Решение жизненных задач по функциональной грамотности
«Встреча бабушки»
Цель: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач
Задачи внеурочной деятельности:
- умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,
- умение работать в группах,
- умение формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; развивать навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе.
Познавательные: создавать условия для формирования умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач, умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики. Формировать умение ставить и решать проблемы, развивать умение строить речевое высказывание;
Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при решении задач и выполнении заданий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предложение.
Предметные: повышать интерес к изучению математики, показать значение математики в различных сферах человеческой деятельности.
Оборудование Компьютер, проектор, рабочий лист для индивидуальной работы, набор «Деньги».
Ход внеурочного занятия
I.Эмоциональный настрой (2 мин.)
- Посмотрите всё ли у вас готово. Сегодня на нашем занятии вам понадобится: цветные карандаши синего и зелёного цвета, авторучка синего цвета, маркер на группу, рабочий лист.
- На нашем занятии класс будет разбит на команды по 5 человек.
- Давайте вспомним правила работы в группах.
(говорить по очереди не перебивая, выслушивать мнение, быть внимательным)
-Сегодня мы выполним необычную и очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в жизни.
-Посмотрите на слайд. Что изображено на картинках? (Математика, магазин, калькулятор, продукты). (Слайд 2).
-Как взаимосвязаны данные изображения?
- Обсудите в своей группе, что могут значить эти изображения.
(Без математики невозможно в жизни) (слайд 3).
Без математики, друзья,
Прожить на свете нам нельзя
Без нее ты пропадешь.
И хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Что сколько стоит - не узнаешь,
А, узнав, не разберешь!
- Как вы думаете, какая наука нам пригодится для выполнения наших заданий? (математика)
- Хорошо.
- А вот с кем будут связаны наши задания вы узнаете, отгадав загадку:
Она для нас вторая мама,
Наш человек любимый самый,
Заботой пахнут ее руки,
И очень любят ее внуки. (бабушка слайд 4)
- Я вам сегодня предлагаю познакомиться с семьёй Петровых. (Слайд 5)
К ним в гости должна приехать бабушка.
- Поможем гостеприимно и радушно встретить её?
II. Формулирование темы занятия, целеполагание (5 мин.)
- Кто может определить тему занятия? - Цель?
Ш.Закрепление знаний в знакомых ситуациях (15 мин.)
- Познакомимся с первым заданием.
1. Расчёт времени.
- На мобильный телефон мамы поступило СМС сообщение от бабушки:
Дорогие мои! Очень соскучилась, еду в гости. Выезжаю в субботу, отправление автобуса в 10.00. До встречи! (Слайд 6).
- Думаю, ситуация вполне знакомая: в гости едет бабушка.
- Как правильно нужно встретить бабушку?
- Давайте составим план действий для встречи бабушки.
1.Встретить бабушку.
2.Приготовить домашний торт.
- Вернёмся к смс сообщению, прочитаем его хором ещё раз. (слайд 6)
- Можем ли мы ответить на вопрос: во сколько приедет бабушка, если мы знаем, что бабушка, предположим живёт в Ухте и едет в гости к нам в Сыктывкар? Автобус идёт ровно 5 часов.
-Каких данных бабушка не сообщила, но мы их можем знать? (Слайд 6).
(Время прибытия автобуса)
- Мы знаем время отправления автобуса? (да)
- Какое? (10 часов утра)
- Сколько времени занимает дорога знаем? (да,5 часв)
- Можем ли мы определить время прибытия автобуса? (да)
- Определите время прибытия (10 ч + 5 ч =15ч дня) записать в рабочий листок
- У кого так же, поднимите руку.
- У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания № 1. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы)
-Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления)
- Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях)
- Итак, с первым заданием справились. Молодцы.
2. Встреча бабушки.
- Сегодня вторник. Время на подготовку к встрече у нас есть? Да.
Групповая форма работы с элементами фронтальной работы
- Бабушку мы должны встретить вкусным тортом.
- Что нужно для этого сделать? (сходить в магазин, купить продукты, испечь торт)
IV.Творческое применение и добывание знаний в новых ситуациях (10 мин.)
1.Поход в магазин за продуктами.
- Переходим к заданию № 2.
-Мама отправляет Мишу в магазин за продуктами и даёт определенную сумму денег, карты для скидок и оплаты, если денег не хватит.
