СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой. Творчество для детей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Произведения Л. Н. Толстого, созданные для детей.

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой. Творчество для детей»

Попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?   Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.

Попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?  

  • Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.
Тема урока:  « Л.Н.Толстой.Творчество для детей»   Составила Телеева Х. Н.

Тема урока: « Л.Н.Толстой.Творчество для детей»

Составила

Телеева Х. Н.

Проблема.    В творчестве Л. Н. Толстого есть совсем маленькие произведения для детей, которые он включил в свою Азбуку. Мы удивились, неужели такие маленькие рассказы могут чему-то учить и воспитывать? Актуальны ли они сейчас, ведь после их написания прошло более 100 лет?

Проблема.

  •   В творчестве Л. Н. Толстого есть совсем маленькие произведения для детей, которые он включил в свою Азбуку. Мы удивились, неужели такие маленькие рассказы могут чему-то учить и воспитывать? Актуальны ли они сейчас, ведь после их написания прошло более 100 лет?
Формирование компетенций : информационной, коммуникативной, общекультурной, учебно-познавательной.

Формирование компетенций :

  • информационной, коммуникативной, общекультурной, учебно-познавательной.
Материалы урока и презентацию проекта  можно использовать  при изучении творчества Л. Н. Толстого в 1-4 классах.
  • Материалы урока и презентацию проекта  можно использовать  при изучении творчества Л. Н. Толстого в 1-4 классах.
Цель работы над проектом:   Для студентов Для преподавателя Исследовать, несут ли рассказы Л.Н.Толстого нравственные уроки детям нашего времени. Активизировать познавательную деятельность  при изучении произведений Л.Н. Толстого; развивать умение систематизировать,  анализировать и обобщать социальную информацию,  умение высказывать и аргументировать свое мнение,  формулировать суждения. пробуждить интерес к созданию проекта;  сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;   сформировать навыки совместной работы  и делового общения в группе.

Цель работы над проектом:

Для студентов

Для преподавателя

Исследовать, несут ли рассказы Л.Н.Толстого нравственные уроки детям нашего времени.

Активизировать познавательную деятельность

при изучении произведений Л.Н. Толстого;

развивать умение систематизировать,

анализировать и обобщать социальную информацию,

умение высказывать и аргументировать свое мнение,

формулировать суждения. пробуждить интерес к созданию проекта; 

сформировать умения проводить исследования,

передавать и презентовать полученные знания и опыт;  

сформировать навыки совместной работы

и делового общения в группе.

Задачи работы над проектом:   Задачи для студентов Для преподавателя 1. Прочитать некоторые рассказы Л.Н.Толстого. 1. Помочь определиться в выборе произведений 2. Исследовав эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор. 2. Совместно проанализировать выбранные тексты, 3. Оформление результатов и презентация проекта (Приложение)  проследить работу с дополнительной информацией. 3. Помочь в оформлении презентации проекта, с учетом использования новых технологий.

Задачи работы над проектом:

Задачи для студентов

Для преподавателя

1. Прочитать некоторые рассказы Л.Н.Толстого.

1. Помочь определиться в выборе произведений

2. Исследовав эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор.

2. Совместно проанализировать выбранные тексты,

3. Оформление результатов и презентация проекта (Приложение)

проследить работу с дополнительной информацией.

3. Помочь в оформлении презентации проекта,

с учетом использования новых технологий.

ЭПИГРАФ УРОКА : « В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя».   Л.Н Толстой

ЭПИГРАФ УРОКА :

  • « В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя».

Л.Н Толстой

Детство писателя   Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы.  Это дом, в котором родился Лев Толстой. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни.  “ Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней” По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Детство писателя

  • Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы.  Это дом, в котором родился Лев Толстой. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни.  “ Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней” По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.
 

