Форма занятия: Лаборатория «Я – исследователь»
Тема: «Свойства жидких, твердых и газообразных веществ»
Цель урока: создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. у обучающихся посредством изучения темы «Свойства жидких, твердых и газообразных веществ».
Задачи:
предметные: -
Ø формировать у обучающихся начальные представления о телах и веществах:
· все природные объекты состоят из различных веществ;
· объекты, имеющие постоянную форму, являются телами;
Ø определить основные свойства веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии:
· при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются;
· в твердом состоянии имеют форму, в жидком – имеют форму сосуда, в газообразном – формы не имеют;
Ø дать представление о роли свойств веществ в жизни человека;
метапредметные:
Ø создавать условия для осуществления анализа объектов с выделением существенных признаков;
Ø учить подводить под понятие на основе распознавания существенных признаков объектов (самостоятельно формулировать определения понятий);
Ø обращать внимание детей на причинно-следственные связи в изучаемых явлениях;
Ø учить фиксировать информацию, полученную путем наблюдений;
Ø развивать интерес к познанию окружающего мира и исследовательской деятельности.
Ресурсы: интерактивная доска, презентация «Свойства веществ и их значение в жизни человека», раздаточный материал, приборы для показа опытов: стойка с металлическим шариком, горелка, и т.п.., цифровая лаборатория, мобильный класс
I. Актуализация опорных знаний.
Учитель: - Здравствуйте, ребята.
- Я хочу предложить вам удивительное путешествие в мир, который нас окружает. Но природа откроет свои тайны только внимательным людям. Мы войдем в нее исследователями.
- Ребята, посмотрите вокруг, нас окружают различные предметы, которые называются
физическими телами
. А вы знаете, что с телами могут происходить превращения?
- Сегодня на уроке мы узнаем:
Какими свойствами обладают физические тела? Давайте вспомним, выполнив тест.( пульт Мимио)
Выберите правильный ответ
1. Все тела твердые.
2. Есть тела твердые и жидкие.
3. Есть тела твердые, жидкие и газообразные.
1. Все тела не имеют форму.
2. Все тела имеют форму.
3. Есть тела, которые имеют форму и есть тела, которые ее не имеют.
1. Все тела не имеют запаха.
2. Есть тела, которые имеют запах и не имеют.
3. Все тела имеют запах.
1. Есть тела, которые имеют цвет и не имеют цвет.
2. Все тела имеют цвет.
3. Все тела не имеют цвет.
(индивидуальная работа)
Проверка.
Докажите свою точку зрения
- Молодцы, ребята.
- Скажите, а из чего состоят тела?
Дети:
Из веществ
- Молодцы!
- Теперь ответьте на вопрос: из чего состоят вещества?
Дети: - Вещества состоят из частиц
- Вспомните схему частиц твердых веществ, газообразных, жидких.
- Все вещества окружающего мира находятся в одном из трех состояний: твердом, жидком или газообразном. И все вещества обладают какими-то свойствами. Какими? Наши опыты помогут определить их.
-Чтобы продолжить разговор давайте вспомним, с помощью чего человек познает мир, что является для него источником информации о мире? (органы чувств).
-Назовите некоторые из них и скажите, какую информацию мы получаем с их помощью. ( Всего у человека шесть органов чувств: глаз, ухо, язык, нос, кожа, вестибулярный аппарат). Эти замечательные помощники позволяют сравнивать различные характеристики предметов.
Например, мы можем «на глаз» определить, какой предмет больше, а какой меньше (два кубика разной величины); сравнивать вес разных предметов, «взвешивая» их в руках (два одинаковых по размеру мешочка разные по весу)…
-Зачем в таком случае нужны измерительные приборы?
-Наши органы чувств, к сожалению, иногда нас подводят, возникают так называемые «иллюзии» (иллюзия – обман)
- Как вы думаете, можно ли измерить температуру воды «на глаз»? Почему это сложно сделать? Предложите свои способы измерения температуры воды.
Чтобы решить данную проблему я предлагаю вам ненадолго стать учениками Аристотеля и проделать следующий опыт.
(Потребуется четыре пронумерованных стакана. В первом стакане холодная вода (15ᵒ С), в четвертом - горячая (40ᵒ С). Второй и третий стаканы с теплой водой одинаковой температуры (25ᵒ С).
Первый ученик одновременно погружает на 10-20 секунд палец одной руки в первый стакан, а палец другой руки – в четвертый стакан. Затем быстро переносит пальцы во второй и третий стаканы соответственно.
-Опиши свои ощущения и выскажи свои предположения о соотношении температур в стаканах №2 и №3.
Второй ученик сразу опускает пальцы в стаканы №2 и №3.
-Прокомментируй свои ощущения. (Вода в обоих стаканах одинаковой температуры.)
- Предложите свои гипотезы, объясняющие, на ваш взгляд, различия в восприятии.
(Еще одна пара учеников проделывает этот опыт.)
- Мы пришли к мысли о необходимости научиться получать объективную информацию о состоянии вещества, поскольку органы чувств могут «обманывать». В получении такой информации нам и помогают измерительные приборы. Теперь каждая группа измерит температуру воды в каждом стакане с помощью регистратора данных и датчика температуры . Выводим результат – график на доску с нескольких ноутбуков, сравниваем результаты.
