СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лаборатория «Я – исследователь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма занятия:  Лаборатория «Я – исследователь»

Тема: «Свойства жидких, твердых и газообразных   веществ»

Цель урока: создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. у обучающихся посредством изучения темы «Свойства жидких,  твердых и газообразных  веществ». Задачи: предметные:  - Ø формировать у обучающихся начальные представления о телах и веществах: •     все природные объекты состоят из различных веществ; •     объекты, имеющие постоянную форму, яв¬ляются телами; Ø определить ос¬новные свойства веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии: •     при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются; •     в твердом состоянии имеют форму, в жидком – имеют форму сосуда, в газообразном – формы не имеют; Ø дать представление о роли свойств веществ в жизни человека;

Просмотр содержимого документа
«Лаборатория «Я – исследователь»»

Форма занятия:  Лаборатория «Я – исследователь»

Тема: «Свойства жидких, твердых и газообразных   веществ»

Цель урока: создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. у обучающихся посредством изучения темы «Свойства жидких,  твердых и газообразных  веществ».

Задачи:

предметные:  -

Ø формировать у обучающихся начальные представления о телах и веществах:

·     все природные объекты состоят из различных веществ;

·     объекты, имеющие постоянную форму, яв­ляются телами;

Ø определить ос­новные свойства веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии:

·     при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются;

·     в твердом состоянии имеют форму, в жидком – имеют форму сосуда, в газообразном – формы не имеют;

Ø дать представление о роли свойств веществ в жизни человека;

 метапредметные:

Ø создавать условия для осуществления анализа объектов с выделением существенных признаков;

Ø учить подводить под понятие на основе распознавания су­щественных признаков объектов (самостоятельно формули­ровать определения понятий);

Ø обращать внимание детей на причинно-следственные связи в изучаемых явлениях;

Ø учить фиксировать информацию, полученную путем наблюдений;

Ø развивать интерес к познанию окружающего мира и  исследовательской деятельнос­ти.

Ресурсы: интерактивная доска, презентация «Свойства веществ и их значение в жизни человека», раздаточный материал, приборы для показа опытов: стойка с  металлическим шариком, горелка, и т.п.., цифровая лаборатория, мобильный класс

I. Актуализация опорных знаний.

Учитель: - Здравствуйте, ребята.

- Я хочу предложить вам удивительное путешествие в мир, который нас окружает. Но природа от­кроет свои тайны только внимательным людям. Мы войдем в нее исследователями.

- Ребята, посмотрите вокруг, нас окружают различные предметы, которые называются  

физическими телами

. А вы знаете, что с телами могут происходить превращения?

- Сегодня на уроке мы узнаем:

Какими свойствами обладают физические тела? Давайте вспомним, выполнив тест.( пульт Мимио)

 Выберите правильный ответ

1. Все тела твердые.

2. Есть  тела твердые и жидкие.

3. Есть тела  твердые, жидкие и газообразные.

 

1. Все тела не имеют форму.

2. Все тела имеют форму.

3. Есть тела, которые имеют форму и есть тела, которые ее не имеют.

 

1. Все тела не имеют запаха.

2. Есть тела, которые имеют запах и не имеют.

3. Все тела имеют запах.

 

1. Есть тела, которые имеют цвет и не имеют цвет.

2. Все тела имеют цвет.

3. Все тела не имеют цвет.

(индивидуальная работа)

Проверка.

Докажите свою точку зрения

- Молодцы, ребята.

- Скажите, а из чего состоят тела?

Дети:

Из веществ

- Молодцы!

- Теперь ответьте на вопрос: из чего состоят вещества?

Дети: - Вещества состоят из частиц

- Вспомните схему частиц твердых веществ, газообразных, жидких.

- Все вещества окружающего мира нахо­дятся в одном из трех состояний:  твердом, жидком или га­зообразном. И все вещества обла­дают какими-то свойствами. Какими? Наши опыты помогут определить их.

-Чтобы продолжить разговор давайте вспомним, с помощью чего человек познает мир, что является для него источником информации о мире? (органы чувств).

-Назовите некоторые из них и скажите, какую информацию мы получаем с их помощью. ( Всего у человека шесть органов чувств: глаз, ухо, язык, нос, кожа, вестибулярный аппарат). Эти замечательные помощники позволяют сравнивать различные характеристики предметов.

Например, мы можем «на глаз» определить, какой предмет больше, а какой меньше (два кубика разной величины); сравнивать вес разных предметов, «взвешивая» их в руках (два одинаковых по размеру мешочка разные по весу)…

-Зачем в таком случае нужны измерительные приборы?

-Наши органы чувств, к сожалению, иногда нас подводят, возникают так называемые «иллюзии» (иллюзия – обман)

- Как вы думаете, можно ли измерить температуру воды «на глаз»? Почему это сложно сделать? Предложите свои способы измерения температуры воды.

Чтобы решить данную проблему я предлагаю вам ненадолго стать учениками Аристотеля и проделать следующий опыт.

(Потребуется четыре пронумерованных стакана. В первом стакане холодная вода (15ᵒ С), в четвертом - горячая (40ᵒ С). Второй и третий стаканы с теплой водой одинаковой температуры (25ᵒ С).

Первый ученик одновременно погружает на 10-20 секунд палец одной руки в первый стакан, а палец другой руки – в четвертый стакан. Затем быстро переносит пальцы во второй и третий стаканы соответственно.

-Опиши свои ощущения и выскажи свои предположения о соотношении температур в стаканах №2 и №3.

Второй ученик сразу опускает пальцы в стаканы №2 и №3.

-Прокомментируй свои ощущения. (Вода в обоих стаканах одинаковой температуры.)