– Давайте посчитаем, сколько денег дала мама? (500 рублей) (слайд 7)
- В пределах этой суммы Мише необходимо купить нужные продукты.
- (слайд 8)
- Итак, по маминому рецепту для приготовления торта «Наполеон» Мише нужно купить: молоко, сахар, мука, масло, сгущённое молоко, яйца 1 дес., ванилин.
- Что Мише нужно сделать перед тем, как пойти в магазин, чтобы не купить ничего лишнего и не забыть купить нужное? (Лучше записать все нужные продукты на листке бумаги, т.е. составить список продуктов)
- Ребята, посмотрите, какой большой выбор, ожидает Мишу в магазине: чипсы, конфеты, макароны, фрукты, овощи, масло, сахар.
- Где Миша может узнать примерные цены перед тем, как пойти в магазин? (в приложении на телефоне или в буклете).
- Перед вами названия 3-ёх магазинов. Определите, в каком магазине Мише выгоднее сделать покупку? Слайд 9
№ | Продукты | «Пятерочка» | «Магнит» | «Лента» |
1 | Молоко | 45 | 55 | 55 |
2 | Сахар | 40 | 45 | 52 |
3 | Мука (1 пачка) | 50 | 60 | 50 |
4 | Масло (1 пачка) | 80 | 100 | 85 |
5 | Сгущённое молоко | 50 | 65 | 55 |
6 | Яйца ( 1 упаковка) | 45 | 60 | 50 |
7 | Ванилин | 20 | 30 | 25 |
330 руб. 415 руб. 372 руб.
- Что нужно сделать? (Посмотреть и посчитать)
- Посчитайте, сколько Миша заплатит за всю покупку? Для этого, вы можете использовать рабочие листы.
Молоко – 45 руб.
Сахар - 40 руб.
Мука - 50 руб.
Масло - 80 руб.
Сгущенное молоко - 50 руб.
Яйца 1 дес. - 45 руб.
Ванилин 20 руб.
- 1 группа посчитайте цены в магазине «Пятёрочка»,2 группа – «Магнит», 3 группа – «Дикси». (330 руб.)
- Сделайте вывод, в каком магазине выгоднее сделать покупку? (в магазине «Пятерочка»).
Вывод: денег хватит, можно идти.
-А теперь посчитайте сдачу. Сколько сдачи Мише должен выдать кассир от 500 рублей? (500-330=170 руб.).
- У кого так же, поднимите руку.
- У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания № 2. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы)
-Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления)
- Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях)
- Итак, со вторым заданием справились. Молодцы.
- Переходим к заданию № 2 «Карты».
- Помимо денег, у Миши есть карты разных магазинов. Какой картой он воспользуется для получения скидки?
-Выберите номер карты на слайде. (Карта «Пятерочка»). (слайд 10)
Ситуация:
- Мише позвонила мама и попросила ещё купить конфет.
- Наличных денег не хватает. Ваши предложения? (Воспользуемся картой «Мир» Сбербанка России) (Слайд 11).
-Для нее нужен Пин-код.
-Расшифруйте Пин-код по таблице, решив примеры. Слайд 12
1 цифра | Частное чисел 42 и 7 | 9 |
2 цифра | Произведение чисел 45 и 0 | 0 |
3 цифра | Во сколько раз 24 больше 8? | 3 |
4 цифра | На сколько 75 меньше 80? | 5 |
- У кого так же, поднимите руку.
- У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы)
-Миша купил все нужные продукты, отдал деньги кассиру. Кассир дала Мише сдачу без чека. Миша взял деньги, положил в карман и вышел из магазина.
-Какие ошибки он совершил? (не потребовал чек, не пересчитал сдачу).
- Зачем нужен чек? (могут по ошибке пробить дважды один и тот же продукт, могут не сбросить покупку от предыдущего покупателя, могут пробить другую цену, не ту, которая заявлена на прилавке. Таким образом. Вы заплатите больше, чем нужно).
-Зачем пересчитывать сдачу? (Продавец может ошибиться).
- Миша вернулся в магазин за чеком. Рассмотрите его.
Работа с чеком из магазина (Слайд 13).
Возьмите карточку с чеком.
-Как определить, в каком магазине Миша совершил покупку?
-Какие продукты он купил? Какую информацию об этом продукте даст чек?
-Правильно ли выдана сдача?
