Попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?
- Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.
Тема урока: « Л.Н.Толстой.Творчество для детей»
Составила
Телеева Х. Н.
Проблема.
- В творчестве Л. Н. Толстого есть совсем маленькие произведения для детей, которые он включил в свою Азбуку. Мы удивились, неужели такие маленькие рассказы могут чему-то учить и воспитывать? Актуальны ли они сейчас, ведь после их написания прошло более 100 лет?
Формирование компетенций :
- информационной, коммуникативной, общекультурной, учебно-познавательной.
- Материалы урока и презентацию проекта можно использовать при изучении творчества Л. Н. Толстого в 1-4 классах.
Цель работы над проектом:
Для студентов
Для преподавателя
Исследовать, несут ли рассказы Л.Н.Толстого нравственные уроки детям нашего времени.
Активизировать познавательную деятельность
при изучении произведений Л.Н. Толстого;
развивать умение систематизировать,
анализировать и обобщать социальную информацию,
умение высказывать и аргументировать свое мнение,
формулировать суждения. пробуждить интерес к созданию проекта;
сформировать умения проводить исследования,
передавать и презентовать полученные знания и опыт;
сформировать навыки совместной работы
и делового общения в группе.
Задачи работы над проектом:
Задачи для студентов
Для преподавателя
1. Прочитать некоторые рассказы Л.Н.Толстого.
1. Помочь определиться в выборе произведений
2. Исследовав эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор.
2. Совместно проанализировать выбранные тексты,
3. Оформление результатов и презентация проекта (Приложение)
проследить работу с дополнительной информацией.
3. Помочь в оформлении презентации проекта,
с учетом использования новых технологий.
ЭПИГРАФ УРОКА :
- « В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя».
Л.Н Толстой
Детство писателя
- Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. “ Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней” По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.
- Детей в семье было пятеро: 4 сына и дочка. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич через 7 лет.
- Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Дружескую привязанность к Татьяне Александровне Лев Николаевич сохранил на долгие годы. С большой любовью вспоминал о своих родителях. Черты их жизни и характеров запечатлел в некоторых своих произведениях. Например “Детство”.
- Уже в детстве Лев отличался от братьев искусством составлять шарады, маленькие рассказы. Когда Лёве было семь лет , братья Толстые затеяли издавать рукописный журнал “Детские забавы”. Лёва вёл рубрику “Натуральная история”, где писал рассказы о птицах. Пристрастие к жанру рассказов о животных осталось навсегда.
Л.Н.Толстой- студент
- С 1841 года дети Толстые жили в Казани у тётушки – опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, затем перешёл на юридический факультет. Но Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше, его не устраивало обучение в университете, поэтому в 1847 году он подал прошение об увольнении его из числа студентов.
Военная служба
- В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ, чтобы поступить там на военную службу. Слева от вас Лев Толстой, а справа Николай. Именно здесь Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”.
- В 1854 – 1855 годах Толстой участвовал в героической обороне Севастополя. Это время было для него школой военного и гражданского мужества.
Яснополянская школа
- Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой был основателем школы для крестьянских детей . Л.Н.Толстой в 1859 году устроил в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам учил крестьянских детей, писал для них учебные книги. Работу в школе Л.Толстой считал важнейшим делом своей жизни. Вслед за тем в соседних уездах были открыты ещё 26 школ.
- В 1870 году он создал Азбуку, а также различные сказки.
Возвращение на родину
- К 1862 году относится важное событие в жизни Толстого- женитьба на Софье Андреевне Берс. Сразу же после свадьбы Лев Николаевич Толстой с женой отправились в Ясную Поляну, где провёл 20 лет, полных вдохновенного, писательского труда. Повести для взрослых читателей, а также для детей. Толстой работал ежедневно, он был великим тружеником. Любил собирать вокруг себя всю семью.
Уход великого писателя
- 20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни Лев Николаевич скончался.
- На похоронах собралась многотысячная толпа: рабочие, крестьяне, интеллигенция, учащаяся молодёжь. Похоронен Толстой в Ясной Поляне.
Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого .
- Я хочу образования для народа только для того,
чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Ломоносовых»,-
так понимал свою просветительскую миссию писатель-гуманист.
- Л.Н.Толстой – гениальный писатель, философ, публицист, педагог. Он еще- слава и гордость отечественной литературы для детей.
- Начало педагогической деятельности Толстого относится к 1849 году, когда он открыл первую школу для крестьянских детей. Он преподавал в Яснополянской школе, изучил зарубежный опыт. Издавал педагогический журнал «Ясная Поляна». Открыл школу в Крапивенском уезде.
- Проблемы образования и воспитания Толстого не оставлял до последних дней жизни. Занимался изданием литератур для народа, мечтая создать для крестьян энциклопедический словарь, серию учебников.
Азбука Л.Н.Толстого(1872).
- Азбука Л.Н.Толстого(1872). Ее созданию сопутствовал огромный труд. Толстой обобщил опыт преподавания в Яснополянской школе, переработал рассказы для детей, напечатанные в приложении к «Ясной Поляне».Он обращался к УНТ, был увлечен былинами , сказками, пословицами.
