Внеклассное мероприятие в начальной школе "Русский язык с увлечением!" (КВН по русскому языку. 3-й класс)
Цели:
Способствовать обогащению знаний в области русского языка;
Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
Развивать интеллектуальные и логические способности; речь, память, интерес к предмету;
Выявить знатоков русского языка.
Ход занятия
Ведущий. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Ребята, освоить русский язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Итак, главный гость сегодня - его величество Русский язык.
1 ученик.
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
2 ученик.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днем рождения не поздравить.
Приветствия и представления команд:
1команда: Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
2команда: Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
1 капитан.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
2 капитан.
И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
Разминка
В каких словах растет ель? Записать как можно больше слов, в состав которых входит слово ель.
(карамель, кисель, писатель, учитель, мебель, капель, портфель, мель, понедельник, картофель) По одному очку за слово.
1. конкурс: «Назовите полное имя».
Саша- Люда- Женя- Таня-
Коля- Вова- Миша- Ваня-
2. конкурс: Расшифруй слова, найди среди них лишнее слово:
Игнак ( книга) акруч (ручка) артдьте (тетрадь) алнеп (пенал)
Ашкамор (ромашка)
Конкурс болельщиков
Разгадайте загадки о школе. За каждый правильный ответ очко команде.
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник)
На ноге одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)
Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книги)
3. конкурс: "Образуй существительное".
Глупый –… (глупец) Хвастливый – …(хвастун) Сильный – …(силач) Ленивый – …(лентяй) Смелый – …(смельчак) Старый – …(старик) Болтливый – …(болтун) Крепкий – …(крепыш) | Храбрый – …(храбрец) Шаловливый – … (шалун) Богатый – …(богач) Мудрый – …(мудрец) Крикливый – …(крикун) Маленький – …(малыш) Добрый – …(добряк) Грубый – …(грубиян) |
Конкурс болельщиков
- Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк? (Иван Крылов)
(Показать портрет).
- Какие его произведения вы знаете?
4. конкурс:
- Объясни фразеологизмы. За каждый правильный ответ одно очко.
1. Рукой подать (Близко)
2. Через час по чайной ложке (медленно)
3. Морочить голову (Обманывать)
4. Во весь дух (Быстро)
5. Склонять по падежам (Ругать)
6. Бить баклуши (бездельничать)
Конкурс болельщиков
-Про каких животных говорится:
голоден, как …
упрям, как …
колючий, как…
изворотлив. Как…
надут, как.
здоров, как…
(волк, осел, еж, уж, индюк, бык)
Музыкальная пауза Конкурс капитанов:
Задание: раскрыть скобки в предложениях:
Язык (до) Киева (до) ведёт.
Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.
5.конкурс:
Найди в предложении ошибки:
Позней осинью листъя ребины жилтеют становяца богровыми и ападают.
6.Творческий конкурс. "Сочини стихотворение" Командам предлагаются рифмы: солнце-оконце
привет-кабинет
Конкурс болельщиков:
-В каких словах по сто согласных? (стог, стол, стон, стоп)
-Сколько гласных в словах: семья, сорока?
-Может ли страус называть себя птицей?
-Чем кончается день и ночь?
7. Конкурс для команд «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».
(Каждый участник команды пишет только два слова и передает листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдает жюри).
Текст диктанта
Русский язык
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.
Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.
Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода.
Русский язык помогает нам дружить.
(Безошибочная работа – 10 баллов, за каждую ошибку убирается одно очко)
8. Конкурс « Отгадай слово».
1 .Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ. (рассказчик)
2. Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА. ( завязка)
Конкурс болельщиков «Весёлые вопросы».
1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой (тень)
3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)
4. Какой болезнью никто на земле не болел? (морской)
5. Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
6. Что самое первое мы делаем утром? ( просыпаемся)
7. Сколько горошин может войти в стакан? ( сами они войти не могут)
8. За чем во рту язык? ( за зубами)
9. У кого есть шляпа без головы, нога без сапога? (у гриба)
10. может ли страус назвать себя птицей? ( нет, он не умеет говорить)
9.Подведение итогов. Награждение по номинациям: Самые грамотные
Самые дружные
Самые воспитанные
Заключительные слова говорит подготовленный ученик.
Изучение русского языка
Нелегко нам дается пока.
Но идет по земле новый век,
Должен грамотным быть человек!
Список литературы.
Барышникова Г.Б. Наша зелёная планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы – Ярославль: Академия развития, 2006
Волина В.В. Весёлая грамматика – Москва: «Знание», 1995
Волина В.В. Фразеологический словарь – «АСТ-ПРЕСС», 1997
Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) – Волгоград: Учитель, 2005
Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений – Москва: АРКТИ, 2006
Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов – Санкт – Петербург: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 3 класс – Москва: ООО «ВАКО», 2005