Литературное чтение
Проверка домашнего задания.
Тест по произведению
Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
1.В каком городе показывали диких зверей?
В Лондоне
1
В Париже
2
В Москве
3
2.Какими животными платили посетители за то, чтобы смотреть на зверей?
Улитками и лягушками
1
Мышами и крысами
2
Кошками и собаками
3
3.Что сделала собачка, когда её бросили в клетку ко льву?
Завиляла хвостом и стала играть со львом
1
Поджала хвост и прижалась в угол клетки
2
Не обратил на неё внимания
3
4.Как отреагировал лев на появление в клетке собачки?
Зарычал на неё
1
Не обратил на неё внимания
2
Подошёл к ней и понюхал её
3
5.Как поступил лев, когда хозяин бросил ему мясо?
Оторвал кусок и оставил собачке
1
Съел всё сразу сам
2
Не стал есть мясо
3
6.Как лев и собачка спали?
Раздельно
1
Вместе
2
Не спали вообще
3
7.Почему пришедший барин не стал забирать свою собачку?
Он решил, что собачке со львом будет лучше
1
Лев ощетинился и зарычал
2
Он успел завести себе новую
3
8.Сколько прожили лев и собачка в одной клетке?
Месяц
1
Пять лет
2
Целый год
3
9.Что случилось с собачкой?
Заболела и издохла
1
Её украли
2
Убежала
3
10.Что произошло со львом, когда он понял, что собачка умерла?
Он метался в клетке и стал грызть засовы и пол
1
Стал жить своей обыденной жизнью
2
Старался забыть про своё горе
3
11.Что сделал лев, когда к нему впустили другую собачку?
Стал облизывать её
1
Не обратил на неё внимания
2
Разорвал её на куски
3
12.Что стало со львом на шестой день?
Сбежал
1
Сошёл с ума
2
Умер
3
Проверка домашнего задания.
Пересказ произведения
Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
Речевая разминка:
Прочитайте пословицу: - по слогам
- с ускорением
- с вопросительной интонацией
- с утвердительной интонацией
Объясните смысл, как вы её понимаете.
Никакое искусство не достигнет природы.
Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.
Утром капельки воды На траве увидишь ты, В каплях лепестки цветов, В каплях листики кустов. Пьёт из капельки оса. Эти капельки — …..
О чём будем читать произведение?
Предположи, о чём оно?
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»
1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.
2 . Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады.
(Словарь С. И. Ожегова)
слушать
К какому типу текстов относится это произведения, докажите.
Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: какой? какая? какое? какие?
Алмазы - прозрачные драгоценные камни;
Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
-Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст?
- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.
- Прочитайте, как автор называет капли росы?
- С чем сравнивает листок?
- Какие изобразительные средства использует автор?
- Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.
- Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать.
Роса – это небольшие скопления воды, образовавшиеся на растениях при охлаждении воздуха . Почему образуется роса На возникновение росы оказывают влияние следующие моменты: наличие в атмосфере водяных паров; достижение парами определенной температуры (точка росы). Соблюдение этих двух условий приводит к тому, что роса выпадает. Образование росы происходит из-за того, что водяные пары, находящиеся в воздухе, при понижении температур начинают превращаться в воду и оседают на поверхности растений. Растения легко отдают тепло, поэтому являются идеальной поверхностью. Так они, можно сказать, дышат. И тогда, кажется, уже не возникает вопросов, для чего нужна роса.
Это два текста описания, но они различаются между собой.
В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора.
В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.
- Какие названия вы бы могли дать этим текстам- описаниям, к каким стилям они относятся?
А) художественный
Б) научный
Японские трехстишия ( хокку ) - это самобытное творение японской поэзии.
По жанру хокку - это лирическое стихотворение, которое представляет собой органический сплав поэзии и живописи, изображение жизни природы и человека в нерасторжимом их единстве.
Драгоценность утра - роса омывает глаза и душу не разговаривай – слушай.
Сверкает роса
драгоценные камни
на листьях в саду.
Роса.
Утренняя, алмазная.
Блестит, сверкает, переливается.
Блестит крупными алмазами.
Красота.
Л. Н. Толстой
" Куда девается вода из моря"
слушать
Чтение рассказа Л. Н. Толстого
" Куда девается вода из моря"
- О чём данный текст?
- Скажите, автор рассказал нам, как выглядит вода, любуется ли он ею?
- Какая цель у автора?
- К какому типу. текста относится это произведение?
- Вспомните признаки этого текста.
Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: почему? это так? зачем? отчего?
- К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (научный или художественный)
Дополнительное задание.
Сочинение рассказов учащимися
— Придумайте свой рассказ с описанием или с рассуждением.
(Дается время на составление рассказа.)
— Чей рассказ вам больше всего понравился?
С текстами, каких типов мы работали на уроке?
— Чем же рассказы, прочитанные вами сегодня, отличаются от ранее прочитанных?
— Какой из рассказов Л.Н. Толстого произвел на вас самое сильное впечатление?
Домашнее задание
Повторить произведения, которые прочитали в разделе «Великие русские писатели».
Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …