КВН по сказкам Пушкина.
Цель: 1) активизировать знания учащихся о сказках Пушкина;
2) развивать творческие способности учащихся, эрудицию, гибкость мышления, умение находить нестандартное решение проблем;
3) воспитывать любовь к творчеству русских классиков и гордость за достижения русской литературы.
Оборудование: иллюстрации художников и учащихся к сказкам Пушкина.
ХОД УРОКА.
(на доске):
К нам пришел, не хмурь лица.
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся.
Учитель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы проведем КВН по сказкам Александра Сергеевича Пушкина. В нашей игре участвуют 2 команды «Лукоморье» и «Синеморье», а также наши болельщики и многоуважаемое жюри. (представление жюри).
Ведущий 1:
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!
Ведущий 2:
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Учитель: Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей. Все это очень интересно!
Сегодня мы вспомним любимые вами сказки и стихотворения А.С.Пушкина.
Ведущий 1: Итак, начинаем игру (по 6 вопросов каждой команде). Разминка.
1. Какими словами Пушкин начинает стихотворение «Зимний вечер»?
(«Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…)
2.Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей лачуге?
(старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу…)
3. Из какого произведения эти строки?
…все смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной…
( поэма «Руслан и Людмила»)
4. Какие качества души молодой царевны раскрывает автор в этих строках?
…от зеленого вина отрекалася она;
пирожок лишь разломила да кусочек откусила…
(кроткий нрав, скромность)
5. О ком писал А.С.Пушкин?
…и царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами…
(злая мачеха из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)
6. назовите произведение А.С.Пушкина по этим строкам?
…мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий…
( стихотворение «Бесы»)
Ведущий 2: А теперь вопросы для другой команды.
1.Назовите время года, о котором эти строки?
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
(осень.)
2.Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане…»?
( три девицы под окном пряли поздно вечерком…)
3. О ком писал А.С.Пушкин?
…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…
(царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане…»)
4. Как поэт называет Арину Родионовну в стихотворении «Няня»?
( подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя…)
5. Из какой сказки эти строки?
…Жил-был поп, толоконный лоб…
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
6. Назовите произведения, в которых вы встречали Черномора?
( «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане…»)
Учитель: Пока жюри подводит итоги первого конкурса, я объясню условия второго: участники по очереди вытягивают жетон с номером вопроса, совещаются с командой и дают ответ, если неверный, то команда соперников имеет шанс ответить и получить 2 балла за ответ.
1.Сколько сказок написал А.С.Пушкин?
( 5 сказок)
2. Как называется поэма, в которой главные герои – сказочные персонажи?
( «Руслан и Людмила»)
3. Какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
( Свет мой, зеркальце! Скажи…)
4.Какими словами предупреждал царя петушок, сидя на спице?
( Кукареку! Кукареку! Царствуй лежа на боку)
5.Что приговаривал Балда с укоризной, расплачиваясь с попом?
( не гонялся бы ты поп за дешевизной)
6.Какими словами обращался старик к золотой рыбке?
( Смилуйся, государыня рыбка)
7. Какими словами заканчиваются сказки Пушкина о царе Салтане и о мертвой царевне?
( я там был, мед-пиво пил да усы лишь обмочил)
8. В каких сказках Пушкина встречается цифра 33?
( в сказке о золотой рыбке ( 30 лет и 3 года) и в сказке о царе Салтане (33 богатыря))
9. Назовите сказки Пушкина, в которых осуждается жадность?
( сказка о рыбке и о попе и работнике Балде)
10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
( Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок).
Учитель: Жюри подводит итоги второго конкурса, а я хочу порадовать болельщиков: каждая команда приготовила 3 вопроса, адресованные друг другу, но я меняю условия игры и переадресовываю их вам, дорогие болельщики. А многоуважаемое жюри будет оценивать понравившиеся вопросы в 1 балл.
Ведущий 1: Как же наше жюри устало от такой кропотливой и напряженной работы.
Ведущий 2: Ну потерпите еще чуть-чуть, последний конкурс остался, но, как говорят, последний бой он трудный самый.
Учитель: В последнем конкурсе побеждает тот, кто первым дает правильный ответ, но во избежание спорных ситуаций вам вручаются флажки, которые нужно поднять вверх, показав готовность к ответу.
1. В каком году родился Пушкин? (1799)
2. Имя жены Пушкина? (Наталья Гончарова)
3. Название стихотворения о первой части дня зимой? ( «Зимнее утро»)
4. Сколько раз приходил старик к синему морю? ( 3 раза)
5. Где нанимает поп на работу Балду? (на базаре)
6. Кто из героев имел шапку-невидимку? (Черномор)
7. В кого превращался князь Гвидон, посещая отца? (в комара, муху, шмеля)
8. Кличка собаки из «Сказки о мертвой царевне…»? (Соколко)
9. Что было дано в приданое царице-мачехе? (зеркальце)
10. Полное название «Сказки о царе Салтане»? ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)