Тема урока: Л.Толстой «Акула»
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность.
- работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.
- развивать речь, умение анализировать прочитанное- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; ответственность за поступки
Ход урока
1. Введение в тему. Постановка темы и цели урока.
-Чей портрет вы видите?
-Какие ассоциации возникают, когда смотрите на портрет этого человека?
- Что знаете об этом писателе?
- Как вы думаете, почему я показала вам портрет именно этого человека?
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого.
-Название произведения вы узнаете, разгадав анаграмму:
-Какие задачи поставим перед собой?
- Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
-Как вы думаете: кто может быть героем или героями этого произведения?
Работаем в группах.
Подумайте и напишите, о чём может пойти речь в этом произведении, используя ключевые слова
Акула, море, волны, жара, матросы, мальчики ,корабль.
2. Знакомство с произведением
–Давайте послушаем это произведение и посмотрим: правы ли вы были, прогнозируя его содержание.
-Слушание текста mp3, дети следят за чтением по учебнику.
-Как будут дальше развиваться события?
Интересный рассказ? Хотите узнать, что было дальше?
(Чтение текста учениками)
-Какие чувства вызвал этот отрывок? Какие слова использовал автор, чтобы пробудить эти чувства?
-Что заставило героев поступить именно так?
-Подумайте : чем могла разрешиться данная ситуация?
-Почему раздался радостный крик, а не крик отчаяния?
3. Проверка восприятия
-Понравился рассказ? Чем?
-Подтвердились ли ваши предположения относительно рассказа? Вспомните, какие тексты нам составили группы. Имели ли они что-то общее с содержанием рассказа?
-За кого переживали, слушая рассказ?
-К какому литературному жанру Лев Толстой отнёс своё произведение и почему?
-А какой это текст? ( повествование, описание или рассуждение) Почему так считаете?
-А чтобы описать действия рассказа, какую часть речи использует автор?
4. Повторное чтение.
Работа в группах. Чтение текста по частям прочитать текст, выписать глаголы, представляющие основные действия в этой части, опираясь на них, пересказать текст, озаглавить часть. (написать фломастером на большом листе)- 4 группы
1 группа составляет текст из отдельных предложений из текста(предложения записаны на отдельных листах, дети с опорой на текст учебника составляют последовательность событий)
1 задание
Прочитайте текст сначала, заканчивая словами «На корабле с нами было два мальчика.»
Выпиши из этой части все глаголы, представляющие основные действия в этой части
Опираясь на эти глаголы, перескажите эту часть
2 задание
Какие качества характера старого артиллериста, - мальчиков, - матросов проявились в данном рассказе - выберите из перечисленных качеств и подчеркните карандашами разного цвета
сильный духом трусливый легкомысленный
мудрый мужественный азартный
честный слабохарактерный глупый
веселый опытный смекалистый
беззащитный смелый безрассудный
бывалый решительный самоотверженный
(Текст для 5 группы разрезан на отдельные предложения)
5. Проверка (листы с названием части – на доску)
-Какие слова были непонятны?
6. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением
Я тоже читала текст и так озаглавила части- прочитайте. Похоже это на то, что сделали вы?
Вы сказали, что чтение этого рассказа вызвало в вас определённые чувства. Давайте поговорим о содержании этого рассказа. Одновременно вы должны будете заполнить таблицу чувств, испытанных вами при чтении каждой из частей текста.
Название части | Чувства |
1.Купальня в парусе. | |
2.Мальчики в открытом море. | |
3.Появление акулы. | |
4.Выстрел | |
5.Дети спасены. | |
Волнение, спокойствие, тревога, страх, ужас, радость и облегчение.
- Почему капитан устроил купальню для матросов именно в парусе?
- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?
- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Зачитать.
(Гордился сыном, болел за него, как на соревновании)
- Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние. ( Испуг, страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.)
-Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей
- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? Что значит состояние оцепенения? ( Пронзительный визг мальчиков.Он, как будто проснулся, почувствовал, что может и должен помочь ребятам)
- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? ( Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков)
- Как артиллерист решил спасти ситуацию? Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики? А матросы?
7.Проверка.
8. Работа с фразеологизмами
В русском языке немало устойчивых выражений, которые мы используем в различных ситуациях. Как они называются?
-А теперь давайте подберём к каждой части рассказа фразеологизм.
. Поможет нам карточка- помощница.
9. -В данном рассказе было немало героев и все они проявили какие-то качества характера.
Работа в группах
Какие качества характера старого артиллериста, - мальчиков, - матросов проявились в данном рассказе - выберите из перечисленных качеств.
сильный духом трусливый легкомысленный
мудрый мужественный азартный
честный слабохарактерный глупый
веселый опытный смекалистый
беззащитный смелый безрассудный
бывалый решительный самоотверженный
10. Проверка
11.Обобщение
- Вы сказали, что отец обладал такими качествами, но почему, когда все пытались спасти мальчиков, он стоял на палубе и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти).
- Каковы могли быть последствия выстрела? Какое решение он принял?
- Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности)
Давайте предположим, что было бы, если бы отец принял другое решение…
- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.
Очень часто и вы совершаете безответственные поступки, за которые надо потом отвечать.
12. Рефлексия
- Чему же учит этот рассказ Л.Н. Толстого? (взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию, ответственности)
- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?
(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;
Чтобы показать, как переживают родители за детей;
Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.)
13.Домашнее задание - подготовить рассказ от имени мальчиков или от имени артиллериста
Ф.И._______________________________________________________________ 1. Заполни таблицу чувств, испытанных тобой при чтении каждой из частей текста. Название части | Чувства | 1.Купальня в парусе. | | 2.Мальчики в открытом море. | | 3.Появление акулы. | | 4.Выстрел | | 5.Дети спасены. | | Подбери к каждой части рассказа фразеологизм. |
КАРТОЧКА-ПОМОЩНИЦА Душа в пятки ушла Лёгок на помине Бить баклуши Дарёному коню в зубы не смотрят Спустя рукава Как снег на голову Как рыба в воде От глупого риска до беды близко Любишь кататься, люби и саночки возить Воспрянуть духом |
Какие качества характера старого артиллериста, - мальчиков, - матросов проявились в данном рассказе - выберите из перечисленных качеств.
сильный духом трусливый легкомысленный
мудрый мужественный азартный
честный слабохарактерный глупый
веселый опытный смекалистый
беззащитный смелый безрассудный
бывалый решительный самоотверженный
старый артиллерист мальчики матросы