- Может ли человек быть только хорошим или только плохим? - А что вы можете сказать о Ване? Какой он? ( маленький, глупый, слабый, лживый) - Изменится ли ваше мнение о Ване в конце нашей работы над рассказом. В каждом человеке есть две половинки: одна белая – хорошая, другая черная, важно только, какую человек открывает в себе больше. А может быть, ему кто-то помогает это сделать, разобраться в себе, своих поступках и пойти по белой полосе дорожки? - Сейчас мы с вами и поговорим о Ване, его желаниях и поступках. - Найдите и прочитайте в рассказе ту часть, где Ваня готовится взять сливу. - Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Работа в тетради. с. 9, упражнение 1 - Выберите из этой части слова, описывающие его действия. (никогда не ел, нюхал их. Они нравились. Очень хотелось съесть. Ходил мимо.) - О чём вам эти слова говорят? (хотел, но сомневался) - А что произошло дальше? (не удержался, схватил и съел) - А как мы будем читать эти строчки? - Передайте при чтении голосом, что делал медленно, а что делал очень быстро. - Как вы думаете, догадались ли родители, кто съел сливу? - Что ответили дети? А Ваня? - Можем ли мы догадаться, что он чувствовал в этот момент? Какую подсказку дал читателям автор? (Он покраснел, как рак. Значит, ему было стыдно.) - Почему же Ваня обманул? ( Испугался, что его накажут. Было стыдно признаться в том, что взял без разрешения.) - Можно ли назвать Ваню трусом, вруном или он в данный момент просто струсил и соврал? - Зачем же папа сказал, что тот кто проглотил косточку, умрёт? - Что чувствовал Ваня? Прочитай. ( Он побледнел от страха) - Как же вся семья узнала, что сливу съел именно Ваня? ( Он сказал, что косточку выбросил за окно) - Почему же отец, зная, кто съел сливу, не отругал Ваню и не обвинил его в обмане? Рабочая тетрадь. с. 9 -Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? Работа с карточкой. Выберите правильный ответ. - Ему не понравились сливы. - Ему хотелось ещё слив. - Ему стало страшно, что он умрёт. - Ему стало стыдно, что он сказал неправду. - Он съел косточку. - Был ли в вашей жизни случай, когда вы испытывали чувство стыда, вас грызла совесть за свой проступок? - А как бы вы поступили на месте Вани? - Поменялось ли ваше отношение к мальчику в начале рассказа и сейчас? Почему? – Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины) – А как еще могла бы закончиться эта история? Работа с карточкой. - На столе лежит карточки с пословицами. Прочитайте. - Соедините начало и конец пословицы. Обсудите, какая из пословиц может выражать главную мысль. Почему? Тайное всегда ложь никогда Вся семья вместе чем родная матушка Кто родителей почитает и душа на месте Правда становится явным Нет лучше дружка тот вовек не погибает Ошибку можно простить всего дороже - Можно ли сказать, что семья Вани была дружной. Почему? - Для чего Толстой написал этот рассказ? Тайна в этом рассказе живет, Попробуй её разгадать, Лишь тот секрет рассказа найдёт, Кто сможет Ваню понять. Ответ ребенка: Толстой учит нас не брать без разрешения. Он учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое. Толстой учит нас не глотать сливы с косточками и т.д.) |