СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Л. Н. Толстой «Ехали два мужика». Отработка навыков чтения»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Л. Н. Толстой «Ехали два мужика». Отработка навыков чтения»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"

(ГБПОУ ЛПК)









Конспект урока литературного чтения





Составитель:

Митина Анастасия Сергеевна

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

курс 4, группа 422

Методист:_____________ Шумидуб Н.С.

Учитель:______________ Панькина М.А.

Оценка:____________









г. Лукоянов 2025

Дата проведения: 21.01.2025

Предмет: Литературное чтение

УМК: Школа России

Класс: 1 «А»

Тема урока: «Л. Н. Толстой «Ехали два мужика». Отработка навыков чтения»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: создание условий для ознакомления с произведением Л.Н. Толстого о детях, для формирования нравственных понятий «зло», «добро», «честь», «храбрость», «трусость», «уважение» для развития учебных и читательских умений.

Задачи:

Образовательная:

- Познакомить с творчеством Л. Н. Толстого;

- Учить правильному, осознанному, выразительному чтению целыми словами;

- Читать и анализировать рассказ Л. Н. Толстого «Ехали два мужика».

Развивающая:

- Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов;

- Развивать устную речь, пополнять и обогащать словарный запас;

- Развивать мыслительную деятельность, память, внимание.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к литературе, к творчеству Л. Н. Толстого;

- Воспитывать чувство дружбы, любви и уважения к окружающим;

- Прививать любовь к чтению;

- Формировать у учащихся бережное отношение к книге.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- Закрепить понятия: жанр, тема произведения;

- Называть фамилию автора и заголовок;

- Выделять главную мысль произведения.

Регулятивные УУД:

- Планирование своей деятельности для решения учебной задачи, целеполагание;

- Оценивание результатов деятельности, анализ собственной работы.

Познавательные УУД:

- Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;

- Восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи;

- Нахождение в тексте информации, необходимой для ее решения.

Коммуникативные УУД:

- Согласование усилий по достижению общей цели;

- Составление небольших устных монологических высказываний;

- Умение договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД:

- Смыслообразование (находят ответ на вопрос о смысле учения);

- Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других,

- Сочувствовать другим людям, сопереживать;

- Применение правила делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверия к собеседнику;

- Формирование нравственных понятий – дружба не только с людьми, но и с животными, внимание и забота о животных.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, презентация, листы с рассказом Л. Н. Толстого «Ехали два мужика», произведения Л. Н. Толстого для выставки, карточки с индивидуальными заданиями, конверт с пазлами, грамота.

Оборудование для учащихся: дневник, пенал.

План урока:

I. Организационно-мотивационный настрой (1 мин)

II. Актуализация знаний (7 мин)

III. Подведение к теме. Целеполагание (2 мин)

IV. Изучение нового материала (17 мин)

V. Закрепление изученного материала (8 мин)

VI. Подведение итогов (3 мин)

VII. Рефлексия (1 мин)

VIII. Организационный момент (1 мин)














Ход урока

Этапы

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты (Предметные, метапредметные, личностные)

I. Организационно-мотивационный настрой

Организовать детей и мотивировать на предстоящую деятельность

С: беседа

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением.

- Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.

- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое. - Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.

- Ребята, посмотрите внимательно на доску. На ней нарисовано 3 лесенки. 1 лесенка – это 1 ряд, 2 – 2, 3 – 3.

- На лесенке также есть магнитик. Если какой-то ряд на уроке будет шуметь, магнитик будет подниматься на 1 ступеньку выше. Тот ряд, который будет самый тихий и их магнитик не достигнет 5 ступеньки – получит грамоту «Самый тихий ряд».

Приветствуют учителя.


Ф

Слово учителя, грамота

Контроль со стороны учителя


II. Актуализация знаний

Проверить усвоение предыдущих знаний и умений

С: беседа

Н: показ слайда

- Отгадайте загадку:

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

- Послушайте стихотворение

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?..

- Скажите, а что мы получаем от книг?

- Перед вами на экране показана пословица. Кто-нибудь ее уже прочитал? О чем она вам говорит?

Ребенок читает пословицу: «Кто много читает, тот много знает».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Если много читать, то можно многое узнать. Прочитав книгу про путешествия, то мысленно можно даже побывать в других странах. Узнать, как там живут люди, какие там есть животные. Из книг человек получает огромные знания. По книгам человек учится правилам поведения в обществе.

- Ребята, скажите, а какие произведения могут быть в книгах?

- Кто же пишет эти произведения?





- Книга.










- Знания.






- Если много читать, можно много узнать информации.






- Сказки, рассказы, стихи.

- Авторы, люди, народ.

