Квест-технологии в работе психолога
Информацию подготовила
педагог-психолог
МОУ СОШ №35
Г.о Подольск
Новикова Н.С.
Сущность квест-технологии
На сегодняшний день, требования к педагогу-психологу таковы, что он не дает знания в готовом виде, а только помогает обучающемся добывать знания собственными усилиями. Нет такого педагога-психолога, кто не задавался бы вопросом, какими способами можно успешно развивать у обучающихся интерес к открытию знаний? Ведь не секрет, если обучающийся относится к учению равнодушно, без интереса, то такое обучение не может быть успешным. Поэтому педагог-психолог должен использовать не только традиционные средства обучения, а вместе с тем и новые приемы, технологии. При организации педагог-психолог учитывает возрастные, психологические особенности и здоровье обучающихся, должен создавать на занятиях ситуации, дающие возможность обучающимся самим найти ответы и решения к поставленным задачам. Одной из новых образовательных педагогических технологий является «квест-технология».
Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.
В 1995 году преподавателем университета в Сан-Диего Берне Доджем была презентована модель веб-квеста как метода для наиболее удачного использования сети Интернет на уроках. Следует обратить внимание на то, что суть квеста близка некоторым известным в педагогической науке играм, в которых выполнение заданий проходит «по станциям», ориентирование на местности с препятствиями («Следопыты», «Казаки-разбойники», «Поиск клада» и др.). Если обратиться к классической педагогике, так Я. А. Коменский отмечал, что совершенно замечательно, «…если для отдыха ума разрешаются юношеству и придумываются такие игры, которые живо представили бы серьёзные стороны жизни и этим уже развивали бы у юношества некоторые склонности к этим сторонам жизни. Ведь можно дать некоторое представление и о ремёслах при помощи какого-либо инструмента, а равно и о хозяйстве, и о политике, и о военном деле, и об архитектуре, и о многом другом. Для усиления поощрения можно было бы наиболее успевающих награждать званиями, например: в военной игре учащиеся могут получать звание полководца, капитана, знаменосца; в вопросах политических – звание президента, посла, советника, маршала, секретаря, дипломата, такая игра приводит к серьёзному» Т.е. игры позволяют проявлять индивидуальные способности и наклонности, а также совершенствовать их. Многие исследователи отметили, что игра является еще сильной мотивацией к обучению. Благодаря игре развитие познавательного интереса проходит быстрее, так как в ней больше мотивов, чем в учебной деятельности. Кроме этого в ходе игры внимание, восприятие, воображение и мышление получают большее развитие.
Можно составить такую схему развития познавательного интереса: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску. Поддержание и развитие познавательного интереса обучающихся, также во многом зависит от обстановки ведения занятий в целом. Очень важно, чтобы в классе царил дух оптимизма, доброжелательности и хорошее настроение обучающихся и педагога. Изучив труды педагогов и психологов по нашей проблеме, мы понимаем что обучающийся младшего школьного возраста с ОВЗ имеет такие возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание нагляднообразного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности. Для формирования у школьников познавательного интереса посредством квест-технологии педагог-психолог в своей деятельности должен принимать к сведению индивидуальные личностные особенности, а также интересы каждого обучающегося и уровни развития.
Квест-технология – это педагогическая технология, основанная на системно-деятельностном и личностном подходах, сочетающая технологии проблемного, проектного и игрового обучения, с целью достижения определенных учебных целей и ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации обучащихся, развитие их, как активны участников педагогического процесса.
У ребят проходят уроки психологии, на которых мы учим их быть одной командой, единым организмом. Нами были перепробованы многие формы проведения уроков, пока мы не пришли к выводу сделать что-то необычное, интересное и понятное (близкое) для ребят. Нашим выбором стал – психологический квест.
Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такие характерные для других жанров компьютерных игр элементы, как бои, экономическое планирование и задачи, требующие от игрока скорости реакции и быстрых ответных действий, в квестах сведены к минимуму или вовсе отсутствуют.
