СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Л.Н. Толстой "Котёнок""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Л.Н. Толстой "Котёнок""»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"

(ГБПОУ ЛПК)









Конспект урока литературного чтения





Составитель:

Митина Анастасия Сергеевна

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

курс 4, группа 422

Методист:_____________ Шумидуб Н.С.

Учитель:______________ Штыркова В.В.

Оценка:____________









г. Лукоянов 2024

Дата проведения: 26.11.2024

Предмет: Литературное чтение

УМК: Школа России

Класс: 2 «А»

Тема урока: «Л. Н. Толстой «Котёнок»»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: ознакомление учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «Котёнок».

Задачи:

Образовательная:

- Познакомить учащихся с поучительными рассказами Л. Н. Толстого;

- Учить составлять план;

- Совершенствовать технику чтения;

- Совершенствовать умение давать характеристику героям, исходя из их поступков.

Развивающая:

- Развивать внимание, логическое мышление, творческие способности.

Воспитательная:

- Воспитывать честность, доброе отношение к животным.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- Уметь воспринимать на слух художественные произведения;

- Соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

- Составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;

- Характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Регулятивные УУД:

- Формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока,

- Планировать пути решения поставленной проблемы;

- Формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

- Формирование критического мышления;

- Формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- Овладение диалогической и монологической речью;

- Формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.


Личностные УУД:

- Формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- Формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

- Формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

- Формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, -ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, презентация, учебник литературного чтения 2 класс 1 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, УМК «Школа России», карточки для парной работы, карточки для групповой работы.

Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

План урока:

I. Организационно-мотивационный настрой (1 мин)

II. Актуализация знаний (5 мин)

III. Подведение к теме. Целеполагание (2 мин)

IV. Изучение нового материала (14 мин)

V. Закрепление изученного материала (13 мин)

VI. Подведение итогов (2 мин)

VII. Рефлексия (1 мин)

VIII. Домашнее задание (1 мин)

IX. Организационный момент (1 мин)














Ход урока

Этапы

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты (Предметные, метапредметные, личностные)

I. Организационно-мотивационный настрой

Организовать детей и мотивировать на предстоящую деятельность

С: беседа

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Садитесь.

- С добрым утром 
Начат день. 
Первым делом
Гоним лень. 
На уроке не зевать, 
А работать и читать!

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.

Ф

Слово учителя

Контроль со стороны учителя


II. Актуализация знаний

Проверить усвоение предыдущих знаний и умений

С: беседа, рассказ

Н: показ слайда

П: работа со слайдом, парная работа

1. Биография Л. Н. Толстого.

- На предыдущих уроках мы познакомились с творчеством одного известного русского писателя. Сейчас мы узнаем, кто это и повторим наши знания.

- Граф, русский писатель, родился 28 августа 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Служил в армии, участвовал в Крымской войне. Выйдя в отставку, поселился в Ясной Поляне. В 1859 г. Открыл школу для крестьянских детей. В 1875 г. Выпустил учебник для обучения чтению «Новая азбука» и четыре «Русские книги для чтения». Самые известные его рассказы – это «Филлипок», «Косточка», «Акула» и др.

- О каком писателе идёт речь?

2. Игра «Сундук воспоминаний».

- Вспомним факты из биографии Л. Н. Толстого.

- Я начну фразу, а вы продолжите.

  1. Л. Н. Толстой родился в 1828 году в имении …

  2. Л. Н. Толстой открыл для детей ….

  3. Писатель написал для детей учебник…

  4. Он учил …

  5. Он сочинял … для детей.

- Во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л. Н. Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее. Поэтому его рассказы являются поучительными.

- Вспомним, чему же нас научили рассказы Л. Н. Толстого.

3. Работа в паре.

- Найдите соответствие между данными заголовком и главной мыслью.

«Филипок» - стремление учиться.

«Старый дед и внучек» - уважать старших.

«Правда дороже всего» - не лгать, не обманывать.

«Лев и мышь» - за добро платят добром.

Проверка на слайде.

















- Л. Н. Толстой.





- Ясная Поляна.


- Школы.

- «Азбука».


- Детей.

- Произведения.

Ф

И

П

Интерактивная доска, презентация, карточки для парной работы











Слайд 1





























Слайд 2

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

ПЗ:

- Формирование критического мышления;

- Формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

К:

- Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- Овладение диалогической и монологической речью;

- Формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

III. Подведение к теме. Целеполагание

Подвести детей к теме и цели урока

С: беседа

Н: показ слайда, учебник

П: работа со слайдом

4. Проблемная ситуация:

- Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н. Толстого мы познакомимся сегодня.

Никак он не сидит на месте -

То вдруг играть начнет с клубком,

То миску с вкусным молоком

Пойдет лакать он с мамой вместе.

Скажите, это я о ком?

5. Формулировка темы.

- Откройте учебник на с.100.

- С каким произведением сегодня мы познакомимся?

- Если все рассказы Толстого поучительные, то какая цель урока будет перед нами?

- Тема урока «Л. Н. Толстой «Котёнок»».










- Котёнок.



- «Котёнок».


- Узнать, чему учит рассказ.

Ф



Интерактивная доска, презентация, учебник













Слайд 3

Контроль со стороны учителя

Р:

- Формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока,

- Планировать пути решения поставленной проблемы;

- Формировать умение оценивать свою работу на уроке.

IV. Изучение нового материала

Ознакомление учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «Котёнок».

С: беседа, аудиозапись

Н: показ слайда, учебник

П: работа со слайдом, работа с учебником


6. Подготовка к чтению.