- Ответьте теперь на вопрос: «Можно ли правильно измерить какую-либо величину «на глаз»?
Практическая работа( виртуально)
- Встаньте по группам и покажите схему веществ твёрдых тел, жидких и газообразных. Как вы себя ведете, когда холодно? (Дети съеживаются.) А когда жарко? (Потягиваются.)
- Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно - они сжимаются, а когда жарко - расширяются. Давайте понаблюдаем за этим явлением во время проведения опыта.
Опыт 1. Наименование: твердое вещество
- Шарик - это тело.
Из какого вещества оно состоит?
Дети: - Из металла - твердого вещества.
- Какую форму он имеет? Попробуем сжать его, это возможно?
- Частицы в металле расположены близко друг к другу, что и делает твердое тело твердым.
Просмотр опыта с обсуждением
- Посмотрите, шарик легко проходит в кольцо. Нагреем его. А теперь не проходит. Сделайте вывод.
Дети: - Шарик стал больше. В твердых веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается.
- Шарик остыл, он снова проходит в кольцо.
- Как вы думаете, какое значение в жизни людей имеют свойства твердый веществ?
- Горы поражают своим величием и грандиозностью. Но они под действием ветра, жары и холода непрерывно разрушаются. Проходят миллионы лет и горы снижаются, сглаживаются островерхие вершины. Мощные некогда хребты все больше напоминают холмы. В результате разрушения в горах накапливаются в большом количестве обломки горных пород (глыбы, щебень, песок). Они могут привести к таким грозным явлениям, как камнепады, обвалы, осыпи, сели. Это может быть очень опасно для жизни человека и окружающего мира.
Опыт 2. Наименование: жидкое вещество
- Ребята, как вы думаете, а жидкие тела обладают тем же свойством расширения при нагревании и сжиманием при охлаждении? Докажите ( градусник, вода убегает из кастрюли при закипании)
- Давайте исследуем другие свойства воды. Имеет ли вода форму? Как это доказать? Проделайте опыт: налейте воду сначала в пробирку, затем перелейте её в стакан. Что произошло?
- Какие ещё свойства воды вы знаете? ( текучесть, растворимость, выталкивающая сила)
_ Все ли вещества растворимы в воде? Давайте проведём опыт: первая группа работает с солью, вторая с декоративным песком, с сахаром. Насыпьте вещество в воду и рассмотрите воду в микроскоп, зафиксируйте изображение. Затем размешайте ложкой содержимое и опять рассмотрите воду с содержимым в микроскоп, зафиксируйте изображение. Расскажите, что произошло с вашими веществами. Сделайте вывод о растворимости веществ.
- А если жидкости налить в стакан слишком много, что с ней произойдет?
Дети: - Она перельется через край.
-Правильно, ребята. Это свойство называется текучестью.
- Какое значение в жизни людей имеет это свойство воды?
-Вода своей формы не имеет. Она принимает форму сосудов, в которых находится. Т.е. она текучая, может изменять свою форму.
Когда на море дует ветер, он вызывает волны, которые, обрушиваясь на берег, вызывают разрушения. Если уровень воды в реках поднимается, случаются наводнения, т.к. вода растекается. От наводнений часто страдают люди и животные.
- Свойства воды очень важны в жизни человека, так же как и свойства воздуха, которым мы дышим.
Опыт 3. Наименование: газообразное вещество
- Как вы думаете, что происходит с частицами при нагревании газообразных веществ?
Дети: - Они расширяются.
- Правильно.
- Как ведут себя частицы при нагревании в газообразных веществах?
- Давайте, исследуем и другие свойства газообразных веществ.
- Что находится в пробирке?
Дети: - Воздух.
- Чем пахнет воздух?
Дети: Воздух не пахнет.
- Сейчас я открою пробирку и дам вам понюхать ее содержимое.
Дети улавливают запах духов.
- В пробирке смесь воздуха с ароматическими веществами. И мы их чувствуем.
- Действительно, воздух это смесь газов, а газы не имеют не только формы, но и своего объема. Они распространяются повсюду. Если мы открываем сосуд с газом, то он смешается с другими газами. В городах есть заводы, которые выпускают в воздух вредные газы. Это пагубно влияет на здоровье людей.
V. Рефлексия.
Учитель: - Наше занятие подходит к концу. Скажите, что вам было особенно интересно?
Дети: - Я понял, что тело и вещество - это не одно и то же.
- Мне было интересно узнать, что физические тела имеют свойства расширяться.
- Мне было интересно узнать о том, что свойства физических тел имеет большое значение в жизни человека.
Учитель: Вы молодцы. Мы еще раз убедились, что только внимательному и любопытному исследователю природа открывает свои секреты.
VI. Заполнение маршрутного лист.
Учитель: - Оцените свои знания в маршрутных листах по теме «Свойства твердых, жидких и газообразных веществ».
+ - это я узнал сегодня
?- непонятно, хочу спросить
Дети оценивают знания
Учитель: Наше занятие в лаборатории «Я – исследователь» закончено. Спасибо всем за работу.