 

Детей в семье было пятеро: 4 сына и дочка. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич через 7 лет.
  • Детей в семье было пятеро: 4 сына и дочка. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич через 7 лет.
Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Дружескую привязанность к Татьяне Александровне Лев Николаевич сохранил на долгие годы. С большой любовью вспоминал о своих родителях. Черты их жизни и характеров запечатлел в некоторых своих произведениях. Например “Детство”.
  • Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Дружескую привязанность к Татьяне Александровне Лев Николаевич сохранил на долгие годы. С большой любовью вспоминал о своих родителях. Черты их жизни и характеров запечатлел в некоторых своих произведениях. Например “Детство”.
Уже в детстве Лев отличался от братьев искусством составлять шарады, маленькие рассказы. Когда Лёве было семь лет , братья Толстые затеяли издавать рукописный журнал “Детские забавы”. Лёва вёл рубрику “Натуральная история”, где писал рассказы о птицах. Пристрастие к жанру рассказов о животных осталось навсегда.
  • Уже в детстве Лев отличался от братьев искусством составлять шарады, маленькие рассказы. Когда Лёве было семь лет , братья Толстые затеяли издавать рукописный журнал “Детские забавы”. Лёва вёл рубрику “Натуральная история”, где писал рассказы о птицах. Пристрастие к жанру рассказов о животных осталось навсегда.
Л.Н.Толстой- студент   С 1841 года дети Толстые жили в Казани у тётушки – опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, затем перешёл на юридический факультет. Но Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше, его не устраивало обучение в университете, поэтому в 1847 году он подал прошение об увольнении его из числа студентов.

Л.Н.Толстой- студент

  • С 1841 года дети Толстые жили в Казани у тётушки – опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, затем перешёл на юридический факультет. Но Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше, его не устраивало обучение в университете, поэтому в 1847 году он подал прошение об увольнении его из числа студентов.
Военная служба   В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ, чтобы поступить там на военную службу. Слева от вас Лев Толстой, а справа Николай. Именно здесь Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”. В 1854 – 1855 годах Толстой участвовал в героической обороне Севастополя. Это время было для него школой военного и гражданского мужества.

Военная служба

  • В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ, чтобы поступить там на военную службу. Слева от вас Лев Толстой, а справа Николай. Именно здесь Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”.
  • В 1854 – 1855 годах Толстой участвовал в героической обороне Севастополя. Это время было для него школой военного и гражданского мужества.
Яснополянская школа   Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой был основателем школы для крестьянских детей . Л.Н.Толстой в 1859 году устроил в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам учил крестьянских детей, писал для них учебные книги. Работу в школе Л.Толстой считал важнейшим делом своей жизни. Вслед за тем в соседних уездах были открыты ещё 26 школ.   В 1870 году он создал Азбуку,  а также различные сказки.

Яснополянская школа

  • Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой был основателем школы для крестьянских детей . Л.Н.Толстой в 1859 году устроил в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам учил крестьянских детей, писал для них учебные книги. Работу в школе Л.Толстой считал важнейшим делом своей жизни. Вслед за тем в соседних уездах были открыты ещё 26 школ.  
  • В 1870 году он создал Азбуку,  а также различные сказки.
Возвращение на родину   К 1862 году относится важное событие в жизни Толстого- женитьба на Софье Андреевне Берс. Сразу же после свадьбы Лев Николаевич Толстой с женой отправились в Ясную Поляну, где провёл 20 лет, полных вдохновенного, писательского труда. Повести для взрослых читателей, а также для детей. Толстой работал ежедневно, он был великим тружеником. Любил собирать вокруг себя всю семью.

Возвращение на родину

  • К 1862 году относится важное событие в жизни Толстого- женитьба на Софье Андреевне Берс. Сразу же после свадьбы Лев Николаевич Толстой с женой отправились в Ясную Поляну, где провёл 20 лет, полных вдохновенного, писательского труда. Повести для взрослых читателей, а также для детей. Толстой работал ежедневно, он был великим тружеником. Любил собирать вокруг себя всю семью.
Уход великого писателя   20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни Лев Николаевич скончался. На похоронах собралась многотысячная толпа: рабочие, крестьяне, интеллигенция, учащаяся молодёжь. Похоронен Толстой в Ясной Поляне.

Уход великого писателя

  • 20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни Лев Николаевич скончался.
  • На похоронах собралась многотысячная толпа: рабочие, крестьяне, интеллигенция, учащаяся молодёжь. Похоронен Толстой в Ясной Поляне.
Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого . Я хочу образования для народа только для того,  чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Ломоносовых»,- так понимал свою просветительскую миссию писатель-гуманист.

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого .

