СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КВН по астрономии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

КВН посвящен празднику "Дню космонавтики" и первому полету человека в космос. В КВН принимают участие три команды, сборные из учащихся 7-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«КВН по астрономии»

КВН по астрономии

Выполнила:

учитель физики

МБОУ «Селивановская СШ №28 – ЦО

с. Селиваново»

Борзова Анна Викторовна



Ведущими КВН были старшеклассники, в жюри входили учителя.

На передней стене сцены были размещены портреты Ю.А. Гагарина, других космонавтов, СП. Королёва, высказывания учёных. Здесь же располагались макеты ракет из белого картона, разбитые фломастером по числу конкурсов на части.

По ходу выступления команд помощники из числа ребят старших классов прикрепляли к этим макетам цветные части (каждая команда создавала макет ракеты определённого цвета) полностью или урезанные (в соответствии с полученными баллами за данный конкурс). По этим макетам болельщики видели, какая команда впереди.

Праздник начинался с демонстрации слайдов на фоне исполняемых Ю. Гуляевым песен о Ю.А. Гагарине из цикла «Созвездие Гагарина» А. Пахмутовой и Ю. Добронравова.

Содержание КВН. Методика его проведения.


КВН начинается с выступления учителя физики, который читает стихотворение Бориса Дворного «Мечта». Это стихотворение было напечатано в одном из выпусков журнала «Техника - молодёжи».


Подоконник ладонями стиснув,

Ты стоишь, запрокинув голову,

И летят позывные мыслей

К дальним звёздам - белые голуби.

Где-то там, в беспредельной темени,

За границами звёздной Арктики,

В недоступном пространстве и времени

Проплывают иные галактики.

Я уверен: в каком-то созвездии

Есть планеты, как наша, зелёные,

И живут там твои ровесники -

Космонавты, поэты, учёные.

И в такую же полночь лунную,

Запрокинув мечтательно голову,

Загрустила ровесница юная

На планете в созвездии Голубя.


Добрый день, друзья! На дворе апрель - месяц необыкновенный, а день сегодня знаменательный. Ведь именно 12 апреля ровно _____ лет назад человек впервые вышел за пределы земной атмосферы.

Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле.

И вот наступил XX век. Уже летали в небе самолёты, а в космос поднялись первые ракеты. Люди верили, недалёк тот день, когда в космос полетит человек.

И вот, наконец, 12 апреля 1961 года. Утром он был прерван сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»

День 12 апреля стал доказательством осуществления любой, самой смелой, человеческой мечты. С тех пор он ежегодно празднуется человечеством как Всемирный день космонавтики.

Итак, сегодня 12 апреля, в который мы решили отправиться в большое космическое путешествие. И сейчас я передаю слово нашим ведущим


1 ведущий: Мы полетим на кораблях: «Мечта 1», «Мечта 2», «Мечта 3».

Дорогу осилят настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии.

Уверены, что экипажи наших космических звездолётов состоят только из таких ребят. При этом не забывайте, что без хорошей шутки, без чувства юмора даже в самом серьёзном деле, таком, как работа в космосе, не обойтись.

А сейчас я хочу представить наше звёздное жюри - центр управления полётом.

2 ведущий. У жюри имеются бумажные изображения отдельных элементов космического корабля. Команда, которая будет побеждать в том или ином конкурсе, получает полный элемент, а две другие команды - урезанные в соответствии с полученными баллами. Та команда, которая «построит» для себя макет нового космического корабля, и станет победителем нашего космического путешествия.

А теперь просим экипажи кораблей выйти на стартовую площадку и перед полётом немного рассказать о себе.


Представление экипажа

Команда 1- Звезды

Команда 2 – Ракета

Команда 3 –Комета.

После представления команд ведущие начинают конкурсы.


Конкурс 1

Работа в космосе требует постоянного напряжения, физического и умственного. Необходимо всё время быть в хорошей спортивной форме.

Этому помогают различные тренажёры и комплексы упражнений.

