Тема урока: Л.Толстой “Не лениться”, “Косточка”.
Урок литературного чтения
Раздел “Хорошие соседи, счастливые друзья” (урок 5)
Речевая разминка Прочитай стихотворение, а затем ответь на вопросы.
Читателю
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
Всю жизнь свою учись читать
Внимательно, серьёзно,
Я так прошу тебя — учись читать,
Пока не поздно.
Р.Сеф
Ответь на вопросы и потренируйся читать выразительно:
- С какой просьбой обращается автор к своим читателям?
- Прочитай стихотворение шепотом.
- Прочитай, начиная шепотом, постепенно увеличивая громкость голоса.
- Прочитай стихотворение выразительно.
- Как ты думаешь, почему в урок я включила такую речевую разминку? Разве ты еще не умеешь читать?
- Что автор имеет ввиду?
Уметь читать - значит понимать, что авторы хотят нам сказать своим произведением, чему научить, от чего предостеречь.
Сей овёс в грязь - будет овёс князь, а рожь хоть в золу, да в пору.
- Как ты понимаешь смысл этой пословицы?
Всё надо делать вовремя!
- Как ты думаешь, на какую тему произведения, которые мы будем сегодня читать?
Сегодня ты прочитаешь два рассказа Л.Н.Толстого, которые расскажут тебе об умении трудиться, не лениться, а также о терпении и честности.
- Прежде чем ты приступишь к чтению рассказов Л.Н.Толстого, я предлагаю тебе вспомнить, что такое “рассказ”.
Рассказ - это небольшое произведение, в котором описывается какое-то реальное событие. Действующих лиц (героев) в рассказе немного.
В учебнике на стр.60. прочитай рассказ Л.Н.Толстого или послушай, пройдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?time_continue=16&v=vluofpIR4f0&feature=emb_logo
Не лениться
Были два мужика – Пётр и Иван, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришёл с семьёй и стал убирать свой луг. День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено.
А Иван не пошёл убирать, а просидел дома. На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собирался грести.
К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела.
- Что тебе было не понятно в этом тексте?
- О ком этот рассказ?
- Подумай и скажи, какую важную мысль автор сообщает читателям?
- Прочитай произведение выразительно.
А сейчас я предлагаю тебе прочитать рассказ Льва Толстого в учебнике на стр.60 о мальчике, который сначала покраснел, а потом побледнел, и ты узнаешь, отчего это с ним случилось.
Также ты можешь послушать этот рассказ, пройдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=szGLbEF_nnc&feature=emb_logo
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
- Поделись своими впечатлениями от прочитанного.
- Сколько действующих лиц в рассказе?
- Кто главный герой?
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?
- Понравилась Ване слива?
- Как ты относишься к поступку Вани?
- Жаль ли тебе Ваню?
- Как ты думаешь, сюжет этого рассказа Лев Толстой сочинил или эта история произошла на самом деле? Почему ты так думаешь?
Эта история произошла на самом деле. И её сейчас мы называем былью. Быль - это то, что произошло на самом деле в далеком прошлом.
9. Отчего Ваня заплакал? Выбери правильный ответ из предложенных вариантов:
- Ему стало страшно, что он умрет.
- Ему хотелось еще слив.
- Ему стало стыдно, что он сказал неправду.
- Он съел косточку.
- Ему не понравились сливы.
10. Что плохого сделал Ваня?
11. Какова основная мысль произведения?
Подведём итоги урока
- Какие произведения читал на уроке?
- Кто автор этих произведений?
- Чему тебя научили эти произведения?
- Трудно ли тебе было на уроке?
Письменно ответь на вопросы №2, 3, 4 из учебника со стр.62. Сфотографируй и отправь учителю на проверку.