Ф

И


Интерактивная доска, презентация















Слайд 1











Контроль со стороны учителя, самоконтроль

Познавательные УУД:

- Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;

- Восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи;

- Нахождение в тексте информации, необходимой для ее решения.

Коммуникативные УУД:

- Согласование усилий по достижению общей цели;

- Составление небольших устных монологических высказываний;

- Умение договариваться, находить общее решение.

III. Подведение к теме. Целеполагание

Подвести детей к теме и цели урока

С: беседа

Н: показ слайда


- Посмотрите на экран. Что вы видите?





- Какие это поступки?



- О чем мы с вами сегодня продолжим разговаривать?


- Чему мы сегодня будем учиться?


- Картинки, где ребята ссорятся, мирятся.

- Хорошие и плохие поступки.

- О плохих и хороших поступках.

- Будем учиться хорошим поступкам, читать слова, развивать умение хорошо и правильно говорить, воспитывать в себе уважение к другим.

Ф



Интерактивная доска, презентация

Слайд 2














Контроль со стороны учителя

Регулятивные УУД:

- Планирование своей деятельности для решения учебной задачи, целеполагание;

- Оценивание результатов деятельности, анализ собственной работы.


IV. Изучение нового материала

Познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Ехали два мужика».

С: беседа, рассказ

Н: показ слайда, выставка произведений Л. Н. Толстого, видео – презентация

- А всему этому нам помогут книги с различными произведениями.

- Сегодня я хочу вас познакомить с творчеством одного великого писателя.

- А как его зовут, мы узнаем из игры-загадки:

Тень упала на Трюмо,

Таракан смотрел в окно.

«Таракан», «Трюмо» и «Тень»

Начинаются на... (Т)


В этой букве нег угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла –

Покатиться бы могла. (О)


Плавать любит по волнам

Эта буква тут и там.

И на лестницу похожа,

И на крышу дома тоже.

В наконечниках у стрел

Есть такая буква – ... (Л)


Посреди ночных небес

Полумесяц буквой ... (С)


Эта буква – в табуретке,

B таракане и в таблетке.

Есть и в слове каратэ,

Эта буква – буква ... (Т)


В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква ... (О)


Шляпу буква надевала

И иначе зваться стала.

Превратилась буква «И»

В букву новую, смотри! … (Й)

- Какая фамилия писателя получилась?



- А сейчас внимание на экран. Посмотрите видео о жизни Л. Н. Толстого.

Биография Л.Н. Толстого.

- Вот так прожил очень долгую и интересную жизнь Лев Николаевич.

- Какую пользу для детей он принес? Что он стал делать для детей?



- На нашей выставке присутствуют книги с рассказами, сказками и баснями писателя. Вы можете поближе с ними познакомиться на перемене, а в дальнейшем взять для прочтения в библиотеке и узнать много нового из этих книг.

- Сегодня вы познакомитесь с одним из рассказов Льва Николаевича Толстого.

Первичное чтение текста.

Ехали два мужика, один в город, а другой из города. Они задели санями друг за друга.

Один кричит: «Дай дорогу, мне скорей в город надо!» А другой кричит: «Ты дай дорогу, мне скорей домой надо!»

Они долго кричали. Третий мужик видел и сказал: «Кому скорей надо, тот осади назад».

- Я сейчас буду читать вам рассказ, а вы слушайте меня внимательно.

Проверка понимания прочитанного.

- О ком идет речь в рассказе?


- Как бы вы озаглавили текст?

- Л.Н. Толстой назвал этот рассказ «Ехали два мужика».

- Что случилось на дороге?








- Почему они не уступили дорогу друг другу?



- Какой совет дал им третий мужик?

- Найдите и прочитайте ответ в тексте.

На слайде выражение: осади назад.

- Как вы понимаете выражение осади назад?




- Почему уступить дорогу должен был человек, который очень торопился?










- Чему учит данный рассказ?

- Как бы вы поступили в данной ситуации?




Самостоятельное чтение.

- Сейчас вы будете читать рассказ, все внимательно следят за чтением одноклассника, который читает вслух. Я прошу начать читать текст… Продолжает читать… Дальше до конца читает…







































- Лев Николаевич Толстой.






- Стал учить всех детей, придумал школу.























- О двух мужиках.

Ответы детей.



- Мужики задели санями друг друга, никак не могли разъехаться и не хотели друг другу уступить дорогу.

- Потому что были упрямы, неуважительны друг к другу.

- Кому скорей надо, тот осади назад.

- Значит нужно попятиться назад, отъехать в сторону.

- Можно быстрее разъехаться, если один человек перестанет вести пустые разговоры и отъедет в сторону.


Ответы детей.






Читают.



