Урок литературы в 8 классе
Разработка учителя русского языка и литературы
МБОУ Староюрьевской СОШ, учебного корпуса №2 Федотовой Е. В.
Л. Н. Толстой.Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».Образ рассказчика. Главные герои.
Цели: 1) обучающая: расширить знания о биографии писателя
2) развивающая: показать своеобразие историзма Толстого; познакомить с историей создания рассказа «После бала»; закрепить навыки работы с художественным текстом, развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, составлять характеристику героя;
3) воспитывающая: определить социально-нравственные проблемы рассказа; способствовать пониманию авторской мысли, а именно: моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества, а также заставить ребят задуматься над жизненными целями, определяющими поведение людей, тем самым сформировать прочную нравственную позицию учащихся.
Оборудование урока: портрет писателя Л.Н.Толстого, высказывания великих людей о писателе Л.Н.Толстом и его творчестве.
Методические приёмы: беседа, элементы диспута, развёрнутые ответы учащихся, пересказ, анализ художественного текста, самостоятельные творческие задания, акростих.
Ход урока
Орг. Момент
Определение темы и цели урока (Слайд 1-2)
Изучение новой темы:
1) Знакомство с биографией Л. Н. Толстого (Слайд 3-11)
- Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя граф Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских .
С усадьбой Ясная Поляна связана вся жизнь писателя.
Лев Николаевич Толстой получал образование в Казанском Университете сначала на восточном, затем на юридическом факультете. Толстой поступает на военную службу на Кавказе, где получает офицерский чин.
Участвовал в Крымской войне. Впечатления писателя от Кавказской войны
отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856).
В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт.
В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Осенью 1859 года писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.
В этой школе ребята учились писать, читать, считать, были у них занятияпо обществознанию, русской историирисованию, пению.
В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой написал свои наиболее известные
романы: «Война и Мир» и «Анна Каренина».
К 1890 году Толстой пришел к полному отрицанию своей предшествующей
литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги,
перешел на вегетарианскую пищу.
Тяготясь барским укладом жизни в усадьбе
Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя
не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.
10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.
2) Работа над высказываниями (Слайд 12):
- Как вы понимаете высказывания:“Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней” (Л.Н.Толстой); “Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко); “Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький)?
- Запишите любую понравившуюся вам цитату.
3) Определение жанра рассказ (Слайд 13):
- Что такое рассказ? (Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.)
- Сколько сюжетных линий в рассказе? (Как правило, одна сюжетная линия)
4)А теперь познакомимся с историей создания рассказа (Слайд 14)
Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Толстой? (О сороковых годах 19 века, о времени правления Николая 1, прозванного Николаем Палкиным.)
- Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?
- Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!» (Слайд 15)
- Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?
- Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему писатель остановился на названии «После бала»?
- (Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.) (Слайд 16)
- Какие события описаны в рассказе? Найдите в тексте эти события. (Слайд 17)
- Перед вами сравнительная таблица двух важных эпизодов рассказа. Какие герои связывают эти сюжеты?
Какие цвета присутствуют на балу, а отсутствуют утром, после бала? Почему? (Слайд 18)
- Какие социально-нравственные проблемы хотел донести Л.Н. Толстой до своего читателя? (Слайд 19)
Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.
В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.
5. Самостоятельное усвоение новых знаний
5) А теперь обратимся к рассказчику. (Слайд 20)
- Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
- Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?
- Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?
6) А теперь немного отдохнём (Физкультминутка) (Слайд 21)
Раз, два – встать пора,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим!
7) - А теперь вспомним:
- На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?
- Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?
- В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого? (Слайд 22)
6.Творческая работа. (Слайд 23-27)
- Предлагаю вам отдохнуть от текста и на минутку представить себя поэтами: составить акростих со словами «полковник» и «солдат». Что такое акростих?
- Слово это греческого происхождения – akrostichis – краестишие. Часто таким образом скрывали имя автора или того, про кого писали стихотворение. Известно, что акростих был популярен еще в древнегреческой поэзии, ок. 540 - 450 до н.э.! В России акростих пользовался популярностью в поэзии 19 века и предназначался определённым лицам.
Как вы думаете, зачем нужно было скрывать своё авторство?
( Его применяли тогда, когда нужно было обмануть цензуру, например, чтобы сообщить читателям имя автора или адресата острого по содержанию, сатирического, стихотворения).
Вот простой пример акростиха:
Лазурный день
Угас, угас,
Ночная тень,
Ах, скрыла нас».
О чём в нём говорится? (Луна).
СОЛДАТ – составляем вместе. (Фразы «вылетают» на слайде).
Можно использовать эпитеты или любые слова. Если тяжело, откроем ещё раз описание сцены избиения.
С – слабый, страдающий, спина изодрана, спотыкающийся, сморщенное лицо
О – обиженный, офицерами обижен, оскаливающий зубы, оттопыривающий губу
Л – лепечущий
Д – душевно ранен, дёргается от удара
А – атакован офицерами
Т – тяжело идти, татарин
- Попробуйте сами составить свой акростих со словом «полковник»
П – прекрасно сложенный
О – очень красивый, отлично танцевал
Л – любезный на балу, лицо румяное
К – красавец
О – обижал слабого
В – воинский служака, выпячивающаяся грудь, высокий военный
Н – николаевского времени, начальник
И – испугал солдата, избил солдата
К – кричал на слабого солдата, кричащий гневно
Итог творческой работы: тоже получился контраст. Молодцы! Я обязательно посмотрю у всех, как получилось.
7.Прием «Дискуссионная карта» (Слайд 28-29)
- Почему Иван Васильевич, перед которым раскрывались широкие возможности сделать карьеру, отказался от государственной службы . Прав ли Иван Васильевич, что отказался от государственной службы ?
Да, прав | Нет, не прав |
Трудно пересилить себя, изменить взгляды . 2 Ощущает душевную пустоту от увиденного . 3 Поражает двуличие полковника. | Перед И.В. открывались возможности продвижения по военной службе . Отказался от Вареньки , которую любил . 3 Прожил жизнь, мучил себя воспоминаниями . |
8. Обобщим изученное: (Слайд 30)
КОНТРАСТ – (франц. сontraste) резкое различие, противоположность).
Контраст помогает выявить сущность характеров героев рассказа и раскрыть противоречия русской действительности.
АНТИТЕЗА – (др.-греч. ἀ ν τ ί θ ε σ ι ς) противоположение, художественное средство, основанное на приёме контраста.
- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая? (Слайд 31)
( «Любовь пошла на убыль». Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу. Это свидетельствует о нравственном поиске, который вёл студент, может быть, даже не осознавая этого. Он искал ответа на вопросы о человеческой гуманности и бессердечии. Ответы не были найдены, и именно поэтому Иван Васильевич постарался выбрать для себя позицию отстранения).
Подведем итог: мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный приём в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев.
А сейчас напишите, пожалуйста, что вы вынесли из этого урока для себя, оцените свою деятельность на уроке. Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на экране. Запишите это предложение на зелёном листочке и украсьте наше дерево успеха. Пусть оно расцветёт!
9. Подведение итогов урока
Оценка урока (на слайде 32):
сегодня я узнал… я приобрёл…
было интересно… я научился…
было трудно… у меня получилось…
я выполнял задания… я смог…
я понял, что… я попробую…
теперь я могу… меня удивило…
я почувствовал, что… мне захотелось…
Домашнее задание. (Слайд 33)
Составьте словесный портрет героя (полковника, Вареньки, Ивана Васильевича (на выбор) по плану:
-внешний вид,
-поведение, поступки,
-отношение к окружающим.