МКОУ СОШ с.Преображенка
Иркутской области Катангского района
КВН
«Русские народные сказки»
Разработала учитель начальных классов
Меньшова И.И.
2014 г
ЦЕЛИ: познакомить с понятием - устное народное творчество, расширить знания о русских народных сказках, вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными;
Формировать и развивать познавательную активность, правильную речь, мышление, воображение, творческие способности;
Воспитывать по средствам сказок любовь к ближнему, прекрасному, гордость за свой народ и Родину.
ОБОРУДОВАНИЕ: книги с русскими народными сказками, иллюстрации детей к русским народным сказкам, карточки с заданиями.
Ход
Ведущий:
Сказка - умница и прелесть, с нами рядышком идёт.
Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!
Чтобы добрый, чтобы злого, стать хорошим убедил.
В сказке солнышко горит, справедливость в нём царит!
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!
Вступительная беседа
- Ребята, вы уже знаете разные сказки. И сегодня наша игра посвящается сказкам, с которыми вы знакомы с раннего детства. Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба).
Ребята! А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки)
Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные. Авторами этих сказок являются писатели.
На какие группы можно разделить все сказки? ( бытовые, волшебные, о животных)
Есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные).
Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми.
Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные.
Как говорили в старину, сказка злого человека делает добрее, скупого – щедрее, скучного – веселее и глупого – умнее. В сказках собрана народная мудрость. Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.
Правила игры
Ведущая.
- Сегодня мы с вами сыграем в замечательную игру- КВН и выясним, хорошо ли вы знаете сказки.
Класс делится на 2 команды «Теремок» и «Колобок» по 6 человек в каждой.
Чтоб времени зря не терять,
Вам надо, друзья, капитанов избрать! (Выбирают капитанов)
Капитаны команд по жребию вытаскивают название своей команды. За правильный и полный ответ команда получает призовые фишки. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Выкрики с места не засчитываются.
Ваш девиз:
Команда «Теремок» : - Кто в тереме живет – победителем уйдет!
Команда «Колобок»: - На сметане я мешён и поэтому силён!
Ведущая.
Чтоб конкурсы шли без заминки,
Сейчас проведем мы разминку.
Кто с юмором, сказкою дружен всегда,
Тот справится с ней без труда!
- Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй».
1.Разминка
Какое самое популярное число, встречающееся в русских народных сказках?
три
Из-за чего медведь, лиса, заяц и волк не смогли съесть бычка? смолы
В какой сказке главный герой чуть не лишился жизни из-за того, что любил торопиться? Петушок и бобовое зернышко
В одной из сказок царь посылал сыновей за особой водой и фруктами и обещал за это отписать полцарства. Что это за фрукты? Золотые яблоки
Любимое место Иванушки-дурачка для отдыха и сна. На печи
Прозвище лисы в русских народных сказках. (Патрикеевна)
В кого превратился братец Иванушке в сказке? (в козлёночка)
Объект любви и заботы Крошечки-Хаврошечки. (корова)
Сколько сказочных героев тянуло репку? 6
Сколько козлят похитил волк? 6
2.Напишите названия русских народных сказок? 3 мин.
Репка Колобок Теремок Курочка ряба Зимовье зверей Петушок –золотой гребешок Бычок – смоляной бочок Заюшкина избушка Журавль и цапля Волк и козлята Лисичка со скалочкой Медведь и собака Лиса и медведь Петух и собака Лиса и журавль Козел да баран Мальчик с-пальчик Мужик и медведь Снегурочка Два Мороза Хаврошечка Кривая уточка по щучьему веленью Гуси- лебеди У страха глаза велики и т.д.
3. «Исправь ошибку!»
- В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».
«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
«Филворд»
Найдите в филфорде 9 персонажей сказок за 1 мин.
у | м | е | д | в | е | д | ь | ю | ё |
л | р | п | в | а | м | л | ш | э | ж |
п | е | т | у | х | т | и | м | с | и |
я | ч | с | м | и | с | т | ь | б | к |
х | з | щ | ш | г | о | н | к | о | т |
л | и | с | а | п | б | й | ц | у | к |
н | е | к | у | ц | а | к | в | е | у |
г | у | с | ь | в | к | б | о | т | м |
ю | б | ь | т | и | а | с | л | ч | и |
з | а | я | ц | с | ч | ц | к | а | й |
“Угадай-ка”
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
«Продолжи сказку».
Я читаю отрывок из сказки, а вы продолжите её (по командам).
1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк.
– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!
– А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)
2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Подошли к избушке – петух и запел:
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)
4 … Как-то раз поехал мужик в лес репу сеять. Пришёл к нему медведь:
- Мужик, я тебя заломаю!
Что ответил мужик? (Лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму корешки, а тебе отдам вершки.
“Телеграмма”
– Ребята, я сегодня шла в школу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.
“Помогите, мою коровушку хотят зарезать!” (Хаврошечка)
“ Я узнал, что топор лучше шубы греет” (Мороз Красный нос)
“Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
“Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
“Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
“ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
8. “Юный художник”
– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:
На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.
(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)
– А жюри оценит, чей Колобок получился красивее.
9.Викторина по русским народным сказкам
1. Какая хищная рыба исполняла желания? Щука.
2. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу? Вершки.
3. Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым? Жучка.
4. Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля? Нет
5. Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу? Крошечка-Хаврошечка
6. Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика? Три раза перекувыркнулся через голову
7. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора? Крупу, масло и соль.
8. На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка? На гуслях.
9. Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле? В ухе у лошади.
10. Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку?
Василиса Премудрая.
11. Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин?
Окрошку.
12. Из чего дед сделал внучке смоляного бычка? Из соломы, палок и смолы
13. Как получилось, что Иван-царевич ездил на волке, а не на коне? Волк съел коня
14. Какое дерево грызла ведьма, чтобы достать Терешечку? Дуб
15. Как у стариков появилась дочка Снегурочка? Сами вылепили из снега
16. Чем закончилась сказка «Теремок»? Звери построили новый теремок.
10.Конкурс капитанов.
Задача: послушать утверждения, если утверждение верное, ставить 1, если нет – 0.
- Звери не пустили медведя в рукавицу.
- Волк съел колобка.
- Яичко золотое разбилось.
- Гуси-лебеди поймали девочку с братцем.
- Солдат сварил кашу из топора.
- Машенька отпустила медведя с гостинцами, а сама в доме осталась.
- Козёл прыгнул в колодец.
- Старуха нашла в санях лису.
Ответы: 0, 0, 1, 0, 0, 0, 1, 0.
Итог игры КВН.
- Наш помощник Колобок остался в сказке, но он оставил кучу своих друзей – маленьких Колобочков, которые прикатились к вам на парту. Дорисуйте лицо ваших Колобков так, чтобы оно передало ваше настроение. Если вам понравилось наше путешествие, то колобок должен улыбаться, а если нет – то грустит.
(Дети дорисовывают Колобков)
Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Мы жюри попросим все
Подвести итог игре.