Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКОУ «Хамаматюртовская СОШ№1им. Бекишева Р.Я.» муниципального района«Бабаюртовский район»368064 с. Хамаматюрт ул. Абдуллаева Б.Д.№1:тел. 8(928)250-24-17
ИНН 0505002874: ОГРН 1040501098703: ОКПО 25201372:
http://kham.dagestanschool.ru: e-mail: hamamatyurtsosh@mail.ru
Открытый урок
по окружающему миру. 4 класс.
Тема :«По страницам всемирной истории ».
Дата:26.01.17год
Провела и подготовила
учитель начальных классов
Хаханова Патимат Харуновна.
Хамаматюрт 2017г.
Цель: обобщить знания учащихся и проверить усвоение материала по данной теме.
Задачи:
Обучающие:
закрепить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся, полученные в ходе изучения темы «Страницы всемирной истории» путём путешествия по станциям;
учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.
Развивающие:
продолжать формировать умение работать с картой полушарий;
развивать память, мышление, воображение, речь учащихся;
расширить терминологический запас учащихся;
развивать умение работать с картой.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, уважения чужого мнения, чувство ответственности, на основе полученных знаний строить собственные высказывания;
воспитывать интерес к историческому прошлому.
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Данный урок повысит качество знаний, снимет напряжение и сделает атмосферу урока психологически более лёгкой и благоприятной.
Формы работы: фронтальная, практическая, самостоятельная, групповая, дифференцированная, индивидуальная.
Оборудование урока: ноутбук, презентация «Страницы всемирной истории», карта полушарий, карточки с тестами, кроссворд, лента времени, карточки со словами для работы с лентой времени.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Сообщение темы, цели и задач урока.
4. Игра-путешествие.
5. Итог урока. Выставление оценок.
6. Рефлексия (НТВ) «Оцени свою работу на уроке».
ХОД УРОКА
На протяжении нескольких уроков, мы с вами говорили об истории. Рассматривали её в разные периоды времени. Сегодня мы совершим небольшое путешествие по страницам всемирной истории, а чтобы наше путешествие было полезным, вы должны будете справиться со всеми заданиями и вспомнить , что такое история?
- дорога в прошлое
-она изучает, как жили народы, какие события происходили
-как и почему жизнь людей изменилась
Учитель: В переводе с греческого история-это исследования, рассказ о событиях прошлого. Почти 2,5 тысячи лет назад греческий учёный Герадот впервые познакомил людей со своим научным трудом, который назвал «История». А как вы думаете, чему учит нас история?
Дети:
-справедливости
-помогает по новому взглянуть на окружающий мир
-благодаря истории мы развиваем свой кругозор.
Учитель: История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.
Сегодня мы и будем путешествовать по этой дороге и обобщать знания по всем 5 эпохам.
В путешествии принимают участие три команды: « Путешественники», «Мореплаватели» и «Историки». И первый полёт на машине времени мы совершим в «Мир древности». 1 раунд называется Ты мне , я тебе». Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде, а вы должны будете на них ответить, подняв флажок. В конце каждого раунда , капитаны могут заработать своей команде дополнительное очко, ответив на мои вопросы.
1 раунд
- От чего зависела жизнь древних людей? (от капризов природы)
-Крики, гримасы, жесты заменяли людям...(речь)
-Какая из исторических эпох была самой длинной? (первобытная)
-Что являлось в те времена, величайшим помощникам человека? (огонь)
-Каким искусством занимались первобытные люди? (наскальная живопись)
-Какое государство называли даром Нила? (Египет)
-Что означает слово Египет? (чёрная земля)
-Столица Египта? (Каир)
-Где берёт своё начало Нил? ( Африка)
-Как назывались древние рисуночные знаки? (иероглифы)
-Столица Греции? (Афины)
-Как звали царя Египта?(Фараон)
-Город погребённый под слоем пепла ?(Помпеи)
-Холм в Афинах на котором находились главные храмы города?(Акрополь)
- В честь какой богини ,была названа столица Греции?(Афина)
- Через какую пустыню протекает река Нил? (Сахара)
-Столица Италии?(Рим)
-Что вы знаете о богах Ра,Тот, Себек? (боги: солнца,мудрости,воды)
-Как назывался в Риме храм богов?(Пантеон)
-В какой период в Греции запрещались военные действия?(Вовремя олимпиады)
-Где проходили первые олимпийские игры?(Олимпия)
Дополнительное задание капитанам: показать на карте(Египет, Рим, Грецию)
Вопрос для всех команд: Наука, которая изучает прошлое человечества по находкам. (археология)
Подводим итоги.
