и пасхальные яйца, расписанные в стилистике палехской миниатюрной живописи. 

Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Основой для росписи является чёрный фон, на котором белилами в несколько слоёв прорисовывают изображение. После этого мастера переходят к этапу роскраши, в ходе которого на светлом фоне прорисовывают тёмный контур и добавляют светотеневой объём. Предпоследним этапом росписи является нанесение красок лёгкими пунктирными линиями, после чего изделие покрывается прозрачным лаком. 

Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. На палехских изделиях часто изображаются богатыри, красные девицы и жар-птицы в обрамлении золотых орнаментов и деталей. 

Осваиваем профессию художник лаковой миниатюры.

-Ребята давайте украсим бумажные тарелочки узором, изобразим перо Жар-птицы.

(Дети на подготовленных тарелочках раскрашивают перо Жар-птицы).


Станция «Гончарная мастерская». Село Шилекша (Кинешемский район).

3 мастер:

- Если встретишь на дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу -

 Она понадобится сразу. (Глина)

Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда (глиняная) …

- Ребята, а кто  знает кто такой гончар? (Отчеты детей).

Гончар — мастер гончарного дела, изготавливающий изделия из глины: посуду, игрушки, малые скульптуры, строительные материалы. 

Гончарное ремесло - одно из самых древних. Об этом говорят археологические находки- гончарные изделия или их черепки сохраняются практически вечно. Мастерство гончара передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Сначала человек становился подмастерьем и лишь после многих лет ученья он мог стать мастером, снабжающим посудой не только свою семью, но и всю округу.

Посуда могла быть облитой или не облитой, с узором или без него. Обливали специальным составом.  Но из глины изготавливали не только посуду, но и глиняные кирпичи.

-  Чем же торговали гончары?

Всем, что требовалось. Большие, наподобие кувшинов, с узкими горлами сосуды назывались корчагами. В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. Кринка, глазурью облитая по краям, вмещала ведро воды и служила для выпечки пирогов. В кубышках с узкими горлышками хранили смолу и дёготь. В рыльниках сбивали сметану на масло, в ладках – широких и глубоких глиняных тарелках- жарили-парили еду для будней и праздников.

Для детишек гончар выставлял большую корзину игрушек. Тютьки-свистульки в образе птичек, раскрашенные лошадки, козлы и олени врывались в детскую жизнь.

(Презентация).

- Сегодня вы сами попробуете освоить гончарное ремесло. С помощью декоративной глины изготовим посуду.

(Дети лепят из декоративной глины посуду).

Подведение итогов.

- Вот и закончилось наше путешествие в мир народных промыслов Ивановского края.

- О каких профессиях вы сегодня узнали?(Ответы детей)

-С какими промыслами вы познакомились?(Ответы детей)

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.


По итогам квеста организуются выставки детских работ из мастерских.