Психологический квест – это легкое игровое приключение с большим психологическим смыслом. Конечно, они бывают разные, но все квесты объединяет одно – действие! Получая небольшую дозу теории, участники отправляются выполнять задание квеста. Задания обычно несложные, их цель – встроить полученную порцию знаний сразу в жизнь, то есть трансформировать знания в навык или новый психологический опыт.
Психологический квест – это новая форма обучения и изменения. Наверное, я не буду далека от истины, если предположу, что мы все подустали от традиционных психологических форм – тренингов и консультаций. В наш век высоких скоростей мозг уже сопротивляется новым порциям информации и это еще одно преимущество игры или квеста – развлекательная форма обходит все рубежи обороны подсознания, и шаг за шагом в конце ты обнаруживаешь себя изменившимся – чуть-чуть или серьезно. И все это происходит легко, незаметно в процессе выполнения несложных заданий.
Квесты бывают длинными и короткими, на разные темы, с разной механикой и целью, но в ходе проведения психологических квестов, нами решаются следующие задачи:
создание «теплой», дружественной атмосферы в классе;
налаживание контактов и взаимодействия между учащимися класса;
осуществление просветительской работы по формированию знаний о толерантности;
проведение тренинговых упражнений для создания условий, в которых у каждого учащегося появится возможность быть толерантным по отношению к окружающим;
настраивание группы на толерантное отношение друг к другу;
сплочение коллектива класса.
Форма работы – психологический квест, была выбрана мною не случайно, этому способствовало несколько аспектов:
квест, как форма работы с учащимися является приемлемой и понятной, так как в этом возрасте у ребят формируется мировоззрение и на все есть свое мнение, дискуссия в ходе квеста помогает ребятам заявить о себе и научиться отстаивать свою точку зрения.
Использование тренинговых элементов в ходе квеста – это второй не менее важный аспект, он заключается в том, что тренинговая форма занятия является актуальной и продуктивной, так как она позволяет овладеть не только теоретическим материалом, но и способствует формированию конкретных практических навыков.
Мы считаем внедрение психологического квеста как форму работы психолога с учащимися актуальной. Ввиду того, что обучающиеся с ОВЗ требуют особого подхода, особенного внимания, а именно в квесте можно различить личность каждого ученика и понять чего он хочет от окружающих. В квесте – все в руках психолога, он как волшебник: может изменять ситуацию, обстановку, переносить всю группу в другой мир, на другие планеты, все это поможет подросткам понять себя и окружающих, наладить взаимоотношения со сверстниками и в дальнейшем, умея работать в команде, успешно социализироваться.
Особенности организации педагогического квеста в работе с детьми с ОВЗ.
В настоящее время в рамках ФГОС осуществляется реализация инновационных подходов к обучению, воспитанию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных школ.
Исходя из этого новый подход к обучению детей с ОВЗ должен учитывать развитие новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у обучающихся навыков самостоятельности в поиске информации, формирование универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни.
Практика показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания новой информации. Использование образовательных квестов в обучении по образовательным программам способствует воспитанию и развитию качеств личности, которые требует общество.
В образовательном процесс квест - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий.
Основная цель образовательных квестов - это реализация и развитие личности обучающихся через исследовательскую и творческую деятельность.
Образовательные квесты построены на коммуникативном взаимодействии между всеми участниками. Совместное выполнение заданий помогает обучающимся отлично справляться с командообразованием, наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались.
Квест несет в себе элемент соревновательности, он способствуют развитию аналитических способностей. Использование квеста поможет уйти от традиционных форм проведения занятий, расширить рамки образовательного пространства. Проведение занятия в такой форме будет способствовать формированию у обучающихся интереса к учебе и исследовательской деятельности, мотивации к самостоятельному изучению школьных дисциплин. .
Организация и проведение квест - игры делиться на несколько этапов.
Основная нагрузка в подготовительном этапе ложится на педагога: от формулировки темы до создания всего мероприятия. Квест имеет свою легенду, загадку, задание, ее решение является итогом игры.