Учитель: а теперь нам предстоит путешествие в следующую эпоху ,эпоху Средневековье.
Чтобы нам туда отправиться ,ответте на вопрос: « С чем ассоциируется эпоха Средневековья ?»(рыцари, замки, религия, книгопечатания)
Верно! Средние века- это время рыцарей и замков.
2 раунд
Команды получили д/з подготовить небольшие рассказ-красноречье о религии, рыцарях, книгопечатании.(выслушиваются рассказы уч-ся)
Подводим итоги.
Вопросы командам:
-В какой стране впервые возник буддизм? Индия (Я.)
-Год рождения книгопечатания? (1445) (М.)
-Любимое развлечение рыцарей? (турниры) Г
Каждая команда может заработать дополнительные баллы .Вы должны угадать, кто или что изображено на слайдах. (Ступы, погоды, Будда, мечеть, Иисус, печатный станок, Иоганн Гутенберг, синагога, Библия, раскопки)
Дополнительные вопросы капитанам:
-Чем занимались в свободное время жители замков?( охотились, принимали гостей, женщины- рукоделием)
Как в средние века люди определяли время? (по механическим башенным часам)
К какой национальности относятся иудеи? (еврейской)
Учитель: Дополнительный вопрос на скорость .Кто первым поднимет флажок.
- Сколько длилось Средневековье?(1000 лет)
Итог
Учитель: Ребята, какая эпоха пришла на смену Средневековью?(Новое время)
Сколько лет оно продолжалось?(400)
С 1500по1900года.
Вы знаете. Что Новое время подарило миру великих путешественников, художников, архитекторов, писателей. Мир стал совсем иным по сравнению со Средневековьем.
Сейчас , каждая команда получит карточки. В трёх столбиках записаны: профессии, увлечения людей; во второй- их фамилии и в третий- их открытия. Вам стрелочками нужно будет соединить слова из каждого столбика так, чтобы они были связаны между собой.
На скорость
-
Работа по карте.
1команда
Найдите на карте Магелланов пролив. Покажите его.
В каком году Фернан Магеллан совершил свою первую экспедицию? 1519
2команда
Показать континент ,который открыли Беллинсгаузен и Лазарев.
В каком это было году?1820
3команда
Показать материк , который открыл Калумб. В каком это было году?1492
Учитель: На предыдущих уроках мы говорили, что Новая история. Это время технических изобретений. На столах у вас лежат чистые листы. За 2 минуты вы дожны на листочках написать все изобретения Нового времени.( фотография, паровоз, пароход, телеграф, телефон, автомобиль, метро ,радио, электричество.
Итог.
Ребята, мы вспомнили с вами новое время, 19 век, его знаменитых людей, технические изобретения и не заметно, без препятствий добрались до 5 эпохи- «Новейшее время.»
Ребята, а можем ли мы назвать её продолжительность? Когда она закончится? (Нет, это зависит от нас с вами.)
Это самое трудное и мудрое время. А ещё , самое жестокое.(Первая мировая1914-1918, Вторая мировая1939-1945, изобретено самое страшное и разрушительное оружие- атомное. С какого времени идёт отсчёт Новой истории? 1917год. В это время жили ваши прабабушки и прадедушки. К этому времени наша планета была основательно освоена и изучена. Но на карте мира ещё оставались белые пятна.
Сейчас, каждая команда получит карточки с датами .Напротив каждой даты , вы должны будете указать , что произошло в этом году.
1961- полёт в космос
1914-1918- первая мировая
1939-1945-вторая мировая
1911-покорение Южного полюса
1909-северного полюса
1965-человек вышел в открытый космос
1957-первый спутник земли
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Дополнительные вопросы капитанам:
- Кто был первой женщиной космонавтом?
- Назови фамилию космонавта, вышедшего впервые в космос?
-Где находится главное здание ООН?(Нью-Йорк)
Вопрос для всех: За сколько часов можно облететь земной шар на самолёте? (24 часа)
Итоги.
Откройте стр.206-210 учебника. Перед вами лежит таблица
Как я уже сказала, Новейшая история- это мировые войны, покорения космоса. С 1961 года , слово космос было очень популярным. Сейчас, за 3 минуты ,вы должны составить как можно больше слов из слова космонавтика.
Итог: Изучая раздел « Страницы всемирной истории», вы получили представление об отрезках времени, на которые учёные разделяют историю человечества.
Д/з: в тетради составить по 2 вопроса по разделу.
Смайлики.