СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для  изучения темы в дистанционном режиме.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых.»

Тема. Л.Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых.

Цель урока: выделить важнейшие этапы в духовном развитии князя Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи и Николая Ростовых; определить, в чем схожи и в чем различны герои Толстого, помочь осмыслить всю сложность исканий героев романа; выявить авторское отношение к героям и определить свой взгляд на героев и их поступки.


Высшая задача таланта своим

произведением дать людям понять смысл и цену жизни.

В. О. Ключевский


Здравствуйте, ребята!

Продолжаем изучение творчества Л.Н.Толстого. Мы уже знакомы с историей создания романа «Война и мир». Сегодня познакомимся с тематикой, композицией и главными героями этого великого творения.


Вспомнить сюжет романа поможет краткий пересказ:

1 том - https://www.youtube.com/watch?v=gouD8_-pdU8 2 том - https://www.youtube.com/watch?v=tpZSEvozr9w 3 том - https://www.youtube.com/watch?v=bS9dfS4tVFc

4 том - https://www.youtube.com/watch?v=6ikiDWwQAJc


1. Прочитайте и запишите тему произведения, основной смысл, жанр, вывод.

Тема. Среди множества тем, освещенных автором в романе, одной из важнейших является историческая судьба всего русского народа в период военного лихолетья. Лев Николаевич всегда критиковал любые войны, поскольку в дальнейшем они становились причиной серьезных проблем в социуме.

Война 1812 года имела огромное значение в объединении всей нации в общем патриотическом порыве – изгнать врага со своей земли. Все герои романа, так или иначе, прошли проверку 1812 годом, и получили нравственную оценку своих действий. Военные действия стали прекрасным фоном для развития такой животрепещущей темы как истинный и ложный патриотизм

Все свои чаяния и надежды Лев Николаевич вложил в основную мысль произведения каждый человек должен жить интересами своего народа,

стремиться к истинной гармонии, позабыв о жажде наживы или карьерных амбициях. Любовь к родине, добрые помыслы, единение с народом – то, чему учит произведение.

Смысл романа заключается в «народности», поскольку именно народ есть движущая сила и величие нации.

Композиция. Произведение состоит из 4 томов и эпилога, и каждой из

частей книги соответствует определенный временной промежуток.

  • 1 том (1805 год) – описание войны и главных героев, наполненных честолюбивыми мечтами.
  • 2 том (1806-1811 год) отображение проблем и сложных жизненных ситуаций, в которых оказался каждый из героев романа.

  • 3 том (1812 год) – полностью посвящен войне 1812 года.
  • 4 том (1812-1813 годы) наступление долгожданного мира, с приходом которого происходит прозрение главных героев.

  • Эпилог (18120 год) – повествование о дальнейшей судьбе центральных персонажей.

Жанр роман-эпопея. Главными его отличиями от других литературных жанров является большой объем произведения, масштаб отображаемых событий и рассматриваемой проблематики.

В жанровом отношении «Война и мир» представляет собой очень сложное произведение, поскольку в нем присутствуют характерные черты исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а так же исторических мемуаров и хроник.

Это произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500.


Духовные искания Андрея Болконского

Князь Андрей Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. В салоне Шерер, где мы впервые встречаем его, у него усталый, скучающий взгляд, часто

«гримаса портит его красивое лицо». Но когда к нему подошёл Пьер, Болконский «улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой».

При беседе с Пьером «его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым ярким блеском». И так везде и всегда: сухой, гордый и холодный со всеми, кто неприятен ему (а ему неприятны карьеристы, бездушные эгоисты, бюрократы, умственные и нравственные ничтожества), князь Андрей добр, прост, искренен, откровенен, с лицами простыми, чуждыми фальши и лжи.

Война разбудила в нём честолюбие. Головокружительная карьера Наполеона заставляет и его мечтать о своём «Тулоне», но он думает завоевать его не уклонением в штабе от опасностей, а в бою, своей храбростью. Так князь Андрей поступает под Аустерлицем. Но после тяжёлого ранения под Аустерлицем у него наступает резкая психическая реакция: он убеждается в мелочности своих честолюбивых целей.