В соответствии с легендой, педагог подбирают источники информации по выбранной тематике и предлагают его обучающимся для ознакомления в период подготовительного этапа к игре. Для получения более качественной подготовки к игре не стоит обучающимся предлагать большой список источников информации. В противном случае можно получить обратный эффект: увидев нереально большой объем информации, они могут вовсе с ним не знакомиться. Игру можно подготовить, как итоговую по какой-нибудь теме.
Педагог разрабатывает маршрут движения для обучающихся с учетом пространства того учреждения, где будет проходить данный квест.
Для организации соревновательного момента на игре желательно предусмотреть движение команд на промежуточных этапах в разной последовательности, не допуская пересечений на этапах. Путь следования обучающиеся будут узнавать постепенно, идя по маршруту от пункта к пункту. Указателями к последующим пунктам могут служить подсказки. Чтобы получать подсказки, участникам квеста необходимо выполнять все задания. На предпоследнем этапе прохождения маршрута обучающимся, как правило, предстоит выполнять итоговое задание, которое возможно будет выполнить только при наличии специальных подсказок - ключей и т.п., полученных во время прохождения маршрута.
На начальном этапе педагоги исполняют роль координаторов и наблюдателей. Организационный момент для детей с ограниченными возможностями здоровья должен быть рассчитан не более чем на 8-10 минут. Педагог информирует обучающихся о регламенте работы и формируют команды. Команды формируются с помощью жеребьевки.
Основной этап. Основной этап игры должен длиться по времени до одного часа. Не стоит увеличивать время, так как затянувшаяся игра может утомить учащихся. На этом этапе обучающимся необходимо справиться с основным заданием – найти все точки, выполнить все задания, получить все артефакты. Выполнив все задания, собрав все артефакты, все команды собираются в финишной точке. Здесь подводятся итоги игры, рефлексия и награждение команд.
Наиболее приемлемы для детей с ОВЗ поисковые и мирные квесты.
Мирные квесты направлены на доставку различных предметов, возможно на время или за вознаграждение. Принципы организации мирных квестов: найди – принеси, сообщи – получи.
Для детей ОВЗ нужно формулировать задание так:
1.Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
2.Задание должно быть кратким, конкретным.
3.При формулировании заданий покажите конечный продукт.
4.Формулировать задание, стойте рядом с ребенком.
5.Давайте возможность ребенку закончить начатое дело.
В образовательном учреждении на уроке проводятся квесты с учащимися в классах есть дети с ограниченными возможностями здоровья.
Наблюдения хода игры выявило ряд особенностей в поведении учащихся этого класса по сравнению с обычным учебным занятием:
1. В начале квеста дети с ОВЗ скованы, но после прохождения 1 этапа их поведение изменяется. Общая атмосфера поиска благоприятно подействовует на них.
2. У детей не возникает проблем с переключением на другой вид деятельности.
3. Дети с нормой во время выполнения заданий помогают «особым детям», но, так как это было во время игры, такая помощь проходит незаметно и принимается с благодарностью.
4. Дети с ОВЗ ставят высокие цели и не стесняются их озвучивать.
5. При проведении квеста учащиеся с ОВЗ проявляют большую отзывчивость на благо других.
Грамоты и сувениры, которые дети получают по результатам игры, воспринимаются ими как заслуженные на равных с детьми с нормой.
Таким образов, можно подытожить: Квест относится и игровым технологиям, но из-за своих особенностей позволяет решить задачи социально-психологической коррекции комплексно. Для детей с ОВЗ такая форма проведения занятий позволяет решать задачи как компенсационного, так и развивающего характера. С помощью сюжетно-ролевых игр можно сформировать навыки «примерки» ролей, приобретения социального опыта общей и индивидуальной деятельности. Удовлетворение от участия в квесте позволяет говорить о формировании у ребенка с ОВЗ позитивного эмоционального отношения к себе.