КВН: «По дорогам сказок»
Цель:
Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию, как при восприятии
сказок, так и в процессе творчества.
Ход занятия:
Ребята, вы, конечно же, знаете много народных сказок. Поэтому я предлагаю вам немного поиграть со сказкой. Для начала проведём небольшую разминку.
I «Разминка»
— какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)
— кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
— как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
— у кого избушка была ледяная? (Лиса)
— в какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)
— какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка – норушка)
II Конкурс «Угадай сказку»
Подготовленные дети поочерёдно зачитывают отрывок из сказки, а остальные дети отгадывают и находят нужную иллюстрацию.
А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
Ах, ты Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петушок – золотой гребешок)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко
Слёзы льёт бедняжка.
(Снегурочка)
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца!
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то!
(Волк и семеро козлят)
III Драматизация сказки «Теремок»
Время сказки наступает,
Время сказки настаёт,
Все внимательно смотрите,
Чудо вдруг произойдёт,
Если сказку вы хотите,
К вам сейчас она придёт!
А чтобы узнать какая к нам придёт сказка нужно сначала отгадать загадки
1. Маленький шарик
Под полом шарит. (Мышка.)
2.Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.)
3. По земле скачет,
По воде плывет. (Лягушка.)
4. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк.)
5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса.)
6. Зимой спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь.)
Дети выбирают, по желанию, шапочку героя. Проводится драматизация сказки «Теремок». С детьми-зрителями воспитатель встает в круг — это теремок. Заранее договариваются, где будут артисты – дети, откуда будут выходить к теремочку. Выход каждого героя сопровождается так: «Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок — не высок. Вот по полю мышка бежит, у ворот остановилась, говорит...» и т.д. При этом дети и воспитатель идут по кругу и эту фразу произносят все вместе. Все герои, по очереди, входят в середину круга. Когда появляется медведь и ломает теремок, дети разрывают круг.
Дружно жили, не тужили,
Печку в домике топили…
Мишка домик развалил,
Чуть друзей не раздавил.
Ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?»
Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок. Затем все дети встают в круг, и сказка завершается словами:
Стоит в поле теремок, теремок,
Очень-очень он высок, ох, высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!
IV. Блиц-опрос.
Нужно быстро ответить на 10 вопросов.
1. Назовите средство передвижения Емели в сказке «По щучьему велению»:
- возок
-конь
-печь.
2. Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?
- лебедь
-жар-птица
-гриф-птица.
3. Кого величают по отчеству Патрикеевна?
- сову
-кошку
-лису.
4. Как называется волшебная скатерть, на которой само собой появляется кушанье?
-самоготовка
-самоугощайка
-самобранка.
5. Какое мужское имя чаще других встречается в русских сказках?
- Иван
- Кузьма
- Василий.
6. Назовите средство передвижения Бабы-Яги?
- веник
- лопата
- метла.
7. Кого величают Топтыгиным?
- волк
-медведь
-лиса.
8. Чья смерть на конце иглы?
- змея Горыныча
- Бабы Яги
-Кощея Бессмертного.
9. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят?»
- шестерых
-семерых
-пятерых.
10. Сколько голов имеет Змей Горыныч?
-5
-2
-3.
Что ж позабавились на славу! Но у меня для вас сюрприз – лукошко со сказками.
V Игра « Сказочное лукошко»
Воспитатель предлагает детям поочерёдно с закрытыми глазами доставать предметы из корзинки, и называть из какой сказки этот персонаж. В завершении занятия игрушки остаются с детьми для самостоятельной деятельности.
VI.Подведение итогов.