-Согласны ли вы, что кассир дал нам 2 купюры по 400 рублей и еще 85 рублей? (Слайд 19).
Если согласны - покажите знак – палец вверх
Если не согласны – палец вниз.
3.Приготовление праздничного угощения.
а) Приготовление торта «Наполеон».
- Приступаем к приготовлению праздничного угощения.
-Мама решила сама испечь торт «Наполеон». (Слайды 14.)
-В библиотеке Миша нашел интересную статью о происхождении этого блюда.
Возьмите карточку с текстом. Прочитайте.
Происхождение названия торта «Наполеон»
Это блюдо имеет много названий. Его называют не только «Наполеон», но и «Мильфей», «Тысяча листьев», «Ванильный ломтик». При этом существует много версий происхождения названий. Согласно классическому варианту, десерт был придуман в итальянском Неаполе. Там он считался любимым блюдом местной кухни. Однако итальянская версия блюда была несладкой. Она готовилась на основе шпината, песто и сыра. При этом само слово «Наполеон» пошло от названия города.
Классическое блюдо представляет собой нежное пирожное из слоеного теста, которое дополняют легким заварным кремом. Десерт готовят во множестве кондитерских и часто подают в ресторанах.
Задания по тексту «Торт «Наполеон».
Читательская грамотность
1.Подчеркните ответ на вопрос: какое ещё название имеет торт «Наполеон»? (Его называют не только «Наполеон», но и «Мильфей», «Тысяча листьев», «Ванильный ломтик»).
2.Найдите и подчеркните ответ на вопрос: что входило в итальянскую версию блюда? Прочитайте . (Она готовилась на основе шпината, песто и сыра).
3. В приготовлении торта в итальянской версии упоминается шпинат и песто
- Все ли слова вам понятны?
- Каким словарём вы должны воспользоваться, чтобы узнать значение этих слов?
Умение работать с недостающей информацией.
-Ответ обведите кружком
А) Орфографическим словарем
Б) Толковым словарем
В) Словарём синонимов
Г) Словарём антонимов
Д) Этимологическим
- Совершенно верно. Воспользуемся толковым словарём.
Слайд
Песто — соус итальянской кухни на основе базилика, семян пинии, сыра и оливкового масла. Его добавляют к различным блюдам, и намазывают на хлеб.
- У кого так же, поднимите руку.
- У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы)
-Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления)
- Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях)
Резерв
-Крем для торта мама сделала заварной – из муки, сахара и молока. А вот для украшения нам понадобятся фрукты.
- А чем мы его украсим, вы узнаете, если выполните следующее задание – вам нужно решить примеры. И соотнести полученные числа с буквами. Из полученных букв составьте слова. (слайд 15)
КЛУБНИКА И 105-25=80 Н 135+30=165 К 170-80=90 Л 39+11=50 У 120-50=70 А 65+35=100 Б 82+15=97 |
- Ребята, давайте проверим, какое слово у вас получилось? (клубника). Слайд 15, 16
V. Итог урока. (2 мин) слайд
- Молодцы, ребята. Вы помогли Мише гостеприимно и добродушно встретить бабушку, решая при этом много жизненных задач.
Рефлексия (4 мин)(Слайды 16).
Просмотрите «Рабочий лист». Подсчитайте количество правильно выполненных заданий. Оцените себя.Критерии самооценки:
Ошибок нет – раскрасьте банкноту зелёным цветом оценка «5».
Допущены ошибки, исправления – раскрасьте банкноту красным цветом Опрос учащихся.
- Справились мы с решением «жизненных задач»?- Что нам помогало решать «жизненные задачи»?
- Какой вывод сделаем? (Полученные знания и умения в школе необходимы для жизни).
- Где в жизни вы сможете применить знания, которые получили на нашем занятии?