  • Я хочу образования для народа только для того,

чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Ломоносовых»,-

так понимал свою просветительскую миссию писатель-гуманист.

Л.Н.Толстой – гениальный писатель, философ, публицист, педагог. Он еще- слава и гордость отечественной литературы для детей. Начало педагогической деятельности Толстого относится к 1849 году, когда он открыл первую школу для крестьянских детей. Он преподавал в Яснополянской школе, изучил зарубежный опыт. Издавал педагогический журнал «Ясная Поляна». Открыл школу в Крапивенском уезде.
  • Л.Н.Толстой – гениальный писатель, философ, публицист, педагог. Он еще- слава и гордость отечественной литературы для детей.
  • Начало педагогической деятельности Толстого относится к 1849 году, когда он открыл первую школу для крестьянских детей. Он преподавал в Яснополянской школе, изучил зарубежный опыт. Издавал педагогический журнал «Ясная Поляна». Открыл школу в Крапивенском уезде.
Проблемы образования и воспитания Толстого не оставлял до последних дней жизни. Занимался изданием литератур для народа, мечтая создать для крестьян энциклопедический словарь, серию учебников.
  • Проблемы образования и воспитания Толстого не оставлял до последних дней жизни. Занимался изданием литератур для народа, мечтая создать для крестьян энциклопедический словарь, серию учебников.
Азбука Л.Н.Толстого(1872).   Азбука Л.Н.Толстого(1872). Ее созданию сопутствовал огромный труд. Толстой обобщил опыт преподавания в Яснополянской школе, переработал рассказы для детей, напечатанные в приложении к «Ясной Поляне».Он обращался к УНТ, был увлечен былинами , сказками, пословицами. В первом издании «Азбука» представляла собой единый комплекс учебных книг. Она состояла из букваря и четырех частей, в каждую из которых входили рассказы для русского чтения, тексты для славянского чтения и материалы по арифметике.

Азбука Л.Н.Толстого(1872).

  • Азбука Л.Н.Толстого(1872). Ее созданию сопутствовал огромный труд. Толстой обобщил опыт преподавания в Яснополянской школе, переработал рассказы для детей, напечатанные в приложении к «Ясной Поляне».Он обращался к УНТ, был увлечен былинами , сказками, пословицами.
  • В первом издании «Азбука» представляла собой единый комплекс учебных книг. Она состояла из букваря и четырех частей, в каждую из которых входили рассказы для русского чтения, тексты для славянского чтения и материалы по арифметике.
 «Новая азбука» В 1875 году вышла «Новая азбука», как самостоятельное пособие для обучения грамоте и четыре «Русские книги для чтения». При жизни писателя она выходила 28 раз, более 30 раз переиздавались «Книги для чтения». Толстой изучил опыт Ушинского, критически отзывался о языке учебных книг своего предшественника. Он считал язык его произведений условным, искусственным, не принимал описательности в рассказах для детей.

«Новая азбука»

  • В 1875 году вышла «Новая азбука», как самостоятельное пособие для обучения грамоте и четыре «Русские книги для чтения». При жизни писателя она выходила 28 раз, более 30 раз переиздавались «Книги для чтения».
  • Толстой изучил опыт Ушинского, критически отзывался о языке учебных книг своего предшественника. Он считал язык его произведений условным, искусственным, не принимал описательности в рассказах для детей.
В «Азбуке» нет случайных текстов, каждый материал- произведение словесного искусства. Толстой их отбирал из сборника Даля, Снегирева, шлифовал, сочинял сам - по образцу народных. Для «Новой азбуки» Толстой написал много рассказов- миниатюр, в котором пословица развернута в сюжет.    
  • В «Азбуке» нет случайных текстов, каждый материал- произведение словесного искусства. Толстой их отбирал из сборника Даля, Снегирева, шлифовал, сочинял сам - по образцу народных.
  • Для «Новой азбуки» Толстой написал много рассказов- миниатюр, в котором пословица развернута в сюжет.

 

 

Рассказы-миниатюры.   Композиция «Новой азбуки» учитывает возрастные особенности детей. Вначале даются небольшие всего в несколько строк. Предложения в них простые. Произведения чередуются, чтобы не утомлять ребенка. Постепенно содержание произведения расширяется; попеременно даются то научно-познавательный рассказ, то басня, то сказка, то быль.

