Просмотр содержимого документа
«Л.р. изучение особенностей силы трения скольжения»
«Изучение особенностей силы трения (скольжения)»
Цель работы: измерить коэффициент трения скольжения дерева по дереву.
Оборудование: деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов известной массы (по 100 г), динамометр.
Теоретическая справка.
Если тянуть брусок с грузом по горизонтальной поверхности так, чтобы брусок двигался равномерно, прикладываемая к бруску горизонтальная сила равна по модулю силе трения скольжения Fтр, действующей на брусок со стороны поверхности. Модуль силы трения Fтр связан с модулем силы нормального давления N соотношением Fтр = µN. Измерив Fтр и N,можно найти коэффициент трения µ по формуле µ =
. В данном случае сила нормального давления N равна весу Р бруска с грузом.
Ход работы
1. Определите с помощью динамометра вес бруска Рбр и запишите в приведённую ниже таблицу.
2. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.
3.Поставив на брусок один груз, тяните брусок равномерно по горизонтальной линейке, измеряя с помощью динамометра прикладываемую силу. Повторите опыт, поставив на брусок два и три груза. Записывайте каждый раз в таблицу значения силы трения Fтр и силы нормального давления N= Рбр + Ргр.
№ опыта | Рбр, Н | Ргр, Н | N, H | Fтр, Н | µ |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4. Начертите оси координат N и Fтр, выберите удобный масштаб и нанесите полученные три экспериментальные точки.
5. Оцените (качественно), подтверждается ли на опыте, что сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления: находятся ли все экспериментальные точки вблизи одной прямой, проходящей через начало координат.
7. Вычислите коэффициент трения по формуле µ =
используя результаты, полученные в пункте 3 (они обеспечивают наибольшую точность), и запишите его значение.
6. Запишите вывод.
Контрольные вопросы:
1. Чем отличаются сила трения скольжения и сила трения покоя?
2. При каких условиях силу трения можно измерить при помощи динамометра?
3. Начертите все силы, действующие на брусок в данной лабораторной работе:
4. Брусок положили на наклонную плоскость, и он начал соскальзывать с нее вниз. Начертите все силы, действующие на брусок.
5. Почему мука или крупа, высыпанная из стакана на стол, образует горку конической формы, а вода растекается тонким слоем?