Наш первый конкурс - космическая разминка.


Разминка спортивная, приглашаются на разминку по два человеку от команды. Встать спинами друг к другу, взяться под руки. Кто больше присядет.


Разминка практическая: Командам необходимо выбрать 7 самых необходимых на ваш взгляд в космическом путешествии предметов, входящих в слово «СПУТНИК» и обосновать свой выбор. Не забывайте, что мы с вами являемся членами клуба весёлых и находчивых, где хороший юмор ценится превыше всего. Итак, время пошло...


Болельщики, пока команды готовятся, вы можете рассказать стихотворение о космосе, о космонавте, о небе.


Слово предоставляется командам


Конкурс 2

«Чтобы космонавтом стать, надо много - много знать»

Сейчас командам мы будем задавать вопросы, на которые в течение 1,5 минуты они должны дать краткие ответы. В этом конкурсе проверяются быстрота реакции, знания по астрономии и космонавтике. Этот конкурс - своеобразный экзамен перед стартом. Итак, мы начинаем.


Вопросы для команды 1

1. Что означает слово «астрономия»? (Наука о звёздных законах)

2. Сколько звёзд в Солнечной системе? (Одна - Солнце)

3. С какой наукой тесно связана астрономия? (С физикой)

4. Основной астрономический прибор для наблюдений. (Телескоп)

5. Доказательством чего является смена дня и ночи на планете? (Вращения Земли вокруг оси)

6. Что означает слово «зодиак»? (Круг животных)

7. Назовите космонавта, впервые вышедшего в отрытый космос. (Алексей Леонов)

8. Какие планеты относятся к планетам гигантам? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

9. Вблизи, какой звезды проходит ось земного вращения? (Полярной)


1 ведущий: Вопросы команде 2...

1. Как называется космический транспорт? (Ракета)

2. Кто является основоположником космонавтики? (Циолковский)

3. Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта? (12 апреля 1961 г.)

4. Сколько планет в солнечной системе? (9)

5. Под действием какой силы происходит движение планет вокруг Солнца?

(Силы тяготения)

6. Одинаковы ли полярный и экваториальный радиусы Земли?

(Нет, экваториальный длиннее на 21 км)

7. Почему Марс имеет красноватый цвет? (Из- за большого содержания окислов железа)

8. Какие вам известны небесные тела? (кометы, метеоры, астероиды, звезды, планеты, метеоры).

9. Назовите имя и фамилия женщины, побывавшей в космосе. (Валентина Терешкова)


2 ведущий: А теперь вопросы для третьей команды.


1. Что такое галактика? (Система звёзд и скоплений)

2. Самая ближайшая к Солнцу планета... (Меркурий)

3. Кто был первым космонавтом Земли? (Ю. А. Гагарин)

4. Сколько всего существует зодиакальных созвездий? (12)

5. Назовите самую маленькую планету Солнечной системы (Плутон)

6. В каком созвездии расположена Полярная звезда? (Малая Медведица)

7. Назовите естественный спутник Земли. (Луна)

8. Какие планеты относятся к планетам земной группы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс)

9. Назовите летчиков- космонавтов, уроженцев Тульской области? ( С.Залетин, Хрунов, Поляков)


1 ведущий: Ну, что ж, конкурсы показали, что экипажи вполне готовы к полёту. Ключ на старт! Внимание! Приготовились! 5, 4, 3, 2, 1, 0!!! Пуск! (фонограмма). Поехали!


Входим в верхние слои атмосферы. Внимание, экипажи на связь!


2 ведущий. Просим врачей экипажей выйти на связь. Командир должен найти выход из трудной, непредвиденной ситуации, а врач может ему в этом помочь. Представьте, что

ваш полёт длится уже вторые сутки. Члены экипажа жалуются на головные боли,

подташнивание. У всех космонавтов распухли лица, наблюдается отёчность. Заглянув в

зеркало, то же самое вы обнаруживаете у себя. Что вы посоветуете командиру?