Встреча с Наташей в Отрадном возродила к жизни князя Андрея. У него появилась потребность в широкой государственной деятельности. Он едет в Петербург и сходится здесь с виднейшим деятелем эпохи - Сперанским. Но скоро натура Сперанского, человека холодного ума, отталкивает его. Он почувствовал фальшь в Сперанском - и рассеялись его иллюзии о возможности плодотворной деятельности в среде бюрократов и придворных партий. Он снова переживает разочарование.

У князя Андрея большая воля к жизни, и к жизни именно с людьми: «Надо, чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все жили со мной вместе».

Опасность, нависшая над страной, преобразила князя Андрея. Патриотизм князя Андрея чётко сформулирован в словах его, сказанных накануне Бородина:

«Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую минуту. И так же думают Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Путь князя Андрея - путь постепенного сближения с народом. Главное своё назначение он видит в служении народу. Князь Андрей заботится о своих крестьянах: перечисляет несколько сот своих крепостных в «вольных хлебопашцев» (т. е. отпускает их на свободу, наделив землёй), для других заменяет барщину оброком и т. п.

Когда началась Отечественная война, князь Андрей добровольно идёт в армию. Он отказывается служить в штабе при «особе государя». По его убеждению, только служба в действующей армии даст ему уверенность, что он будет полезен на войне. Получив в командование полк, князь Андрей ещё больше сближается с народом. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Таким образом, в душевном обновлении князя Андрея главную роль сыграли простые русские солдаты.

Тяжёлая рана, полученная на Бородинском поле, обрывает деятельность князя Андрея. Но пытливая мысль его продолжает работать и во время болезни. Лёжа на перевязочном пункте, он подводит итог своему жизненному пути.

Князю Андрею страстно хочется жить, и в то же время он думает: «Но разве не всё равно теперь?.. А что будет там (т. е. после смерти.) и что такое было здесь? Отчего мне было жалко расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

И в эти минуты его осеняет огненная мысль об огромной, всеобщей, всепрощающей любви к людям, которую он принёс бы, если бы остался жив.

Но князю Андрею не суждено было оправиться от раны. В Ярославле, куда его перевезли Ростовы, он понял, что умирает. В полубреду, в часы страдальческого уединения он мучительно раздумывает о том, что такое вечная любовь, и приходит к сознанию, что она требует отречения от жизни: «Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью». Это был явный признак душевного перелома.

Однако, когда рядом с ним снова оказалась Наташа, князь Андрей опять возвращается к мысли о жизни и о земной любви. «Всё, что есть, всё существует только потому, что я люблю»,- рассуждает он. Так борются в его душе два противоречивых утверждения: любовь есть жизнь и любовь есть смерть.

Побеждает второе. «Душа его была не в нормальном состоянии»,- поясняет автор. Князь Андрей приходит в конечном итоге к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть - значит, мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Он сам понимал, что в этих мыслях

чего-то недоставало, что в них «что-то было одностороннее, личное, умственное - не было очевидности».

Незадолго до смерти ему снится тяжёлый сон. Во сне он снова борется за жизнь, испытывая мучительный страх смерти. Но смерть и во сне побеждает, и князь Андрей просыпается с мыслью, что смерть - это освобождение. С этой мыслью он и умирает.

Вывод (запишите в тетрадь): Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству

вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно.

Духовные искания Пьера Безухова

По своему характеру, по складу своей натуры отличается от князя Андрея Болконского.

Пьер Безухов - преимущественно натура эмоциональная. Характерные черты его - ум, склонный к

«мечтательному философствованию», свободомыслие, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы.

Пьер резко выделяется из среды лиц, находящихся в салоне Шерер, где мы впервые знакомимся с ним. Это «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд у него «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный».

Главная его черта - искание «успокоения, согласия с самим собой». Весь жизненный путь Пьера - непрестанные искания смысла жизни, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение. В этом он похож на Андрея Болконского.

Война 1812 года пробудила в Пьере патриотические чувства. Перед Бородинским сражением и во время него Пьер вместе со своим народом. На батарее Раевского он понял «ту скрытую теплоту патриотизма», которая объединяла всех русских людей. Он восхищён мужеством солдат, стыдится своей неловкости, своего страха. Ему хочется быть похожим на тех бесстрашных солдат,

«войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».