Рассказы-миниатюры.

  • Композиция «Новой азбуки» учитывает возрастные особенности детей. Вначале даются небольшие всего в несколько строк. Предложения в них простые. Произведения чередуются, чтобы не утомлять ребенка. Постепенно содержание произведения расширяется; попеременно даются то научно-познавательный рассказ, то басня, то сказка, то быль.
Басни.   Свои басни Л.Н.Толстой создавал на основе эзоповских, но они воспринимаются как оригинальные произведения, потому что максимально приближены к детскому восприятию, содержат цепь динамичных художественных картин, изложены лаконично и просто. Мораль басен Толстого доступна детям. Басни Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость , доброту(«Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек»). Писатель добивался, чтобы мораль в его баснях была не отвлеченной, а живой и конкретной. Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старым и беспощным. В басне «Старый дед и внучек» Маленький Миша дает хороший урок своим родителям, которые оставляли без присмотра и заботы старого деде: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Басни Толстого воспитывают гуманные чувства, создавая живые, многообразные характеры.

Басни.

  • Свои басни Л.Н.Толстой создавал на основе эзоповских, но они воспринимаются как оригинальные произведения, потому что максимально приближены к детскому восприятию, содержат цепь динамичных художественных картин, изложены лаконично и просто.
  • Мораль басен Толстого доступна детям.
  • Басни Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость , доброту(«Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек»).
  • Писатель добивался, чтобы мораль в его баснях была не отвлеченной, а живой и конкретной.
  • Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старым и беспощным. В басне «Старый дед и внучек» Маленький Миша дает хороший урок своим родителям, которые оставляли без присмотра и заботы старого деде: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Басни Толстого воспитывают гуманные чувства, создавая живые, многообразные характеры.
Сказки.   Сказки, созданные Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают ребенку усваивать географические понятия(«Шат и Дон», «Волга и Вазуза»). Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Значит место в учебных книгах Л.Толстого занимают сказки- русские и зарубежные(народные и литературные). Сказка «Три медведя» (1872) написана Толстым для детей. Повествование приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиции для народных сказок зачина и концовки: действие разворачиваются с первых фраз. В этой сказке писатель создал реалистический образ русской девочки – красотки, храброй, любопытной и шаловливой.

Сказки.

  • Сказки, созданные Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают ребенку усваивать географические понятия(«Шат и Дон», «Волга и Вазуза»).
  • Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала.
  • Значит место в учебных книгах Л.Толстого занимают сказки- русские и зарубежные(народные и литературные). Сказка «Три медведя» (1872) написана Толстым для детей. Повествование приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиции для народных сказок зачина и концовки: действие разворачиваются с первых фраз. В этой сказке писатель создал реалистический образ русской девочки – красотки, храброй, любопытной и шаловливой.
Научно-познавательные рассказы.   Л.Н.Толстой впервые сближает стиль научно-познавательные и художественные произведения в учебных книгах для детей. Стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве. Географические сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно. Особенной поэтичностью отличаются рассказы Толстого о животных(«Лев и собачка», «Мильта и Булька», «Булка» и другие). Они оказывают воспитательное воздействие на маленьких детей . Писатель учит детей дружбе, преданности на примерах из жизни животных.

Научно-познавательные рассказы.

  • Л.Н.Толстой впервые сближает стиль научно-познавательные и художественные произведения в учебных книгах для детей. Стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве.
  • Географические сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно.
  • Особенной поэтичностью отличаются рассказы Толстого о животных(«Лев и собачка», «Мильта и Булька», «Булка» и другие). Они оказывают воспитательное воздействие на маленьких детей . Писатель учит детей дружбе, преданности на примерах из жизни животных.
Рассказы о детях.   Считая детство важным периодом в жизни, Л.Н.Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Он отличает их впечатлительность, пытливость, любознательность, отзывчивость и трудолюбие. Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы показать, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто(рассказ «Филипок»). В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы. Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. Сюжеты большинства рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют(«Прыжок», «Акула»).

Рассказы о детях.