1.Прервать полёт ввиду болезни экипажа;

2.Запросить центр управления полётом о способах лечения космонавтов;

3.Продолжите полёт, так как не видите в этом ничего особенного;

4.Продолжите полёт, так как начальство будет недовольно, ведь на полёт затрачено много

средств.

(После ответов врачей команд, ведущий продолжает).


Полёт, действительно надо продолжать, так как прилив крови к голове у космонавтов, в результате чего и наблюдаются подобные явления, симптомы - типичное проявление невесомости.


Наши корабли тоже входят в зону невесомости (фонограмма).


Задание для команд Конкурс 3: «Проверить невесомость»

Команды встают в колонны. Ведущим игрокам каждой команды дается воздушный шарик. Игроки команд поднимают руки вверх. По команде участники игры передают воздушный шарик по рукам назад колонны. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

--------------------

1 ведущий: Известно, что в космосе любое тело теряет вес. Во время длительных полётов это приводит к различным изменениям в состоянии человеческого организма.

Как бороться с невесомостью? Наука в этом вопросе бессильна. А вот нашим экипажам надо предложить свои рекомендации. Внимание, конкурс 4 «Невесомость! Как с ней бороться?» Просим экипажи не забывать о чувстве юмора. (Звучит космическая музыка).

2 ведущий. Пока команды ищут рецепт борьбы с невесомостью, проводим конкурс для болельщиков. Вы будете отгадывать загадки. А загадки вам загадает инопланетянин, зовут его Вертунчик.

Вертунчик: Я очень рад, что вы прилетели. Вы любите отгадывать загадки? (Да).

Тогда слушайте.

Загадки


1 .Чудо - птица, алый хвост,

Прилетала в стаю звезд.

(Ракета)


2.Заворчу, зажурчу,

В небеса улечу.

(Вертолет)


3.Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут

Опустился ... (Парашют)


4.У бабушки над избушкой

Висит небо краюшка

Собаки лают, достать не могут (Месяц)


5.Синенькая шуба

Покрыла весь мир (Небо)


6.Ясными ночками

Гуляет мама с дочками

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь поздно!

Потому, что мать - Луна

А дочурки ... (Звезды)


7. Украшает ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только-

От него осталась долька (Луна)


8. Кто-то утром , не спеша,

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук

Станет вдруг светло вокруг (Солнце)


9. Раскинулся ковер,

Рассыпался горох,

Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать. (Звездное небо).


10. За бесчисленной отарой

Ночью шел пастух усталый

А когда пропел петух-

Скрылись овцы и пастух. (Звезды и месяц)


Вертунчик: Молодцы! Отгадали все - все мои загадки!


1 ведущий:

Предоставляем слово командам. Итак, какие рекомендации по борьбе с невесомостью они могут нам предложить?............................................................


Экипажи освоились в невесомости, научились её побеждать, что ж за работу.


Ведущий 2: Начинаем конкурс капитанов.


А теперь капитаны прослушают стихотворение «Зодиак». За 1 минуту вы должны выписать названия всех созвездий, упоминавшихся в этом стихотворении.


Взглянув на пояс Зодиака,

Мы в январе увидим Рака,

А в феврале заметим Льва.

Хранителем его была

В холодном марте злая Дева,

Весьма похожая на Еву.

Весы купив себе в апреле,

Они спокойно жить хотели,

Но в мае страшный Скорпион

У них отнял покой и сон.

Его убил Стрелец прекрасный,

Отца июня сын несчастный,

В июле ж братец Козерог

Сон Льва и девы уберёг,

А в августе на много дней

Приехал дядя Водолей.

Из Рыб уху он в сентябре

Варил и кушал на дворе,

Зажарил Овна в октябре,

Тельца зарезал в ноябре,

А в декабре, в конце концов,

Родилась пара Близнецов/

Валишин Ю.И.



Листочки передайте жюри, а нам назовите лишь число созвездий, которые вы записали.


