СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой «Косточка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

создать условия для формирования умения выражать своё отношение к герою произведения Л. Н. Толстого «Косточка», для развития умений выделять фамилию автора и заголовок, называть произведение, выделять главную мысль, формировать читательские навыки, воспитывать уважение к взрослым.

 

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой «Косточка»»


Тема: Л. Н. Толстой «Косточка»

Цели: создать условия для формирования умения выражать своё отношение к герою произведения Л. Н. Толстого «Косточка», для развития умений выделять фамилию автора и заголовок, называть произведение, выделять главную мысль, формировать читательские навыки, воспитывать уважение к взрослым.


Планируемые результаты (УУД):

Личностные:
эмоционально воспринимают поступки героев литературного произведения; имеют первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте.

Метапредметные:

Регулятивные УУД. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия.

Коммуникативные УУД. Используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Познавательные УУД. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, составляют несложные монологические высказывания о герое, владеют приёмами понимания прочитанного и прослушанного текста.

Предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), определять жанр и тему; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.



Организационная структура урока.


Этап урока

Содержание деятельности учителя.

Содержание деятельности обучающегося.

I Постановка учебной задачи.



Мотивация к учебной деятельности.

Создает положительный эмоциональный настрой.

Ну-ка, проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль в порядке, всё ль на месте?

Значит, будем дружно вместе

На вопросы отвечать, все заданья выполнять!

- Сегодня у нас гости. А гостей принято встречать с улыбкой, хорошим настроением. Надеюсь, наш урок таким и будет: добрым, радостным. И никому не будет скучно.

Проявляют положительное отношение к учебному предмету, желание отвечать на вопросы учителя.

Актуализация опорных знаний.

- А так как у нас урок чтения, нам предстоит много говорить, читать, нужно провести речевую разминку, чтобы легче работалось.

Кни-га от-кры-ва-ет-ся.

Рас-сказ на-чи-на-ет-ся.

Ге-рой сом-не-ва-ет-ся.

Чи-та-тель у-лы-ба-ет-ся.

-Что это записано? (предложения, текст)

-Прочитайте только последние слова в каждом предложении. Что о них можно сказать? Что заметили? (рифма).

- Какой вывод можно сделать?

-Что мы прочитали?(Стихотворение).

- Прочитайте первые слова в предложениях.

-С какими понятиями мы уже познакомились на уроках литературного чтения? (Книга, герой, читатель, рассказ)

- Сегодня продолжим с вами работать с понятиями «герой», «рассказ».

Выдвигают предположения.


Слушают вопросы учителя.


Ориентируются в системе собственных знаний по теме.








Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников.




Целеполагание

-Какие цели мы можем поставить пере собой на сегодняшнем уроке?

(Узнать: кто автор произведения, почему оно имеет такое название?

Выяснить, какая тайна живёт в рассказе.

Определяют с помощью учителя цели урока.


II Изучение нового материала.



Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».





















Итак, открываем учебник на с. 15

- Прочитайте фамилию автора этого произведения.

- Знаком ли вам этот писатель? Что вы о нем знаете?
Послушайте.

(Рассказ учителя о писателе).

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Он был четвертым ребенком. Родители его умерли рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.

Всю жизнь Толстой, он прожил 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Он начал работать над «Азбукой». Было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Котенок», «Ноша», «Филиппок», «Еж и заяц».

- Прочитайте хором название рассказа.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?

(Чтение рассказа учителем.)




Слушают рассказ учителя о писателе, рассматривают его портрет.















Слушают чтение рассказа учителем.

Первичное восприятие произведения.

- Что вы можете сказать о прочитанном?

- Докажите, что это рассказ.

-Можно ли сказать, что главным героем является слива?

- Кто же главный герой?

Отвечают на вопросы, строят простые монологические высказывания.

Словарная работа

- Встретились ли вам слова, значение которых непонятно?

Сочла – сосчитала.

Горница – большая светлая комната

- Эти слова устаревшие, сейчас мы с вами так уже не говорим.

Работа с карточками.

- Соедините между собой противоположные по смыслу слова.







Индивидуальная работа с карточками. Взаимопроверка.

Физминутка

Вторичное восприятие текста.

- А теперь прочитайте текст самостоятельно.

Осуществляют повторное самостоятельное чтение.