- Предложите свои гипотезы, объясняющие, на ваш взгляд, различия в восприятии.

(Еще одна пара учеников проделывает этот опыт.)

- Мы пришли к мысли о необходимости научиться получать объективную информацию о состоянии вещества, поскольку органы чувств могут «обманывать». В получении такой информации нам и помогают измерительные приборы. Теперь каждая группа измерит температуру воды в каждом стакане с помощью регистратора данных и датчика температуры . Выводим результат – график на доску с нескольких ноутбуков, сравниваем результаты.

- Ответьте теперь на вопрос: «Можно ли правильно измерить какую-либо величину «на глаз»?

Практическая работа( виртуально)

- Встаньте по группам и покажите схему веществ твёрдых тел, жидких и газообразных. Как вы себя ведете, когда холодно? (Дети съе­живаются.) А когда жарко? (Потягиваются.)

- Точно так же ведут себя вещества. Когда хо­лодно - они сжимаются, а когда жарко - расширяются. Да­вайте понаблюдаем за этим явлением во время проведения опыта.

Опыт 1. Наименование: твердое вещество

- Шарик  - это тело.

Из какого вещества оно со­стоит?

Дети: - Из металла - твердого вещества.

- Какую форму он имеет? Попробуем сжать его, это возможно?

- Частицы в металле расположены близко друг к другу, что и делает твердое тело твердым.

Просмотр опыта с обсуждением

 - Посмотрите, шарик легко проходит в кольцо. Нагреем его. А теперь не проходит. Сделайте вывод.

Дети: - Шарик стал больше. В твердых веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается.

- Шарик остыл, он снова проходит в кольцо.

- Как вы думаете, какое значение в жизни людей имеют  свойства твердый веществ?

Горы   поражают своим величием и грандиозностью.  Но они  под действием  ветра,  жары и холода  непрерывно разрушаются. Проходят миллионы лет и горы снижаются, сглаживаются островерхие вершины. Мощные некогда хребты все больше напоминают холмы. В результате разрушения в горах накапливаются в большом количестве обломки горных пород (глыбы, щебень, песок).  Они могут привести к таким грозным явлениям, как камнепады, обвалы, осыпи, сели.  Это может быть очень опасно для жизни человека и окружающего  мира.

Опыт 2. Наименование: жидкое вещество

-  Ребята, как вы думаете, а жидкие тела обладают тем же свойством расширения при нагревании и сжиманием при охлаждении? Докажите ( градусник, вода убегает из кастрюли при закипании)

- Давайте исследуем другие свойства воды. Имеет ли вода форму? Как это доказать? Проделайте опыт: налейте воду сначала в пробирку, затем перелейте её в стакан. Что произошло?

- Какие ещё свойства воды вы знаете? ( текучесть, растворимость, выталкивающая сила)

_ Все ли вещества растворимы в воде? Давайте проведём опыт: первая группа работает с солью, вторая с декоративным песком, с сахаром. Насыпьте вещество в воду и рассмотрите воду в микроскоп, зафиксируйте изображение. Затем размешайте ложкой содержимое и опять рассмотрите воду с содержимым в микроскоп, зафиксируйте изображение. Расскажите, что произошло с вашими веществами. Сделайте вывод о растворимости веществ.

- А если жидкости налить в стакан слишком много, что с ней произойдет?

Дети: - Она перельется через край.

-Правильно, ребята. Это свойство называется текучестью.

- Какое значение в жизни людей имеет это свойство воды?

-Вода своей формы не имеет. Она принимает форму сосудов, в которых находится. Т.е. она текучая, может изменять свою форму.

Когда на море дует ветер, он вызывает волны, которые, обрушиваясь на берег, вызывают разрушения. Если уровень воды в реках поднимается, случаются наводнения, т.к. вода растекается. От наводнений часто страдают люди и животные.

- Свойства воды очень важны в жизни человека, так же как и свойства воздуха, которым мы дышим.

Опыт 3. Наименование: газообразное вещество

 - Как вы думаете, что происходит с частицами при нагревании газообразных веществ?

Дети: - Они расширяются.

- Правильно.

- Как ведут себя частицы при нагревании в газообразных веществах?

- Давайте, исследуем  и другие свойства газообразных веществ.

- Что находится в пробирке?

Дети: - Воздух.

- Чем пахнет воздух?

Дети: Воздух не пахнет.

- Сейчас я открою пробирку и дам вам понюхать ее  содержимое.

Дети улавливают  запах духов.

- В пробирке смесь воздуха с ароматическими веществами. И мы их чувствуем.

- Действительно, воздух  это смесь газов, а газы не имеют не только формы, но и своего объема. Они распространяются повсюду. Если мы открываем сосуд с газом, то он смешается с другими газами. В городах есть заводы, которые выпускают в воздух вредные газы. Это  пагубно влияет на здоровье людей.

V. Рефлексия.

Учитель: - Наше  занятие подходит к концу. Скажите, что вам было особенно интересно?

Дети: - Я понял, что тело и вещество - это не одно и то же.

-   Мне было интересно узнать, что физические тела имеют свойства расширяться.

-   Мне было интересно узнать о том, что свойства физических тел имеет большое значение в жизни человека.

УчительВы молодцы. Мы еще раз убедились, что только внимательному и любопытному исследователю природа от­крывает свои секреты.

VI. Заполнение маршрутного лист.

Учитель: - Оцените свои знания в маршрутных листах по теме «Свойства твердых, жидких и газообразных веществ».

  • - это я уже знаю

     + - это я узнал сегодня

     ?- непонятно, хочу спросить

Дети оценивают знания

Учитель: Наше занятие в лаборатории «Я – исследователь» закончено. Спасибо всем за работу.