Урок физической культуры в 5 классе
Спортивный квест как нетрадиционный урок, формирующий положительную
мотивацию к урокам физической культуры.
(из опыта использования квест-технологии на уроках физической культуры)
Основной задачей учителя физической культуры в современной школе является формирование у школьников высокой положительной мотивации и интереса к предмету через включение в активную спортивную, соревновательную и творческую деятельность. Стремление к достижению положительного результата, безусловная поддержка и доброжелательное отношение друг к другу – вот главные мотивационные установки, которые формирует учитель у обучающихся на уроках физической культуры.
связи с внедрением ФГОС всё больше требований предъявляется как к учителю, так и к преподаваемому им предмету. Задача учителя не только дать знания обучающимся, но и способствовать формированию на уроке универсальных учебных действий. Безусловно, что эффективность работы на уроках физической культуры может быть достигнута лишь при комплексном использовании всего арсенала методов
средств обучения как традиционных, так и инновационных.
Применение различных технологий позволяет урок сделать «здоровым», то есть: развивающим - с уклоном на способности и интересы учащихся, но с учетом функциональных возможностей организма; сохраняющим желание учащихся работать и дальше.
Одним из таких методов являются квест-уроки (урок-приключение). Квест (от англ. quest – поиск) – командная игра, которая развивает не только быстроту, ловкость, но и эрудицию, сообразительность и нестандартное мышление. Смысл квеста заключается в выполнении всевозможных заданий (логических, игровых, на смекалку и предприимчивость и т.д.). Целью выполнения каждого задания является получение уникального кода, который дает право команде получить следующее задание. Конечный результат квеста, как игры, является выполнение всех заданий быстрее команды соперников. Вся фишка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков. Конечно, такая форма работы требует предварительной подготовки от педагога.
Задача такого урока – создать положительную психологическую атмосферу, которая позволит максимально раскрыться личности каждого ребенка, вовлечь учащихся в поисковую и коммуникативную деятельность. Такие уроки соответствуют современным требованиям педагогики.
Ярким примером такого урока является спортивный квест « Мы любим спорт», который проводился в 5 классе.
Представленное занятие является естественным продолжением предыдущих уроков и опирается на теоретические знания и сформированные ранее двигательные умения и навыки. Проведенный урок служит основой для возможности применения двигательных умений и навыков в нестандартных, игровых ситуациях.
Содержание всего урока построено на основе коллективной деятельности обучающихся. В ходе урока ребята учатся работать в команде, развивают умения и навыки самостоятельной работы.
Урок физической культуры в 5 классе
Тема: «Мы любим спорт»
Цель урока:
1.Способствовать развитию двигательных навыков и качеств обучающихся.
2.Обучение взаимодействовать во время игровых заданий.
Задачи:
Образовательные:
1.Совершенствование способности ориентироваться в пространстве.
2.Развитие скоростно-силовых качеств.
Оздоровительные:
1.Укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.
2.Приобретение положительных эмоций.
Воспитательные:
1.Воспитание морально-волевых качеств.
2.Развитие положительной мотивации к урокам физической культуры.
3.Формирование представления о работе в команде.
Технология построения урока: квест-технология
Сюжет квеста:
Класс разделить на 3 команды. Объяснить смысл игры и конечный результат.
Команде выдаётся маршрутный лист с заданиями (ступени). По нему игроки должны пройти весь маршрут. На каждой станции после выполнения задания учителем будет выдаваться по одному пазлу, которые собираются в конце гры в
картинку. Команда, которая быстрее всех завершила выполнять задания, собрала свою эмблему, считается победительницей.
Ступень «Разминка»
Под песню придумать движения на 4 или 8 счетов, затем всем вместе их показать.
Выполнив задание, получить пазл.
. Ступень «Переправа»
Капитан команды должен переправить в обруче каждого члена команды на противоположную сторону от старта. Когда вся команда окажется на другом конце, решить ребус. Как только ребус решён, получить пазл.
3.Ступень «Угадай вид спорта»
баскетбольном кольце лежит конверт со схемами. Нужно по очереди забрасывать в кольцо мяч. Как только конверт выпадет из кольца, достать из него листок со схемами видов спорта и подписать. Получить очередной пазл.
4 .Ступень « Прыг-скок»
Взять 2 скакалки и связать 2 конца .2 игрока берут свободные концы и начинают
вращать, остальные по очереди прыгают через вращающуюся скакалку 5 раз .
Выполнив задание, решить кроссворд и получить пазл.
5 . Ступень « Меткий глаз»
Поставить корзину на центральную линию зала и отойти от неё на белую линию, сделать 10 комочков из бумаги и бросать по очереди, пока все 10 не окажутся в корзине. Как только все бумажные мячики окажутся в корзине – получить пазл.
6.Ступень «Послушный мяч»
Расставить 5 конусов по одной линии на расстоянии 2-х шагов друг от друга. По
очереди ведение баскетбольного мяча змейкой. Выполнив задание, собрать инвентарь
– получить пазл.
7.Ступень «Весёлый мяч»
На фитболе по очереди прыгать вокруг зала по лицевой линии. Последний участник
забирает пазл у учителя.
8.Ступень « Разведчики»
Расстелить длинный ролл-мат, проползти по нему по-пластунски. Выполнив задание, взмахом руки дать старт следующему участнику. Последний разведчик получает пазл. Команда собирает пазлы в эмблему, наклеивает на маршрутный лист и показывает её учителю.
Учитель подводит итог урока. Здесь главное помнить, что для детей важен не только результат, но и процесс. Поэтому следует отметить результат выступления каждой команды.
в завершение можно сказать, что спортивный квест – это нетрадиционная форма урока, которая, способствует развитию спортивно-познавательного интереса
учащихся и повышает эмоционально-психологический настрой на уроках физической культуры при выполнении основных спортивных упражнений. Так как на таких занятиях создаётся непринуждённая обстановка, они нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Задания, которые дети на таких уроках выполняют, вдохновляют, вселяют уверенность в свои силы и способности.
Однако необходимо помнить, что слишком частое использование таких форм может привести к падению интереса у учащихся. Только проанализировав весь материал по предмету, можно определить, какие уроки можно провести в форме спортивного квеста. И каким бы опытным ни был учитель, ему всегда приходится думать, искать формы и методы, чтобы его уроки были интересными.