Рабочий лист
№1. Дорогие мои! Очень соскучилась, еду в гости. Выезжаю в субботу, отправление автобуса в 10.00. До встречи! _____________________________________________ | |
№2. Прейскурант цен на продукты в магазинах города. № | Продукты | «Пятерочка» | «Магнит» | «Лента» | 1 | Молоко | 45 | 55 | 55 | 2 | Сахар | 40 | 45 | 52 | 3 | Мука (1 пачка) | 50 | 60 | 50 | 4 | Масло (1 пачка) | 80 | 100 | 85 | 5 | Сгущённое молоко | 50 | 65 | 55 | 6 | Яйца ( 1 упаковка) | 45 | 60 | 50 | 7 | Ванилин | 20 | 30 | 25 | | Итого: | | | | | |
№ 3. Пин-код. 1 цифра | Частное чисел 42 и 7 | | 2 цифра | Произведение чисел 45 и 0 | | 3 цифра | Во сколько раз 24 больше 8? | | 4 цифра | На сколько 75 меньше 80? | | | |
№ 4. Работа с чеком. | |
№ 5. Торт «Наполеон» Это блюдо имеет много названий. Его называют не только «Наполеон», но и «Мильфей», «Тысяча листьев», «Ванильный ломтик». При этом существует много версий происхождения названий. Согласно классическому варианту, десерт был придуман в итальянском Неаполе. Там он считался любимым блюдом местной кухни. Однако итальянская версия блюда была несладкой. Она готовилась на основе шпината, песто и сыра. При этом само слово «Наполеон» пошло от названия города. Классическое блюдо представляет собой нежное пирожное из слоеного теста, которое дополняют легким заварным кремом. Десерт готовят во множестве кондитерских и часто подают в ресторанах. Задания по тексту «Торт «Наполеон». 1.Подчеркните ответ на вопрос: какое ещё название имеет торт «Наполеон»? 2.Найдите и подчеркните ответ на вопрос: что входило в итальянскую версию блюда? | |
| |
Происхождение названия торта «Наполеон»
Это блюдо имеет много названий. Его называют не только «Наполеон», но и «Мильфей», «Тысяча листьев», «Ванильный ломтик». При этом существует много версий происхождения названий. Согласно классическому варианту, десерт был придуман в итальянском Неаполе. Там он считался любимым блюдом местной кухни. Однако итальянская версия блюда была несладкой. Она готовилась на основе шпината, песто и сыра. При этом само слово «Наполеон» пошло от названия города.
Классическое блюдо представляет собой нежное пирожное из слоеного теста, которое дополняют легким заварным кремом. Десерт готовят во множестве кондитерских и часто подают в ресторанах.
Задания по тексту «Торт «Наполеон».
Читательская грамотность
1.Подчеркните ответ на вопрос: какое ещё название имеет торт «Наполеон»?
2.Найдите и подчеркните ответ на вопрос: что входило в итальянскую версию блюда? Прочитайте.
Происхождение названия торта «Наполеон»
Это блюдо имеет много названий. Его называют не только «Наполеон», но и «Мильфей», «Тысяча листьев», «Ванильный ломтик». При этом существует много версий происхождения названий. Согласно классическому варианту, десерт был придуман в итальянском Неаполе. Там он считался любимым блюдом местной кухни. Однако итальянская версия блюда была несладкой. Она готовилась на основе шпината, песто и сыра. При этом само слово «Наполеон» пошло от названия города.
Классическое блюдо представляет собой нежное пирожное из слоеного теста, которое дополняют легким заварным кремом. Десерт готовят во множестве кондитерских и часто подают в ресторанах.
Задания по тексту «Торт «Наполеон».
Читательская грамотность
1.Подчеркните ответ на вопрос: какое ещё название имеет торт «Наполеон»?
2.Найдите и подчеркните ответ на вопрос: что входило в итальянскую версию блюда? Прочитайте.
№ | Продукты | «Пятерочка» | «Магнит» | «Лента» |
1 | Молоко | 45 | 55 | 55 |
2 | Сахар | 40 | 45 | 52 |
3 | Мука (1 пачка) | 50 | 60 | 50 |
4 | Масло (1 пачка) | 80 | 100 | 85 |
5 | Сгущённое молоко | 50 | 65 | 55 |
6 | Яйца ( 1 упаковка) | 45 | 60 | 50 |
7 | Ванилин | 20 | 30 | 25 |
| | | | |
№ | Продукты | «Пятерочка» | «Магнит» | «Лента» |
1 | Молоко | 45 | 55 | 55 |
2 | Сахар | 40 | 45 | 52 |
3 | Мука (1 пачка) | 50 | 60 | 50 |
4 | Масло (1 пачка) | 80 | 100 | 85 |
5 | Сгущённое молоко | 50 | 65 | 55 |
6 | Яйца ( 1 упаковка) | 45 | 60 | 50 |
7 | Ванилин | 20 | 30 | 25 |
| | | | |