Ф
И



Интерактивная доска, презентация

Слайд 3


































Слайд 4





































Слайд 5
















Слайд 6

























Контроль со стороны учителя, самоконтроль

Предметные УУД:

- Закрепить понятия: жанр, тема произведения;

- Называть фамилию автора и заголовок;

- Выделять главную мысль произведения.

Регулятивные УУД:

- Планирование своей деятельности для решения учебной задачи, целеполагание;

- Оценивание результатов деятельности, анализ собственной работы.

Познавательные УУД:

- Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;

- Восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи;

- Нахождение в тексте информации, необходимой для ее решения.

Коммуникативные УУД:

- Согласование усилий по достижению общей цели;

- Составление небольших устных монологических высказываний;

- Умение договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД:

- Смыслообразование (находят ответ на вопрос о смысле учения);

- Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других,

- Сочувствовать другим людям, сопереживать;

- Применение правила делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверия к собеседнику;

- Формирование нравственных понятий – дружба не только с людьми, но и с животными, внимание и забота о животных.


V. Закрепление

Повторение и закрепление ранее изученного материала

С: беседа

Н: показ слайда

П: работа с карточками, работа с пазлами

Индивидуальное задание.

- Ребята, на столах у каждого лежат карточки разных цветов.

1. На желтых карточках напечатан ряд букв. У кого такие карточки? Покажите. Вам нужно найти и обвести в круг все буквы Х. (Задания для не читающих детей)

2. Белые карточки с таблицей со слогами. Покажите мне их. Нужно будет составить из них слова из прочитанного рассказа. (Задания для детей, читающих по слогам).

3. На зеленых карточках напечатан филворд. Тут также нужно найти слова из рассказа. (Задания для читающих детей).

- Задание выполняем по времени. На выполнение дается 3 минуты.

Дети выполняют задания, оказываю помощь нуждающимся.

- Время закончилось. Приступаем к проверке заданий.

1 группа. Покажите свои карточки.

- Молодцы, ребята. Все буквы нашли.

2 группа ребят. 1 пара, назовите слово, которое нашли. 2 пара, 3 пара…

3 группа ребят находили в филворде слова. Какие слова вы нашли?

На экране филворд. Зачеркиваю слова, которые называют дети.

Резервное задание:

- А теперь следующее задание. Поработаем в группах.

- Разделитесь на 6 групп по 4 человека.

- Перед вами конверт с пазлами. Составьте из них картинку.

Каждая пара рассказывает, что изображено.

- Ребята, обратите внимание, на какую букву начинаются слова в нашем пазле?

- Звук [х], [х`] какой – согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?

Выполняют задание.

































Составляют пазл.



- Х.


- Обозначает твердый, согласный, глухой звук; обозначает мягкий, согласный, глухой звук.

Ф
И

Г

Интерактивная доска, презентация, карточки с индивидуальным заданием, конверт с пазлами



















Слайд 7




















Контроль со стороны учителя, самоконтроль

Познавательные УУД:

- Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;

- Восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи;

- Нахождение в тексте информации, необходимой для ее решения.

Коммуникативные УУД:

- Согласование усилий по достижению общей цели;

- Составление небольших устных монологических высказываний;

- Умение договариваться, находить общее решение.


VI. Подведение итогов урока

Подвести итоги урока

С: беседа

- Скажите, пожалуйста, какие поступки нужно совершать, чтобы люди жили в мире и согласии? А что нужно для этого делать?

- А вы когда-нибудь совершали хорошие поступки? Какие?

- Вспомним, как называется рассказ? Кто его автор? Что вы запомнили об авторе?

Ответы детей.




Ф

Интерактивная доска, презентация


Контроль со стороны учителя

Коммуникативные УУД:

- Согласование усилий по достижению общей цели;

- Составление небольших устных монологических высказываний;

- Умение договариваться, находить общее решение.

VII. Рефлексия

Оценить деятельность на уроке

С: беседа

- Оцените свою работу на уроке. На доске у нас есть смайлы, которые соответствуют вашему настроению на уроке. Зеленые смайлы – отличное настроение, у вас все получилось. Желтые смайлы – хорошее настроение, вам было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения. Красные смайлы – вам было не интересно на уроке, у вас ничего не получалось, вы ничего не запомнили и не узнали нового.

- Поднимите руку, кто выбрал зеленый смайл? Желтый? Красный?

Оценивают свою работу на уроке.

Ф

Слово учителя

Слайд 8

Контроль со стороны учителя

Регулятивные УУД:

- Планирование своей деятельности для решения учебной задачи, целеполагание;

- Оценивание результатов деятельности, анализ собственной работы.

IX. Организационный момент

Организационно закончить урок

С: беседа

- Урок окончен, можете быть свободны.

Готовятся к окончанию урока.

Ф

Слово учителя

Контроль со стороны учителя