Час занимательного русского языка
На доске пословица "Грамоте учиться - всегда пригодиться". ( Дети объясняют смысл)
Учитель: Сегодняшнее занятие поможет вам лучше усвоить знания русского языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговорка.
1 конкурс. Учитель: Налетел зимний ветер и разогнал облака. Помогите словам "облакам" построиться по - порядку. Если поставите правильно, то прочтёте поговорки, чистоговорки, скороговорки:
" ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ".
"ТЕЧЁТ РЕЧКА, ПЕЧЁТ ПЕЧКА".
"ШИЛА САША САНЬКЕ ШАПКУ".
"МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ".
2 конкурс. Что за странные слова? Ходит кругом голова. Кто поймет? Кто разберет? Как читать? Наоборот? Догадался? Молодец! Слова первого конец Стал началом для второго- Подсказал нам это Вова. Тебе понравилась игра? Тогда, дружок, найди слова:
Ребятарелкартинарод (Ребята, тарелка, картина, народ.)
Яблокомнатарелкартон (Яблоко, комната, тарелка, картон.)
ФИЗ. МИНУТКА. Игра "Жаба - берегись!"(Слово со звуком "Ж" - хлопать, слово "ЖАБА" - подпрыгнуть):
жаль | жидкий | железо | ЖАБА |
жёлуди | жалить | жара | Жетон |
жук | ЖАБА | Жора | Жар |
живой | живот | ЖАБА | жизнь |
ЖАБА | жакет | жало | Жак |
Женя | ЖАБА | жир | ЖАБА |
3 конкурс. Учитель: Нужно исправить ошибки в словах, (раздать листы со словами). Доказать правильность написания изученных орфограмм.
1) оля ежы | чюгун | ручька |
2) печька ушы | чужые | аня |
4 конкурс. Нужно подобрать подходящие по смыслу качества предмета, отвечающие на вопросы какой? какая?
1) МАЛИНА (сладкая, вкусная, душистая, и т. д.) 3) МЕДВЕДЬ
2) ОГУРЕЦ (зелёный, большой, солёный, и т. д.) 4) ЛИСА
5 конкурс. «Что мы поняли не скажем, а рисунками покажем» (словарные слова)
Деревянный кафтан,
В нем живет цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать. (Карандаш.)
Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки,
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки.)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки.)
Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (Вагон.)
Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда белы, как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)
Не зверь, не птица,
Нос как спица;
Летит – кричит,
Сядет – молчит;
Кто его убьет –
Свою кровь прольет. (Комар.)
Я землю копала –
Совсем не устала,
А кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата.)
В поле родился,
На заводе варился,
На столе в стакане
Быстро растворился. (Сахар.)
Физминутка
Учитель: Повторяйте за мной последний слог фразы и будьте внимательны, догадайтесь, какое слово получится.
Рассказать я вам могу
Что я видел на лугу - ГУ!
Два зайчонка, знайте все,
Плыли в лодке по росе - СЕ!
Я за ними, а они
Быстро спрятались в тени - НИ!
А потом пришла овца
И рычала на скворца! - ЦА! (ГУСЕНИЦА)
6 конкурс
1. С какой буквы не могут начинаться слова?
Й
Ё
Ь
Э
2. В каком из слов два слога?
строй
ария
сарай
наука
3. Какое слово нельзя переносить?
ученик
укол
словарь
деньги
7.Следующий конкурс называется «Узнавай-ка».
Каждой команде нужно узнать своё слово: I команде – с безударной
гласной О, II – c Е.
Каждый член команды бежит к выбранному слову, снимает его, возвращается обратно к своей команде, передаёт эстафету другому, следующий должен принести слово с той же безударной гласной и т.д.
Подводятся итоги таким образом: у каждой команды поднимается карточка со словом, все остальные хором называют проверочное слово и определяют, правильно ли взяла команда слово.
8 .Конкурс «Комбинированный».
I этап – добегая до доски, ребёнок вписывает безударную гласную в слово.
II этап – на обратном пути бежит, перепрыгивая через скакалку до исходного места. Так должны пройти все члены команды.
Задание 9.
С помощью шагослова последовательно изменить в каждом последующем слове-ответе по одной букве. (от Луны к розе)
Небесное светило, спутник Земли - Луна
То, что образуется после дождя - лужа
Место в театральном зале - ложа
Наружное покрытие кожи человека - кожа
Животное, рифмующиеся со словом дереза - коза
цветок с шипами - роза
Задание 10. Раздели слова на две части так, чтобы получились 2 новых слова.
Горизонт = …….. + ……
Газель = …….. + ………..
Парус = …… + ……..
Верхушки = ….. + …….
Макушки = ………. + ………
Волокно = …………+ …………
Вот и закончилась наша игра, а какая команда победила мы скажем вам в день закрытия недели. Заканчиваем мы наш праздник русского языка песней «Игра»
Утверждаю
Директор школы КГУ «Средняя
школа имени А.С. Макаренко
с дошкольным мини – центром»
______________ Р.Мауленова
Открытое внеклассное
мероприятие – КВН
( 3 «Б» и 3 «В» кл.)
«Занимательный русский язык»
Подготовили: Коляда Е.П
Шаблий Л.Г.
2018 г.