« Л.Н. Толстой- человек, писатель, мыслитель, философ»
Тема: « Развитие литературно-творческих возможностей
младших школьников на материале «Азбук» Л.Н. Толстого»
Ишгарина Р.Т.
учитель начальных классов
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №10»
г. Нефтеюганск
По словам М. Горького «Толстой – это целый мир». Это - гениальный писатель, философ, публицист, педагог. В истории педагогики имя Л.Н. Толстого стоит рядом с именем Жан-Жака Руссо. Оба они признаны основателями свободной педагогики. Но по сравнению с Руссо Л.Н. Толстой сделал шаг вперед, утвердив идею ненасильственного обучения как наиболее продуктивный путь образования и воспитания.
В своих многочисленных статьях по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы Л. Н. Толстой сформулировал оригинальное учение о воспитании и обучении.
Для Л.Н. Толстого школа - это "эксперимент", "опыт в лаборатории", имеющий смысл только тогда, когда в детях, учителях, родителях есть дух свободы и любви. Цель школы, по Л. Н. Толстому, — это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения — это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. «Если ученик в школе, — указывал он, — не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Система образования должна содействовать гармонии развития учащегося.
Взгляды Л.Н. Толстого на проблемы образования, воспитания, развития ребенка не были оторваны от жизни, они питались самой жизнью и вытекали из его педагогического опыта.
Открывая Яснополянскую школу и содействуя организации школ по всей округе, он мечтал «спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых», которые «кишат в каждой школе». Он был переполнен безграничной любовью к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей. Любовь эта и проявилась в «Азбуке», над которой Л.Н. Толстой трудился с огромным упорством в 1871— 1872 годах и затем в 1875 году, когда, откладывая работу над «Анной Карениной», писал «Новую азбуку» и переделывал «Книги для чтения».
С «Азбукой» он связывал самые «гордые мечты», полагая, что несколько поколений русских детей, от мужицких до царских, будут учиться по ней и получат из нее первые поэтические впечатления. «Написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть»,— делился он в 1872 году своими мыслями с Софьей Толстой.
Вот уже более века, не только в России, но и во многих странах и на разных континентах дети, начиная познавать грамоту по букварям и первым книгам для чтения, обязательно встречают написанные Толстым рассказы из его знаменитой «Азбуки»: «Филиппок», «Три медведя», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Косточка» рассказы о Бульке.
В 2012г. «Азбука Л.Н. Толстого» отметила свой 140-летний юбилей. Она востребована и сегодня. По этой книге обучаются в 1-м классе в образовательных учреждениях, работающих по системе «Школа Л.Н.Толстого». Первоклассники в "Школах Л.Н. Толстого" учатся читать и понимать мир по "Азбуке Льва Толстого".
В процессе работы с произведениями из «Азбук Льва Толстого» ребенок обучается:
развернутым и кратким пересказам;
рассуждению на основе прочитанного;
соотнесению собственного жизненного опыта с новыми социальными ситуациями;
словесному рисованию;
художественной интерпретации;
инсценированию и иллюстрированию текстов.
Иллюстрирование текстов могут широко использоваться на уроках литературного чтения и изобразительного искусства, так как создание цветных и графических рисунков способствует более глубокому и эмоциональному постижению прочитанного, развитию воображения и творческой фантазии школьников.
При инсценировании рассказов или сказок дети знакомятся с такими понятиями: жест, мимика, декорация, речь персонажа, интонация, музыкальное оформление. Школьники осваивают монологическую и диалогическую речь вследствие коммуникативной направленности уроков; учатся выразительному чтению, заучиванию небольших прозаических и поэтических текстов с последующим декламированием на уроках-концертах – это способствует целостному эстетическому и нравственному восприятию произведений, развивает речь и память детей.
В «Азбуку» Л.Н. Толстой включил «Общие замечания для учителя (1872 г.) - настоящая дидактическая энциклопедия. В них Толстой обозначил условия успеха в обучении детей:
«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:
1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях».
Для того чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, он советовал:
1) чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится;
2) чтобы ученик не стыдился учителя , товарищей;
3) чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение;
4) чтобы ум не утомлялся;
5) чтобы урок был соразмерен силами ученика, не слишком легок, не слишком труден .
В «Общих замечаниях для учителя» Л.Н. Толстой был далек от мысли предоставить детей самим себе и ослабить роль учителя в педагогическом процессе. Его суждения об учителе показывают, как высоко ценил он руководящую роль педагога в школе. Толстой отметил необходимые учителю качества: любовь к делу и к ученикам, способность к саморазвитию, к движению вперед вместе с ребенком.
Вклад Л.Н. Толстого в педагогическую науку велик. Он восстановил в правах личность ребенка и разработал новые оригинальные подходы к обучению и гармоничному развитию детей.
Опыт Л.Н. Толстого неповторим, а идеи, вытекающие из этого опыта, сегодня актуальны как никогда.