Квн «Птичьи разговоры»
Цель: Закрепление знаний учащихся о жизни птиц, их повадках, особенностях. Развитие познавательных интересов. Расширение кругозора учащихся.
( Под мелодию песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» входят команды участников КВН.)
1.Представление.
Представить себя в соответствии с выбранным названием.
Наивысшая оценка 5 баллов.
2.Разминка.
(Из каждой команды по очереди подходят игроки, берут одну из карточек, читают, отвечают)
--Какая птица может летать вперёд хвостом?(Колибри)
--Какая птица летает выше всех? (Орёл)
--Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)
--Какая птица в мире самая большая? (Страус)
--Когда температура тела воробья ниже –летом или зимой? (одинакова)
--Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)
(За каждый правильный ответ -2 балла.На размышление 30 сек. Если игрок не отвечает,помогает команда(1 балл).)
3.Конкурс «Вопросы по книгам»
-На следующее задание легко ответит тот , кто внимательно читал книги А. Поповкиной «Чёрные лебеди», В. Флинта «Где живёт белый журавль?», Е. Суворовой «Путешествие к пеликанам», которые были предложены для чтения заранее.
-Как и в предыдущем задании, вопросы указаны на карточках. Но берут карточки капитаны команд. Команда обсуждает 15 сек., капитан даёт ответ.Верный ответ—2 б.
--В какой стране строят гнёзда и выводят птенцов белые журавли-стерхи?(в России)
--Каким образом пеликаны-матери выкармливают своих птенцов?(отрыгивают из зоба размягчённую рыбу)
--Как сойка спасается от врагов?(Погружается в воду, как подводная лодка)
--Сколько яиц откладывают стерхи?( два)
--Как охотится серая цапля? (Стоит неподвижно, втянув шею и поджав одну ногу.)
--Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
***Ведущий к болельщикам:
--На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят.)
--Кто написал сказку «Гадкий утёнок»?(Г.Х.Андерсен)
--Какие ещё сказки Андерсена , в звголовках которых есть названия птиц, вы знаете?( Соловей. Дикие лебеди.)
--у Петра Ильича Чайковского есть чудесная музыка к балету «Лебединое озеро».А один танец так и называется «Танец маленьких лебедей».Послушайте его.
***Жюри подводит итоги.
4.Конкурс « Нарисуй обложку книги.»
--Мы продолжаем игру. Командам сейчас предстоит нарисовать обложку одной из книг, название которой указано на карточке. Прошу капитанов выбрать карточку.
1 карточка: А.Поповкина «Чёрные лебеди». (Вариант рисунка:солнце, вода, два чёрных лебедя)
2 карточка:В.Флинт «Где живёт белый журавль.» (Вариант рисунка:взрослый журавль и птенец.)
***К зрителям.
--Пока команды работают над заданием, я хочу предложить вам викторину:
1.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла—до 15 см)
2.У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (у пингвинов )
3.Какая птица имеет самый длинный хвост? (сорока)
4.Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев)
5.Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков и личинок)
6.Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)
7.Какой длины достигают крылья гуся? (до 1,5 м)
8.Как гуси защищают своих детей от непогоды? ( прячут под крылья)
***---Я не случайно задала так много вопросов гусях. Когда я была маленькой, у моей бабушки были гуси. Вот какой случай произошёл с ними.(Инценировка песни «Весёлые гуси»
***Показ обложек, объяснение почему нарисовали именно эти предметы.
(Жюри оценивает—соответствие содержание, аккуратность исполнения, что-то индивидуальное, …до 5 баллов)
5.Конкурс знатоков пословиц.
--Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс – на лучшее знание пословиц. На экране названия птиц :ВОРОБЕЙ,КУЛИК, ГУСЬ, СИНИЦА. Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы. За каждую пословицу --1 балл.Время на обдумывание 5 минут.
(Слово-не воробей, вылетит не поймаешь.
Старого воробья на мякине не проведёшь.
Всяк кулик своё болото хвалит.
Гусь свинье не товарищ.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Синичка невеличка, а птичка ! )
***( к болельщикам) Пока команды работают, я предлагаю вам следующие вопросы:
1.Назовите любимое лакомство аистов.(лягушки)
2.Гнездо какой птицы висит над самой водой на конце ветки в виде мягкого мешочка? (Ремез)
3.Что такое Красная книга? (Книга о животных, которым грозит опасность исчезновения)
***Я хочу рассказать вам, ребята, подробней о Красной книге. Много самых разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животные и растения будут гибнуть ещё больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили специальную книгу—Красную книгу.