- В рассказе встретятся незнакомые слова, предлагаю вам их прочитать и узнать их значение.

Подле - около

Амбар - строение для хранения зерна, муки

Солома - стебли пшеницы, ржи после обмолота

Щавель - травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом

Что было духу - очень быстро

7. Речевая разминка.

- Проведем речевую разминку, чтобы хорошо и правильно говорить, а также чётко произносить звуки.

ол – ил – ул – ал

Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол

ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул

ел – ил – ёл – ял

долго кот клубок катал

ил – ел – юл - ул

Потянулся и уснул

8. Скороговорка:

- Прочитаем скороговорку.

Кошка-крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

9. Первичное знакомство с текстом.

Дети слушают текст. (Аудиозапись)

- О ком это произведение?

10. Проверка понимания прочитанного.

- Понравился ли вам рассказ?

- О ком он?

- Когда пропала кошка?

- Где нашел Вася кошку?

- Что он увидел?

- Сколько их было?

- Как выглядел котенок, которого дети оставили себе?

- Как же котенок остался один?


- Какая опасность угрожала котенку?


- Кто спас котенка?

11. Самостоятельное чтение.

Чтение по цепочке.
































- О котёнке.


Ответы детей.

- О котёнке.

- Весной.

- На крыше амбара.

- Котят.

- 5.

- Серый, с белыми лапками.

- Остальных раздали.

- Две собаки хотели схватить его.

- Вася.


Ф
И



Интерактивная доска, презентация, учебник

Слайд 4 - 7











Слайд 8











Слайд 9




Слайд 10




Контроль со стороны учителя, самоконтроль

ПР:

- Уметь воспринимать на слух художественные произведения;

- Соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

- Составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;

- Характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

ПЗ:

- Формирование критического мышления;

- Формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

К:

- Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- Овладение диалогической и монологической речью;

- Формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

V. Закрепление

Повторение и закрепление ранее изученного материала

С: беседа
Н:
показ слайда, учебник

П: работа со слайдом, работа с учебником, групповая работа

12. Чтение текста. Работа над выразительностью речи.

- Когда мы читаем произведение возникают разные чувства и эмоции.

- Найдите отрывок, как дети искали кошку. Как будем читать?

- Прочитаем отрывок с нужной интонацией.

- Найдите описание котенка. Как будем читать?

- Прочитаем отрывок с нужной интонацией.

- Найдите отрывок, когда котенку грозила опасность. Как будем читать?

- Прочитаем отрывок с нужной интонацией.

- Найдите отрывок, когда Вася спас котенка.


- За кого волновались?


- За кого волновались больше?

13. Работа в группах.

1 группа. План рассказа.

План:

  1. Кошка пропала.

  2. Кошку нашли.

  3. Самый лучший котёнок.

  4. Страшные собаки.

  5. Спасение котёнка.

2 группа. Характеристика героев.

Главные герои: Вася, Катя. Второстепенные герои: охотник. Характеристика главных героев: Вася — отважный мальчик. Быстрый и шустрый. Спас котёнка, прикрыв его собой. Катя — заботливая девочка, но трусливая. Эмоциональная. Всё принимает близко к сердцу. Характеристика второстепенных героев: Охотник — просто проезжал мимо.

3 группа. Кинолента.

После выступления всех групп:

- Как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом? - В чём же основной смысл этого произведения? Как вы теперь понимаете?

Ответ: Этот рассказ о том, что надо отвечать за животных, которых мы заводим, рассказ об ответственности перед братьями меньшими. Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут. И иногда следует забыть свои страхи и спасать того, кому действительно грозит страшная опасность.

14. Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы и выберите ту, которая подходит к этому тексту:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Все хорошо, что хорошо кончается.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

- объяснение.

- Каково значение этой пословицы?






- С отчаянием, грустно.


- С любовью, ласково.


- Волнение, тревога.


- Радость, облегчение.

- За котёнка, за Васю.

- За котёнка.










































- Если мы однажды взяли на себя ответственность за живое существо, то мы не вправе бросать это живое существо.

Ф
И

Интерактивная доска, презентация, учебник, карточки для групповой работы


















































Слайд 11


Контроль со стороны учителя, самоконтроль

ПР:

- Уметь воспринимать на слух художественные произведения;

- Соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

- Составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;

- Характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Л:

- Формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- Формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

- Формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

- Формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, -ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.


VI. Подведение итогов урока

Подвести итоги урока

С: беседа

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто автор этого произведения?

- О чём это произведение?

- Оценку 5 получает… оценку 4 получает…

- Остальным я желаю работать на уроке активнее, поднимать руку и отвечать на вопросы учителя.

- «Котёнок».


- Л. Н. Толстой.

Ф

Интерактивная доска, презентация


Контроль со стороны учителя

К:

- Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- Овладение диалогической и монологической речью;

- Формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

VII. Рефлексия

Оценить деятельность на уроке

С: беседа

- Выберите котёнка, который соответствовал вашему настроению на уроке (весёлый и грустный).

Оценивают свою работу на уроке.

Ф

Слово учителя

Слайд 12


Контроль со стороны учителя

VIII. Домашнее задание

Провести инструктаж по домашнему заданию

С: беседа



- Открываем дневники и записываем домашнее задание:

с.100-101, прочитать.



Записывают домашнее задание.




Ф



Слово учителя

Слайд 13


Контроль со стороны учителя


IX. Организационный момент

Организационно закончить урок

С: беседа

- Урок окончен, можете быть свободны.

Готовятся к окончанию урока.

Ф

Слово учителя

Контроль со стороны учителя