Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Бебяевский детский сад №1»
Номинация: «Конспект организации досуга»
наименование работы:
«КВН «Что мы знаем о природе и её охране»
Выполнила:
Мальчикова Екатерина Васильевна,
воспитатель
604264 г.о.г.Арзамас д.Бебяево д.40Б
sadik-1@yandex.ru 8(83147)7-52-93
г.о.г.Арзамас
2023г
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе вечный источник детского разума
В. Сухомлинский
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Один малыш, развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, и мама, идя рядом, никак на это не отреагирует. А другой никогда о таком даже и не подумает, и впоследствии и дальше будет способствовать сохранению чистоты на улицах своего города. Поэтому мы, взрослые, должны своим примером донести важность проблемы защиты природы до своих детей.
Цели: формирование экологической компетентности иприродоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Задачи :
1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
3. Пробудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды микрорайона и города.
4. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в окружающей среде.
5. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
(КВН для родителей и детей подготовительной группы)
«что мы знаем о природе и ее охране»
Предварительная работа: С детьми: подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для развивающей среды в группе, книги о природе, энциклопедии, картинок, наборы игрушек животных, птиц, насекомых овощи - фрукты), наборы ракушек, природного материала (шишки, желуди, и т.д.),создание картотеки дидактических игр по данной теме. Чтение художественной и познавательной литературы, разучивание стихов, песен,просмотр фильмов о жизни животных. Беседы с детьми «Растения нашего края» «Правила поведения в лесу», «Мусор земле не к лицу», «Чтобы не было опасно!» и др. С родителями: подготовка анкет, консультаций; сбор природного материала, создание альбома «Гербарий разных листьев». Экологический десант: уборка участка, сбор листьев; совместная экскурсия с родителями; изготовление эмблем,плактов совместно с детьми.
Оборудование: фланелеграф или магнитная доска; три комплекта карточек с изображениями условных обозначений; плакаты, рисунки, газеты по теме «Берегите природу»; плакат с ребусами; плакат-образец плана местности
Ход конкурсной программы
В зале располагаются три команды участников, болельщики, гости, педагоги и дети детского сада.
1. Вступительное слово, представление жюри
Ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания о природе и ее охране. Соревноваться предстоит трем командам, в состав которых входят в равном количестве дети подготовительной к школе группы и их родители.
Поприветствуем наших отважных участников! Мы будем составлять карты, сравнивать погоду времен года, разгадывать кроссворды и ребусы, проводить опыты. Команду-победительницу ждет награда.
2. Приветствие команд.
1 команда
Ребенок. Мы – родители и я –
Все. Природы верные друзья!
Ребенок. В КВН пришли играть,
Чтоб больше о природе знать.
2 команда.
Ребенок. Мы любим природу и бережём,
В обиду её никому не даём.
Ребенок. Чтоб природа человеку была рада,
Все. Охранять ее нам надо!
Ребенок. Привет! – соперникам мы говорим,
Не огорчайтесь, если победим.
3 команда.
Ребенок. Каждый из нас природу защитит,
Родитель. О каждом деревце душа у нас болит.
Не позволим живое все уничтожать,
Ребенок. Животным и растениям расти мешать.
Все. Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
Ведущий. Молодцы, команды, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!
3. Конкурс эмблем.
1 команда.
Ребенок. На нашей эмблеме три знака «нельзя»:
Рвать цветы, водоемы загрязнять,
Птичьи гнезда разорять –
Все. Нельзя!
2 команда.
Ребенок. Каждому живому существу на свете
Должно свое быть место на планете.
Все. Эмблема наша – символ жизни всех существ Земли
Родитель. И руки добрые – природу ими сохраним!
3 команда.
Ребенок. На нашей эмблеме Красная книга – напоминание,
Родитель. Ко всем на планете живущим воззвание:
Ребенок. Животным, растениям погибнуть не дайте,
Все. От недругов и браконьеров природу спасайте!
4. Разминка «Что это?».
З а г а д к и д л я р о д и т е л е й:
1) Край виден, но дойти до него невозможно.
Я иду – и он идет. Я стою – и он замрет.
Спустился я пониже – стал край ко мне поближе.
(Линия горизонта.)
2) Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдешь,
Дорогу обратно найдешь. (Компас.)
3) В каком направлении проходит улица, на которой в полдень не бывает тени от домов?
З а г а д к и д л я д е т е й:
1) Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед.)
2) Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег.)
3) Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз.)
5. Домашнее задание.
Презентация рисунков, газет или плакатов под девизом «Берегите природу», выполненных всеми командами.
6. Конкурс «Условные обозначения знаешь, карточки со знаками правильно отгадаешь».
Каждой команде выдается по одному одинаковому комплекту карточек с изображением условных обозначений. На расстоянии пяти-семи метров от расположения команд установлены щиты с фланелеграфом или наборным полотном (магнитной доской). По сигналу ведущего члены команды, посовещавшись и выбрав из данного комплекта карточек с условными обозначениями заданную, по одному бегут с ней к своему щиту и прикрепляют к нему карточку, возвращаются, передают эстафету хлопком по плечу следующему игроку.
По сигналу ведущего (за условленное время) команды прекращают выполнение задания конкурса. Ведущий организует общую со зрителями проверку правильности выбора карточек (хором болельщики ведут подсчет очков – одно очко за один правильный ответ).
1 команда: должна выбрать карточки с условными обозначениями, обозначающими: луг, болото, огород, овраг, ручей.