Вот у меня Красная книга. Писатель Н. Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий цвет – стоп, остановись! Дальше так нельзя! В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает.
Кому положено, тот разрабатывает охранные меры, а остальные должны знать об этом, чтобы не навредить всему живому.
Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего.
На красных страницах записаны особенно редкие и исчезающие животные. Они ещё кое -где сохранились, их ещё можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем.
На жёлтых страницах –те животные, количество которых быстро снижается, которым грозит «переселение» на опасные страницы _ красные.
На белых страницах – те животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях, положение их неустойчивое.
На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены.Места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
На зелёных страницах -- самых обнадёживающих -- те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено.
Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало на чёрные страницы. Идея Красной книги-спасти всех животных и растительный мир.
Красная книга запрещает наносить животным растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, наказывают.
Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес , мы могли услышать их голоса.
---Сейчас вы услышите голоса некоторых из них, постарайтесь узнать, какой птице принадлежит та или иная песня.(Звучит запись с голосами птиц: дятла, кукушки соловья,…т.д.)
6.Конкурс капитанов.
(звучит мелодия «Песенки о капитане»)
---Вы, наверное, уже догадались, что наступило время для конкурса капитанов.Прошу капитанов команд выйти вперёд. Вам предлагаются загадки о птицах, за каждый правильный ответ вы принесёте своей команде 1 балл.
1.Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит.(грач)
1.Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит.(грач)
2.Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит.(Соловей)
3.Днём слепа, а ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот.(Сова)
4.Встали братья на ходули,
Ищут корма на пути.
На ходу ли, на бегу ли,
Им с ходулей не сойти.(Журавли)
5.Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей)
6.Каждый год я к вам лечу—
Зимовать у вас хочу.
Я ещё красней зимой,
Ярко красный- галстук мой.(Снегирь)
***Жюри объявляет результаты конкурсов знатоков пословиц и капитанов .
***Друзья мои, вы не устали сидеть? Предлагаю всем вместе станцевать «Танец утят»( Музыка. Танец.)
7.Конкурс « Кто лучше знает сказки?»
Каждой команде предлагается посмотреть на рисунки с изображениями героев разных сказок. Одним из действующих лиц в них обязательно является птица.
---Вспомнить название сказок и их авторов.
1.Галчёнок.(Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»)
2.Попугай.(Г. Остер «Зарядка для хвоста»)
3.Соловей(Г.Х.Андерсен «Соловей»)
4.Гусь(С, Лагерлеф « Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»)
5.Петушок(А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
6.Ворон (Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)
7.Сова(А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»)
8.Ласточка (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»)
9.Жар-птица (П.Ершов «Конёк-горбунок»)
10.Воробей (К.Чуковский «Тараканище»)
11.Лебедь (Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»)
12.Утёнок (Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок)
***Дадим возможность командам вспомнить сказки, а вы в это время отгадайте загадки:
а) НЕ король , а короне, не гусар, а при шпорах,
На часы не взглядывает, а время знает. (ПЕТУХ)
б)Спереди шильце, сзади- вильце,
Сверху синее суконце,
Снизу – белое полотенце. (ЛАСТОЧКА)
в)Крыластый, горластый, красные ласты.(ГУСЬ)
г)Среди деревьев кузнецы куют.(ДЯТЛЫ)
д)Мать, отца-не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду _ чужим сбуду.(КУКУШКА)
е)Днём спит, ночью летает, прохожих пугаетю(ФИЛИН)
ё)Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.(СОРОКА)
ж)Шапочка алая, жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький.(КУРИЦА)
з)Это старый наш знакомый, он живёт на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту.(АИСТ)
***Команды сдают жюри свои записи,жюри оценивает, мы со зрителями называем героев на экране (на картинках), и авторов
8.КОНКУРС «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
--В качестве домашнего задания командам было предложено инсценировать одну из басен И.А.Крылова, среди героев которой есть птицы.
Посмотрим предлагаемые варианты.
9.Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам угадать пословицу, которая вскоре появится на экране.
Сейчас вы видите только одно слово : « Птицу…»
---Кто продолжит эту пословицу, получит в награду -книгу о животных.
(«Птицу узнают по полёту, а человека по работе»)
Наша с вами главная работа—учёба .И сегодня мы увидели, что многие дети выполняют свою работу на «хорошо и отлично»
10.Награждение.Итоги.