Задание для болельщиков(учитель)

Ребята мы с вами попали на планету «Звездалия».

На этой планете очень много звезд и звезды на этой планете так и падают. (Из рук руководителя праздника падают разноцветные звездочки, сделанные из бумаги).


Игра «Кто быстрее соберет звезды»

Мне нужны 5 человек, (выходят 5 человек). Вот видите сколько звезд. Давайте соберем подарки. Я считаю до 5-ти, а вы собирайте эти звезды (на полу рассыпаны звезды). Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Считаем, сколько звезд вы насобирали. (Руководитель подходит к каждому ребенку и у каждого пересчитывает собранные звезды). Победителя (тот у кого больше оказалось звезд) я награждаю почетной звездой. (Дается большая красная звезда, нарисованная на бумаге). А кто проиграл, не расстраивайтесь, потому, что вам остаются те звезды, которые вы насобирали. (Дети рассаживаются на свои места).


Ведущий 2: Слово предоставляется капитанам


1 Ведущий: Конкурс: «Что бы это значило?» В нашей речи часто встречаются выражения, а правильнее сказать фразеологические обороты, связанные с темой космоса. Все ли из вас знают точный смысл этих выражений, мы сейчас проверим.

Команда 1: «Хватать звезды с неба» (Отличаться выдающимися способностями, дарованиями, умом)

Команда 2: «Восходящая звезда» (Человек, начинающий приобретать славу, известность)

Команда 3: «Звезда первой величины» (Известный человек, прославившийся в какой либо области знаний или деятельности)


2 ведущий. Задание: Рассказать о человеке, о котором можно сказать «Звезда первой величины»

Команда 1 С.Королев

Команда 2 С.Залетин

Команда 3 Ю. Гагарин


1 ведущий: На связь вызываются штурманы.

Управлять космическим кораблём и не знать расположения планет на небе просто невозможно. Штурманы должны были расположить правильно небесные тела на звёздной карте. Свои карты они сейчас передадут жюри, а сами по кругу назовут нам планеты в порядке удаления их от Солнца.


2 ведущий :Задание для болельщиков

Задание проводит наш знакомый - Вертунчик


Игра «Летит»

Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает - руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

- Самолет летает? ... Летает.

- Стол летает? ... Не летает.

- Козел летает? ... Не летает.

- Орел летает? ... Летает.

- Пулемет летает? ... Не летает.

- Вертолет летает? ... Летает.

- Ласточка летает? ... Летает.

- Бегемот летает? ... Не летает.

- Воробей летает? ... Летает.

- Цыпленок летает? ... Не летает, итд.

Молодцы! Вы знаете что летает а что не летает.


1 ведущий Слово предоставляется штурману


2 ведущий: Просим выйти на связь планетологов.

Каждая команда корабля выбрала свой путь в Галактике и долетела до своего места назначения. И сейчас вы расскажите о планете, на которую приземлились.


2 ведущий. Конкурс для врачей. Так как на планетах очень холодно, то у нас появились обмороженные космонавты.

Задание: обмотать бинтом (туалетной бумагой) космонавта. (конечности).


1 ведущий: Наше долгое, но, надеемся, веселое и познавательное путешествие близится к концу. Заключительно Домашнее задание (исполнить песню о космосе, о космонавтах, о звездах)


Команда1 – Трава у дома

Команда 2- Надежда

Команда 3- Я-Земля


2 ведущий: Мы благодарим команды за их выступления, а также всех болельщиков, которые на протяжении всего «путешествия» поддерживали свои команды.

А теперь просим жюри, объявляет итоги нашего космического КВН, собраны ли ракеты наших команд.


Команда 1

Звезды

Светить всегда, светить везде

И помогать друзьям в беде.


Команда 2.

Ракета

Очень дружно мы живем,

В космос скучных не берем.

Встанем рано на рассвете

Полетим мы на ракете


Команда 3

Комета

Наша команда зовется комета

Мы мчимся к победе быстрее света