  • Считая детство важным периодом в жизни, Л.Н.Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Он отличает их впечатлительность, пытливость, любознательность, отзывчивость и трудолюбие.
  • Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы показать, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто(рассказ «Филипок»).
  • В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы.
  • Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.
  • Сюжеты большинства рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют(«Прыжок», «Акула»).
Чтение и анализ произведений Л. Н. Толстого для детей

Чтение и анализ произведений Л. Н. Толстого для детей

 Муравей и голубка         Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Муравей и голубка

  •       Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Пословицы:  - Там где дружат, живут и не тужат.  - Друзья познаются в беде.  - Сам погибай, а друга выручай.

Пословицы:

- Там где дружат, живут и не тужат. - Друзья познаются в беде. - Сам погибай, а друга выручай.

Бестолковый мужик         Был один глупый мужик. Он пошёл в лес за дровами. Дерева все были велики. Он стал срубать ветки. Один сук на дубу был высоко. Мужик влез на дуб, сел верхом на сук спиной к дереву и срубил сук. Другой сук был ещё выше. Мужик влез на сук и, чтобы короче срубить, сел на него лицом к дереву. Он рубил немного, и стал сук трещать; мужик был рад и сказал:       —  Вперёд всё так буду рубить.       Но сук сломался, и мужик сорвался.

Бестолковый мужик

      Был один глупый мужик. Он пошёл в лес за дровами. Дерева все были велики. Он стал срубать ветки. Один сук на дубу был высоко. Мужик влез на дуб, сел верхом на сук спиной к дереву и срубил сук. Другой сук был ещё выше. Мужик влез на сук и, чтобы короче срубить, сел на него лицом к дереву. Он рубил немного, и стал сук трещать; мужик был рад и сказал:

      —  Вперёд всё так буду рубить.

      Но сук сломался, и мужик сорвался.

Пословицы:  - Вырос, а ума не вынес.  - Птице крылья, а человеку разум.

Пословицы:

- Вырос, а ума не вынес. - Птице крылья, а человеку разум.

Отец и сыновья   Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: - Сломайте! Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: - Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.  

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.

 

Пословицы: - Добрые детки, дому венец, а худые - конец. - Один добрый пример - лучше ста слов.

Пословицы:

- Добрые детки, дому венец, а худые - конец.

- Один добрый пример - лучше ста слов.

Правда всего дороже   Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: - Кто разбил? Мальчик затрясся от страха и сказал: - Я. Отец сказал: - Спасибо, что правду сказал.

Правда всего дороже

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.

Никто не видал.

Отец пришел и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

 - Правда светлее солнца

- Правда светлее солнца

 Саша был трус    Саша был трус. Была гроза  гром. Саша влез в шкап. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкапу за то, что ты трус.

Саша был трус

 

Саша был трус. Была гроза  гром. Саша влез в шкап. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкапу за то, что ты трус.

Пословицы:  - Трус умирает тысячу раз.  - Страхов много, а жизнь одна.  - На трусливого и уж-змея.  - Паникер да трус - хуже нет обуз.  - У страха глаза велики

Пословицы:

- Трус умирает тысячу раз. - Страхов много, а жизнь одна. - На трусливого и уж-змея. - Паникер да трус - хуже нет обуз.

- У страха глаза велики

Домашнее задание. 1. Провести анализ учебников начальных классов.  2. Прочитать и проанализировать некоторые рассказы Л.Н.Толстого. 3. Исследовав эти произведения, выявить какие нравственные уроки дает нам автор. 4. Оформить результаты исследования  Мы составили поэтапный  план  исследования :  2. Анализ программ, учебников литературного чтения начальных классов.  3. Анализ произведений.  4. Подбор пословиц к произведениям Толстого и иллюстрирование.  5. Обобщение результатов исследования.  6. Оформление презентации проекта. 7. Презентация проекта.

Домашнее задание.

  • 1. Провести анализ учебников начальных классов. 2. Прочитать и проанализировать некоторые рассказы Л.Н.Толстого.
  • 3. Исследовав эти произведения, выявить какие нравственные уроки дает нам автор.
  • 4. Оформить результаты исследования 
  • Мы составили поэтапный  план  исследования : 2. Анализ программ, учебников литературного чтения начальных классов. 3. Анализ произведений. 4. Подбор пословиц к произведениям Толстого и иллюстрирование. 5. Обобщение результатов исследования. 6. Оформление презентации проекта.
  • 7. Презентация проекта.