Анализ произведения.

- Может ли человек быть только хорошим или только плохим?

- А что вы можете сказать о Ване? Какой он? ( маленький, глупый, слабый, лживый)

- Изменится ли ваше мнение о Ване в конце нашей работы над рассказом.

В каждом человеке есть две половинки: одна белая – хорошая, другая черная, важно только, какую человек открывает в себе больше. А может быть, ему кто-то помогает это сделать, разобраться в себе, своих поступках и пойти по белой полосе дорожки?

- Сейчас мы с вами и поговорим о Ване, его желаниях и поступках.

- Найдите и прочитайте в рассказе ту часть, где Ваня готовится взять сливу.
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу?

Работа в тетради.

с. 9, упражнение 1
- Выберите из этой части слова, описывающие его действия.
(никогда не ел, нюхал их.

Они нравились. Очень хотелось съесть. Ходил мимо.)

- О чём вам эти слова говорят? (хотел, но сомневался)
- А что произошло дальше? (не удержался, схватил и съел)

- А как мы будем читать эти строчки?
- Передайте при чтении голосом, что делал медленно, а что делал очень быстро.

- Как вы думаете, догадались ли родители, кто съел сливу?

- Что ответили дети? А Ваня?

- Можем ли мы догадаться, что он чувствовал в этот момент? Какую подсказку дал читателям автор? (Он покраснел, как рак. Значит, ему было стыдно.)

- Почему же Ваня обманул?

( Испугался, что его накажут. Было стыдно признаться в том, что взял без разрешения.)

- Можно ли назвать Ваню трусом, вруном или он в данный момент просто струсил и соврал?

- Зачем же папа сказал, что тот кто проглотил косточку, умрёт?

- Что чувствовал Ваня? Прочитай.

( Он побледнел от страха)

- Как же вся семья узнала, что сливу съел именно Ваня? ( Он сказал, что косточку выбросил за окно)

- Почему же отец, зная, кто съел сливу, не отругал Ваню и не обвинил его в обмане?

Рабочая тетрадь. с. 9

-Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?

Работа с карточкой.

Выберите правильный ответ.
- Ему не понравились сливы.
- Ему хотелось ещё слив.
- Ему стало страшно, что он умрёт.
- Ему стало стыдно, что он сказал неправду.
- Он съел косточку.

- Был ли в вашей жизни случай, когда вы испытывали чувство стыда, вас грызла совесть за свой проступок?

- А как бы вы поступили на месте Вани?

- Поменялось ли ваше отношение к мальчику в начале рассказа и сейчас? Почему?

– Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины)
– А как еще могла бы закончиться эта история?

Работа с карточкой.

- На столе лежит карточки с пословицами. Прочитайте.

- Соедините начало и конец пословицы. Обсудите, какая из пословиц может выражать главную мысль. Почему?

Тайное всегда ложь никогда

Вся семья вместе чем родная матушка

Кто родителей почитает и душа на месте

Правда становится явным

Нет лучше дружка тот вовек не погибает

Ошибку можно простить всего дороже

- Можно ли сказать, что семья Вани была дружной. Почему?

- Для чего Толстой написал этот рассказ?

Тайна в этом рассказе живет,

Попробуй её разгадать,

Лишь тот секрет рассказа найдёт,

Кто сможет Ваню понять.

Ответ ребенка: Толстой учит нас не брать без разрешения. Он учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое. Толстой учит нас не глотать сливы с косточками и т.д.)


Выборочно читают, отвечают на вопросы.





















Выполняют задания в тетради с последующей самопроверкой и коллективным обсуждением.









Формулируют ответы на вопросы.
































Выполняют задания с последующей самопроверкой.



Работают в парах с карточкой, обсуждают.







Формулируют ответы на вопросы, делают вывод.






III Рефлексия деятельности.

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Если мы достигли поставленных целей, если урок был для вас полезным, и вам понравился то покажите сливу, а если вы ничего для себя не усвоили на этом уроке, и у вас остались неприятные ощущения - то тогда покажите грушу.

-Подарите эти сливы тому, чью работу на уроке вы считаете плодотворной.

-Попрошу встать детей, кому подарили сливу. Молодцы, вы постарались.

Оценивают работу свою и одноклассников на уроке.


5