Цель работы: исследовать зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины и проверить справедливость гипотезы: «При небольших деформациях сила упругости прямо пропорциональна удлинению пружины».
Приборы и материалы: штатив с муфтой и лапкой, пружина на планшете с миллиметровой шкалой, набор грузов, масса каждого по 100 г, динамометр.
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 6 по теме: «Исследование зависимости силы упругости» с критериями оценивания.»
Дата: _______ ФИ: _____________________________________________ Класс: 7 _____
Лабораторная работа № 6 по теме:
«Исследование зависимости силы упругости».
Цель работы: исследовать зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины и проверить справедливость гипотезы: «При небольших деформациях сила упругости прямо пропорциональна удлинению пружины».
Приборы и материалы: штатив с муфтой и лапкой, пружина на планшете с миллиметровой шкалой, набор грузов, масса каждого по 100 г, динамометр.
Ход работы:
1 шаг. Закрепите в лапке штатива пружину на планшете со шкалой.
2
шаг. Определите цену деления шкалы на планшете.
Ц.д. шкалы =_______ мм = ________________ м
3 шаг. Установите красный указатель на начало шкалы, т.е. на ноль.
4 шаг. Так как у нас пружина на планшете со шкалой, то мы можем сразу определить ее удлинение (х). Для этого подвесьте к пружине груз известной массы (100г.)
5 шаг. Повторите опыт с двумя, тремя и четырьмя грузами, записывая каждый раз значения удлинения пружины в таблицу № 1 с учетом абсолютной погрешности (∆ℓ), равной цене деления шкалы на планшете.
6 шаг. Определите цену деления динамометра.
Ц.д. динамометра = ________________________
Важно!!! Так как груз находится в покое, то это означает, что Fупр = Fтяж. В свою очередь: Fтяж = Р. Значит: Fупр = Fтяж = Р. Т.е. определив вес грузов, мы найдем силу упругости.
7 шаг. С помощью динамометра найдем вес грузов и запишем результаты измерений силы упругости в таблицу № 1 с учетом абсолютной погрешности (∆ F), равной цене деления динамометра.
Таблица № 1
Число грузов | Удлинение пружины (х ± ∆ℓ) м | Сила упругости (Fупр ± ∆ F) Н | Отношение удлинений и сил упругости | Жесткость пружины , |
| |
1 | | | | | k = |
2 | | | | | k = |
3 | | | | | k = |
4 | | | | | k = |
8 шаг. Найдите отношение удлинения пружины для двух, трех и четырех грузов к удлинению пружины с одним грузом. Результаты запишите в таблицу № 1.
9 шаг. Найдите отношение сил упругости пружины с двумя, тремя и четырьмя грузами к силе упругости пружины с одним грузом. Результаты запишите в таблицу № 1.
10 шаг. По результатам четырех опытов постройте график зависимости модуля силы упругости Fупр от модуля удлинения х.
11 шаг. Определите жесткость пружины для каждого опыта.
Важно!!! Закон Гука: Fупр. = k·х,
где х - удлинение пружины, k – жесткость пружины.
Из формулы закона Гука следует, что
.
Проанализируйте результаты и сделайте вывод о справедливости гипотезы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания лабораторной работы № 6.
№ | Критерий | Дескрипторы | Баллы | Баллы (ставит ученик) | Баллы (ставит учитель) |
| Умеет аккуратно оформлять работу | Оформил аккуратно. Все чисто. Без исправлений. | 2 | | |
Есть исправления, которые зачеркнуты небрежно. Почерк читаемый. | 1 |
Записи не четкие, не разборчивые, небрежные. | 0 |
| Соблюдал технику безопасности | Соблюдал правила пользования мензуркой и весами. | 1 | | |
Не соблюдал. | 0 |
| Умеет измерять удлинение пружины и силу упругости. Умеет записывать результат измерения с учетом абсолютной погрешности в таблицу № 1 | Измерены правильно удлинение пружины и сила упругости и правильно записаны результаты измерения с учетом абсолютной погрешности для четырех грузов. | 4 | | |
Правильно измерены и записаны только удлинение и сила упругости. Результаты измерений с учетом абсолютной погрешности не записаны или записаны с ошибками. Правильно измерены удлинения для трех грузов и сделаны записи результатов измерений. | 3 |
Правильно измерены удлинения и сделаны записи результатов измерений для двух грузов. | 2 |
Правильно измерены удлинения и сделаны записи результатов измерений для одного груза. | 1 |
Неправильно измерены удлинения и неправильно записаны результаты. | 0 |
| Умеет находить отношение удлинений и сил упругости | Правильно нашел отношение удлинений и сил упругости. | 2 | | |
Допустил маленькие неточности | 1 |
Неправильно нашел | 0 |
| Умеет строить график зависимости модуля силы упругости Fупр от модуля удлинения х | Правильно построил график | 2 | | |
Допустил маленькие неточности | 1 |
Не построил | 0 |
| Умеет рассчитывать жесткость пружины | Правильно рассчитал жесткость в четырех опытах | 3 | | |
Правильно рассчитал жесткость в двух, трех опытах | 2 |
Правильно рассчитал жесткость в одном опыте | 1 |
Не рассчитал жесткость. | 0 |
| Умеет анализировать результаты, подтверждать или опровергать гипотезу, грамотно записывать вывод | Вывод сформулирован грамотно. | 2 | | |
Вывод написал из цели работы. | 1 |
Вывод сформулирован неправильно. | 0 |
| Умеет рационально распределить время выполнения работы | При выполнении лабораторной работы много отвлекается. | - 5 | | |
Полностью погружен в работу, не отвлекается. | 3 |
ИТОГО: | max 19 | | |
| | | | Отметка учителя | |
Количество баллов | Оценка | Уровень |
18 - 19 | 5 – «отлично» | Высокий |
14 - 17 | 4 – «хорошо» | Повышенный |
9 - 13 | 3 – «удовлетворительно» | Базовый |
0 - 8 | 2 – «неудовлетворительно» | Низкий |
Суздальцева Н.В. Физика. ЛР 7 класс.