- В первом издании «Азбука» представляла собой единый комплекс учебных книг. Она состояла из букваря и четырех частей, в каждую из которых входили рассказы для русского чтения, тексты для славянского чтения и материалы по арифметике.
«Новая азбука»
- В 1875 году вышла «Новая азбука», как самостоятельное пособие для обучения грамоте и четыре «Русские книги для чтения». При жизни писателя она выходила 28 раз, более 30 раз переиздавались «Книги для чтения».
- Толстой изучил опыт Ушинского, критически отзывался о языке учебных книг своего предшественника. Он считал язык его произведений условным, искусственным, не принимал описательности в рассказах для детей.
- В «Азбуке» нет случайных текстов, каждый материал- произведение словесного искусства. Толстой их отбирал из сборника Даля, Снегирева, шлифовал, сочинял сам - по образцу народных.
- Для «Новой азбуки» Толстой написал много рассказов- миниатюр, в котором пословица развернута в сюжет.
Рассказы-миниатюры.
- Композиция «Новой азбуки» учитывает возрастные особенности детей. Вначале даются небольшие всего в несколько строк. Предложения в них простые. Произведения чередуются, чтобы не утомлять ребенка. Постепенно содержание произведения расширяется; попеременно даются то научно-познавательный рассказ, то басня, то сказка, то быль.
Басни.
- Свои басни Л.Н.Толстой создавал на основе эзоповских, но они воспринимаются как оригинальные произведения, потому что максимально приближены к детскому восприятию, содержат цепь динамичных художественных картин, изложены лаконично и просто.
- Мораль басен Толстого доступна детям.
- Басни Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость , доброту(«Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек»).
- Писатель добивался, чтобы мораль в его баснях была не отвлеченной, а живой и конкретной.
- Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старым и беспощным. В басне «Старый дед и внучек» Маленький Миша дает хороший урок своим родителям, которые оставляли без присмотра и заботы старого деде: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Басни Толстого воспитывают гуманные чувства, создавая живые, многообразные характеры.
Сказки.
- Сказки, созданные Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают ребенку усваивать географические понятия(«Шат и Дон», «Волга и Вазуза»).
- Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала.
- Значит место в учебных книгах Л.Толстого занимают сказки- русские и зарубежные(народные и литературные). Сказка «Три медведя» (1872) написана Толстым для детей. Повествование приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиции для народных сказок зачина и концовки: действие разворачиваются с первых фраз. В этой сказке писатель создал реалистический образ русской девочки – красотки, храброй, любопытной и шаловливой.
Научно-познавательные рассказы.
- Л.Н.Толстой впервые сближает стиль научно-познавательные и художественные произведения в учебных книгах для детей. Стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве.
- Географические сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно.
- Особенной поэтичностью отличаются рассказы Толстого о животных(«Лев и собачка», «Мильта и Булька», «Булка» и другие). Они оказывают воспитательное воздействие на маленьких детей . Писатель учит детей дружбе, преданности на примерах из жизни животных.
Рассказы о детях.
- Считая детство важным периодом в жизни, Л.Н.Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Он отличает их впечатлительность, пытливость, любознательность, отзывчивость и трудолюбие.
- Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы показать, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто(рассказ «Филипок»).
- В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы.
- Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.
- Сюжеты большинства рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют(«Прыжок», «Акула»).
Чтение и анализ произведений Л. Н. Толстого для детей
Муравей и голубка
- Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Пословицы:
- Там где дружат, живут и не тужат. - Друзья познаются в беде. - Сам погибай, а друга выручай.
Бестолковый мужик
Был один глупый мужик. Он пошёл в лес за дровами. Дерева все были велики. Он стал срубать ветки. Один сук на дубу был высоко. Мужик влез на дуб, сел верхом на сук спиной к дереву и срубил сук. Другой сук был ещё выше. Мужик влез на сук и, чтобы короче срубить, сел на него лицом к дереву. Он рубил немного, и стал сук трещать; мужик был рад и сказал:
— Вперёд всё так буду рубить.
Но сук сломался, и мужик сорвался.
Пословицы:
- Вырос, а ума не вынес. - Птице крылья, а человеку разум.
Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.
Пословицы:
- Добрые детки, дому венец, а худые - конец.
- Один добрый пример - лучше ста слов.
Правда всего дороже
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.
Никто не видал.
Отец пришел и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Отец сказал:
- Спасибо, что правду сказал.
- Правда светлее солнца
Саша был трус
Саша был трус. Была гроза гром. Саша влез в шкап. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкапу за то, что ты трус.
Пословицы:
- Трус умирает тысячу раз. - Страхов много, а жизнь одна. - На трусливого и уж-змея. - Паникер да трус - хуже нет обуз.
- У страха глаза велики
Домашнее задание.
- 1. Провести анализ учебников начальных классов. 2. Прочитать и проанализировать некоторые рассказы Л.Н.Толстого.
- 3. Исследовав эти произведения, выявить какие нравственные уроки дает нам автор.
- 4. Оформить результаты исследования
- Мы составили поэтапный план исследования : 2. Анализ программ, учебников литературного чтения начальных классов. 3. Анализ произведений. 4. Подбор пословиц к произведениям Толстого и иллюстрирование. 5. Обобщение результатов исследования. 6. Оформление презентации проекта.
- 7. Презентация проекта.