Возвратившись в Москву, он не убивает Наполеона, как задумал, но спасает ребёнка на пожаре, защищает женщину от французских мародёров. Он совершает подвиг, даже не осознавая этого, а потом попадает в плен, чувствуя себя

«ничтожной щепкой, попавшей в колёса неизвестной ему машины».

В плену Пьер пережил ещё одно потрясение – расстрел французами ни в чём не повинных людей.

Исцеляющее влияние на израненную душу Пьера оказал простой русский солдат – Платон Каратаев. В общении с ним Пьер «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Каратаевское любовное отношение к миру, полное слияние с жизнью, ощущение себя «как частицы целого» помогает Пьеру прийти к более глубокому пониманию смысла жизни: «В плену … Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

В финале романа герой приходит к простой и глубокой мысли: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».

Настоящее счастье Пьер Безухов познал с Наташей Ростовой. Влюбился он с первого взгляда, но хранил эту любовь в душе. Пьер искренне желал счастья своему другу Андрею Болконскому, когда тот сделал предложение Ростовой. Любовь Пьера была настоящей. Ее не сломили ни предательство Элен, ни неискренность Анатоля и Долохова, ни война, ни плен. Пьер пронес это чистое чувство через все испытания. И счастье упало ему в руки, когда Наташа Ростова стала его женой. Истинное человеческое счастье теперь для Пьера было дома, каждый день в его жене, в его детях, в его тихом семейном уюте, в его любви. Нравственные искания Пьера Безухова пришли к неугасимой истине: «…Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».

Вывод (запишите в тетрадь): Так же, как Болконский, Пьер Безухов проходит долгий путь, сомневаясь и ошибаясь. Среди его заблуждений – обожествление Наполеона, масонство, несчастливый брак без любви. Но, в отличие от Болконского, этого героя автор приводит к единению с народом, осознанию себя частью мира. Счастье, которым «награждает» Толстой любимого героя в эпилоге,

не успокоило в нём дух исканий.


Духовная эволюция Наташи Ростовой

Вначале перед нами тринадцатилетняя девочка,

«черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Она была «в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка».

Общая любимица семьи, Наташа и сама полна любви ко всем, ласки и радости. Она вполне уверена, что

жизнь - это сплошной праздник, а окружающий мир - чудесная гармония.

На наших глазах Наташа растёт, постепенно раскрывая другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью. Секрет этого обаяния кроется в богатстве её натуры, в её «переполненности жизнью».

Мы видим Наташу в Отрадном до того взволнованную прелестью родной природы и красотой весенней ночи, что, высунувшись из окна, она готова куда-то улететь.

Мы встречаем Наташу на первом в её жизни аристократическом балу, замирающей от страха, что её никто не пригласит на вальс. Неожиданно, по просьбе Пьера, приглашённая на тур князем Андреем, Наташа сияет от счастья. Как хорошо характеризуют её впечатлительность переливы её различных чувств на этом балу, переходы от робости к надежде и ожиданию, от страха к восторгу и упоению своей молодостью и успехом! Первый же выезд в «большой свет» принёс Наташе торжество.

Наташа - дворянка, аристократка. Однако, вращаясь в дворянской среде, она всем существом своим близка к народу и его поэзии.

Наташа живёт больше сердцем и чувствами, чем головой. Пьер говорит о ней, что она «не удостаивает быть умной». Доверчивость, непривычка критически относиться к людям, восхищение красотой привели её к увлечению Анатолем Курагиным. Это была ошибка, стоившая ей дорого.

Однако в обстановке семейно-бытовой Наташа проявляет и ум, и деловитость, и практичность. Во время сборов Ростовых к отъезду из Москвы она обнаруживает удивительную хозяйственность, сумев хорошо уложить в ящики все дорогие вещи.

Во время этих сборов раскрываются и другие стороны натуры Наташи: её бесконечная доброта и патриотизм. По настоянию Наташи все подводы Ростовых были освобождены от вещей и отданы для раненых. Все богатства Ростовых были брошены в Москве. И что значили эти богатства, на взгляд Наташи, когда дело шло о спасении русских солдат и офицеров!

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей Болконский. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за сознания страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведённые ею у изголовья больного, показали, сколько мужества и твёрдости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.

В эпилоге мы видим Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит Толстой, она нашла себя, своё место в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической порой своей жизни. «Черты лица её определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности», но в ней не было уже огня того оживления, которое составляло её прелесть.