2 команда: выбирает карточки с условными обозначениями, обозначающими: город, село, детский сад, шоссе, реку.
3 команда: должна выбрать карточки с условными обозначениями, обозначающими: грунтовую дорогу, фруктовый сад, просеку, смешанный лес, лиственный лес.
7. Конкурс капитанов и их помощников.
Задание капитанам (родителям).
Начертите план местности так, чтобы с севера на юг был детский сад, окруженный фруктовым садом, с юга – болото, с востока – река с деревянным мостом, а с запада – грунтовая дорога.
По окончании выполнения задания планы капитанов сравниваются с планом-образцом. За каждое правильно изображенное условное обозначение команде засчитывается одно очко.
План-образец местности
Задание помощникам капитанов (детям).
Отгадайте ребусы о животных.
О т в е т ы: крот, белка, цапля, ласточка, верблюд.
8. Логические задачи.
Задание 1. Разделите нарисованных на карточках животных на три группы: медведь, аист, кит, акула, лебедь, заяц, лось, дельфин, сорока, осьминог, петух, тигр, крот.
Команда, выполнившая задание первой и назвавшая, по какому принципу разделили животных на группы, зарабатывает очко.
Задание 2. Распределите нарисованных на карточках животных в группы по способу их передвижения: БЕГАЮТ, ПРЫГАЮТ, ЛЕТАЮТ, ПОЛЗАЮТ, ПЛАВАЮТ.
Участники команд по очереди выходят к доске, выбирают по одному животному и определяют, к какой группе оно относится. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.
9. Игра со зрителями «Назови сказку о животном».
Группы болельщиков трех команд по очереди называют сказки, в которых есть упоминание о животных. Та группа, которая затрудняется назвать сказку, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится победитель. Болельщики могут прибавить дополнительное очко своей команде выигрышем.
Игру можно проводить во время выполнения капитанами и помощниками своих заданий.
10. Опыты «Вода и ее свойства».
1-я команда – форма воды;
2-я команда – вода – растворитель;
3-я команда – очистка воды.
Помощники ведущего располагают на столиках необходимые предметы и материалы для демонстрации опытов участниками команд.
11. Творческий конкурс «Посвящаем природе».
Команды представляют музыкальные, поэтические, танцевальные и др. произведения и композиции, посвященные любви к природе.
12. Конкурс «Богат мир животных и растений».
Каждой команде необходимо перечислить животных и растения:
1-й – леса; 2-й – поля; 3-й – водоемов.
Для этого конкурса педагоги могут на ватмане нарисовать различных животных и разнообразие мира растений, в зале перед конкурсом рисунки повесить на демонстрационных стендах.
13. Конкурс кроссвордов.
1 команда
1) Растение, живущее на камнях в суровых условиях Арктики. (Лишайник.)
2) Низкорослое дерево в тундре. (Ива.)
3) Садовый цветок. (Астра.)
4) Арктическая трава. (Камнеломка.)
5) Луковичное декоративное растение с белыми или желтыми душистыми цветками. (Нарцисс.)
2 команда.
1) Цветок, растущий в горах, делающий людей счастливыми. (Эдельвейс.)
2) Дерево с резными листьями. (Клен.)
3) Дерево – символ России. (Береза.)
3 команда.
1) Растение – символ Мексики. (Кактус.)
2) Цветок – символ Голландии. (Тюльпан.)
К р о с с в о р д д л я б о л е л ь щ и к о в.
Угадайте животное по описанию и получите слово по вертикали, называющее того, кто ответственен за природу.
1) Птица – спутница моряков.
2) Животное, предпочитающее жить в лесах, где неподалеку есть пресный водоем. Его легко узнать по черным кольцам на хвосте.
3) Царь зверей.
4) Близкий родственник кальмаров, но в отличие от своих собратьев он имеет восемь-десять щупалец.
5) Хищник из семейства собачьих.
6) Колючее животное.
7) Самый знаменитый землерой.
14. Конкурс «Составьте правила поведения в природе».
Всей команде составить правила поведения: 1-й – в лесу; 2-й – на лугу; 3-й – на водоемах.
Подведение итогов конкурсной программы.
Ведущий просит жюри объявить баллы, заработанные командами, итоги конкурса, назвать команду-победительницу. Заведующая детским садом и председатель родительского комитета награждают всех участников соревнований, благодарят за участие и обращаются с просьбой ко всем присутствующим беречь и охранять родную природу, изучать ее так, как это делают юные игроки со своими родителями, показавшие хорошие знания о мире животных, растений, о погодных явлениях и свойствах различных объектов природы.
Ведущий. А вы, дорогие наши гости, что запомнили, что нового узнали сегодня на КВНе? Кто, по вашему мнению, был самым находчивым? Давайте аплодисментами определим лучшего игрока – знатока природы. (Вручает знатоку сову – символ мудрости.)
КВН закончен, друзья, до свидания!
Всем хочу сказать на прощание:
Нас так много живет на Земле
И о природе – одной – позаботиться можем вполне!
Дети и взрослые исполняют песню «Мир похож на цветной луг» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).
Литература:
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРОГРЕСС», 2007 –144с.
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. –
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание.
Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» / А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 80 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»)
Сценарии образовательной деятельности по дошкольному рекреационному туризму. 6–7 лет. Парциальная программа «Весёлый Рюкзачок». Методическое пособие.