Путешествие по станциям занимательной математики.
Цели: ознакомить с курсом внеклассных мероприятий; развивать интерес к математике, логику и смекалку, коммуникативную и социально-трудовую компетентности, расширять кругозор.
Подготовка к уроку для каждой станции подготовить наглядное пособие для проведения конкурса и раздаточный материал для удобства выполнения заданий (использовать приложения). Для награждения заготовить несколько грамот: за победу в конкурсе, лучшим счетоводам, творческим художникам.
Ход проведения занятия:
Класс делится на команды или каждый за себя.. Соревнования проходят между командами, но выиграть могут все сразу. При подсчете баллов не учитывается скорость, учитывается только правильно выполненное задание. Таким образом, к концу соревнования может оказаться, что количество баллов у всех одинаковое. Это поможет сохранить дружелюбную атмосферу в классе. Но для этого надо напоминать учащимся, что соревнуются они не друг с другом, а со своими знаниями.
Для каждой станции открывается слайд.. Рассказываются условия конкурса. Проверяются тут же , по щелчку пыплывает правильный ответ. Можно проверить выполненные задания. Баллы подсчитываются регулярно и выписываются на доску.
Начать урок поможет стихотворение:
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела:
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица!
Устный счет! Мы считаем в уме!
1 станция. Устный счет
Девиз:
Тот из вас мне всех милее,
Кто считает всех быстрее.
Эстафета по рядам.
На каждый ряд раздается лист для записи ответов цепочкой (начинается эстафета с первой парты), предыдущий ответ участвует в следующем действии.

Действие диктует учитель (можно подготовить запись на магнитофоне). Пример в эстафетный лист не записывается, записывается только ответ. Для решения примера дается 10 секунд.
Задание:
Пример: | Действие: |
428 – 318 | Найти разность чисел 428 и 318 |
: 11 | Результат уменьшить в 11 раз |
+ 22 | Найти сумму получившегося чикла и числа 22 |
– 8 | Найти разность получившегося числа и числа 8 |
∙ 2 | Результат увеличить в 2 раза |
+ 22 | Результат увеличить на 22 |
: 2 | Найти частное получившегося числа и числа 2 |
∙ 10 | Найти произведение числа 10 и получившегося числа |
– 349 | Результат уменьшить на 349 |
Ответы:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
2 станция. Геометрические фигуры
Девиз:
Увидеть, сосчитать и победить.
Индивидуальная работа.
Рисунок с квадратами вывешивается на доску (или чертится на доске):
Работа индивидуальная и каждый из учеников записывает ответ на карточке, розданной для записи ответов (можно раздать такие же квадраты, но в меньшем размере, и каждый запишет свой ответ в отдельную ячейку).
На выполнение задания дается около 1 минуты (за это время записать свое число должны все ученики).
Задание:
Надо найти все возможные квадраты и сосчитать их количество.
Ответ: 14.
За каждый правильный ответ – 2 балла.
3 станция. Магический квадрат
Девиз:
Знать должен каждый и стар и млад:
Есть и бермудский треугольник, и магический квадрат.
Работа в парах.
На каждую парту раздается карточка с заданием. Карточки раздаются по порядковым номерам: у первых парт одинаковая – первая, у вторых – вторая и так далее. На каждом ряду оказывается четыре разных задания, совещаться между партами нельзя.
На выполнения задания отводится около 3 минут.
Задание:
Надо вписать все числа от 1 до 9, не повторяя их, таким образом, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали были одинаковыми.
Ответы:
2 | 7 | 6 | | 8 | 3 | 4 | | 8 | 3 | 4 | | 4 | 9 | 2 |
9 | 5 | 1 | | 1 | 5 | 9 | | 1 | 5 | 9 | | 3 | 5 | 7 |
4 | 3 | 8 | | 6 | 7 | 2 | | 6 | 7 | 2 | | 8 | 1 | 6 |
За каждый правильно заполненный квадрат – 3 балла.
4 станция. Смекалка
Девиз:
Если смекалку применить,
Задачку можно быстрее решить.
Работа в парах.
Каждой паре раздается лист для записи ответов, решение можно обсудить в паре (можно провести конкурс в виде индивидуального решения). Задачи учитель читает вслух, на решение задачи дается 15 секунд, учащиеся записывают ответы.
Задачи:
1) Тройка лошадей пробежала 30 км, сколько километров пробежала каждая из лошадей?
2) Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?
3) На двух руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках?
4) У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?
5) Что легче килограмм ваты или килограмм железа?
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
30 км | 3 гуся | 50 пальцев | 8 детей | одинаково |
За каждый правильный ответ – 2 балла.
5 станция. Танграмм
Девиз:
Нужно не только фигуры знать,
Но и в узоры их собирать.
Работа в группах.
Каждый ряд делится на две группы. Во все группы раздается по комплекту разрезанного специальным образом квадрата:

Используя все фигуры надо сложить заданный рисунок в течении трех или пяти минут (задание засчитывается только при полном его выполнении, время зависит от уровня класса).
Задание:

За каждую правильно составленную фигуру – 5 баллов.
Ответы:

6 станция. Художественная
Девиз:
Нужно уметь не только считать,
Но и красиво рисовать.
Работа по рядам.
Каждому ученику раздается карточка (можно разложить карточки на парте и каждый подойдет и вытянет одну из них).
Карточки одного комплекта:
Треугольник | Два квадрата | Два треугольника | Круг | Два круга |
Прямоугольник | Квадрат | Четырехугольник | Овал | Прямоугольник |
Задание:
Составить рисунок из фигур, которые на карточках. Рисунок составляется сообща, но на доске показывается поочередное внесение каждой фигуры с карточек. Команды показывают свои рисунки по очереди, но результат должны сдать учителю заранее (чтобы по ходу конкурса рисунок не менялся).
За составленный рисунок – 2 балла, за использование всех карточек – 3 балла, за оригинальность рисунка – 2 балла (если у всех составлены домики, то баллы за оригинальность никому не прибавляются, если рисунки у всех разные, то прибавляются каждой команде).
Подведение итогов
Затем происходит подсчет баллов и определяется победитель. В заключение урока наградить каждую команду: за победу (призеры конкурса), за быстрый счет и решение задач (быстрым счетоводам), за составление танграма и красиво составленный рисунок (художникам). Напомнить, что с каждой из станций будет еще встреча в течение учебного года.
Заканчивает урок чтец или учитель:
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.