Все её интересы сосредоточены на своём доме, муже, детях. Вне этого круга для неё нет жизни. Таков идеал женщины, по мнению Л. Толстого.

Вывод (запишите в тетрадь): На примере Наташи Ростовой Толстой показал, в чем же заключается предназначение женщины. Девушка проходит длинный путь становления, она пыталась найти счастье в балах, в пышном дворянском обществе и смазливом Анатоле Курагине, а обрела его рядом с рассудительным и спокойным Пьером Безуховым. Каждая женщина предназначена для роли матери и жены!

Судьба Николая Ростова

«Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». У него по-детски милое, красивое лицо с правильными чертами лица, на котором «добрые и честные глаза».

Толстой называет его «красивым молодым человеком», одаривает его «открытым выражением лица». У него невысокий рост, красивые светлые волосы.

Во многих вещах Николай напоминает своего отца – он обладает веселым нравом, ему чужды уныние и сплин.

Не чуждо Николаю и благородство. Его поступки носят альтруистический характер, он всегда думает о том, не принесет ли его решение вред окружающим. Тем не менее, любой поступок он совершает только на основе собственных убеждений, а не ради того, чтобы понравиться окружающим, услужить кому-то.

Долгое время герой влюблен в Соню – свою троюродную сестру, которая не имеет приданого. Николай планирует жениться на ней вопреки воле матери, но Соня пишет ему письмо, в котором «отпускает» его.

Николай уходит на войну. Для него это не является подвигом и геройством. К этому стремились многие молодые люди, это было нормально среди того поколения. Но Николай принимает решение бросить учебу в престижном университете ради службы. Родители принимают его решение.

Примечательно, что Николай осознает в себе отсутствие опыта. Он не стремится в начальство, для него служба родине – уже радость, даже в низших званиях. Но и здесь Николай оказывается к месту. Он быстро идет по карьерной лестнице. После двух сражений его уже назначают офицером, а вскоре – командиром. Николай добился уважения сослуживцев за счет своей честности, открытости, храбрости и человечности.

Вернувшись с войны, Николай испытывает симпатию к Марии. Брак с девушкой выгоден семье Ростовых, но Николай и мысли не допускает жениться ради денег. Ситуация меняется, когда Николай узнает о взаимности своих чувств. Марья и Николай обретают друг друга и становятся счастливой семейной парой. У них рождается много детей, они живут в гармонии и взаимоуважении. На момент финала романа Мария вновь беременна.

Вывод (запишите в тетрадь): Николай Ростов является положительным персонажем, которому свойственно ошибаться и далеко не всегда его поступки можно назвать правильными, но он сумел все осознать и исправить. Он имеет прекрасный нрав, он честен перед собой и перед людьми, его поступки благородны и наполнены добром. Возможно, именно поэтому Николай обретает счастье и спокойную семейную жизнь.


2. Письменно восстановите последовательность событий.

Расставьте цифры в порядке, соответствующем последовательности.

Этапы жизни Пьера Безухова:
  1. Смерть отца.

  2. Женитьба на Элен и дуэль с Долоховым.

  3. Знакомство с Платоном Каратаевым.

  4. Участие в деятельности тайных обществ декабристов.

  5. Бородинское сражение, батарея Раевского.

  6. Увлечение масонством.

  7. Спор с Андреем на пароме в Богучарово.

  8. Пребывание в захваченной французами Москве, плен.

  9. Встреча с Андреем в ночь перед Бородинским сражением.

  10. Женитьба на Наташе.

Этапы жизни Андрея Болконского:
  1. Влюбленность в Наташу - желание жениться.

  2. Разочарование в светской и семейной жизни.

  3. Ранение под Аустерлицем – «вечное небо, покой».

  4. Война 1812 года – «наш князь» - единение с народом.

  5. Богучарово – изменение положения крестьян, спор с Безуховым о смысле жизни.

  6. Попытка служить государству (Аракчеев, Сперанский).

  7. Война 1812 года - желание славы.

  8. Ранение на Бородинском поле – прощение Анатоля, любовь к миру, слияние с Богом.

  9. Разрыв с Наташей.

 Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

(раненный князь Андрей видит над собой высокое небо…)