Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа Астрономические наблюдения солнечных пятен»
Лабораторная работа № 2
Раздел IV. Солнце и звёзды
Тема 4.1 Солнечная активность
Название лабораторной работы: астрономические наблюдения солнечных пятен
Учебная цель: получить представление о методах исследования поверхности небесных тел с помощью простейших оптических приборов.
Провести наблюдения поверхности Солнца, используя защитный фильтр
Учебные задачи: рассмотреть на Солнце пятна, зарисовать примерные размеры наблюдаемого диска Солнца и положение пятен в нём.
Правила безопасности: правила проведения во время выполнения лабораторного занятия
Норма времени: 2 часа
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь: пользоваться учебным телескопом, измерять диаметр солнечного диска, вычислять линейные и угловые масштабы изображения солнечного диска, измерять по шкале микрометра диаметр пятна, вычислять площадь измеренного пятна, сравнивать с площадью поверхности Земли.
знать: устройство телескопа, ход лучей, какое изображение даёт объектив, для какой цели окуляр
Обеспеченность занятия:
- методические указания по выполнению практического занятия, телескоп, окулярный микрометр для телескопа, защитный фильтр, секундомер
- рабочая тетрадь, карандаш, линейка
Порядок проведения занятия:
Для выполнения лабораторной работы учебная группа выполняет один вариант
Теоретическое обоснование
Работа проводится с телескопом, рисунок 1, который устанавливается на штативе 3 и имеет зрительную трубу 1, азимутальную или экваториальную установку) 2. Зрительная труба состоит из корпуса, объектива 4, муфты с механизмом выдвижения 5, окулярной трубки 6. Муфта с механизмом выдвижения служит для обеспечения движения окулярной трубки при фокусировке телескопа. Окулярная трубка предназначена для установки в неё окуляров и плавного передвижения их при фокусировке телескопа. Азимутальная установка обеспечивает перемещение зрительной трубы телескопа вокруг двух взаимно перпендикулярных осей. Объектив телескопа даёт действительное изображение наблюдаемого объекта, а окуляр увеличивает это изображение.
На рисунке 2 показан ход лучей в телескопе даёт действительное изображение наблюдаемого объекта, а окуляр увеличивает это изображение.
Содержание и Последовательность выполнения лабораторной работы:
Задание 1. Наблюдение солнечных пятен
Самостоятельно изучить методические рекомендации по проведению лабораторной работы.
Расположить глаз у окуляра телескопа, установленного на Солнце, и откорректировать по глазу фокусировку окуляра.
Провести наблюдение поверхности Солнца, используя (обязательно!) защитный светофильтр. Рассмотреть на Солнце пятна.
Зарисовать в тетради примерные размеры наблюдаемого диска Солнца и положение пятен на нём.
Вывинтить окуляр телескопа из переходной втулки и поместить перпендикулярно её оси микрометр, зажатый между двумя картонными кольцами.
Ввинтить окуляр. Надеть защитный фильтр.
Расположить глаз у окуляра и получить изображение Солнца в поле зрения трубы телескопа таким образом, чтобы шкала микрометра проходила посередине солнечного диска, рисунок 3
Измерить диаметр солнечного диска D.
Вычислить линейные m л и угловые m у масштабы изображения солнечного диска: m л = D л/D, m у = D у /D. Здесь D л – линейный диаметр Солнца, равный 1390600 км; D у – Угловой диаметр Солнца, равный приблизительно 1920 секундам дуги.

Рисунок 1

Рисунок 2 Рисунок Рисунок Рисунок


Рисунок 3
Рисунок 4
Расположить глаз у окуляра телескопа и получить изображение Солнца в поле зрения трубы телескопа так, чтобы шкала микрометра расположилась на измеряемом пятне (рисунок 3).
Измерить по шкале микрометра диаметр пятна d и вычислить линейный d л и угловой d у размеры диаметра пятна: d л = m л d, d у = m у d.
11. Вычислить площадь измеренного пятна и сравнить с площадью поверхности Земли.
12. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу 1
Таблица №1 определения диаметра солнечного пятна
Диаметр диска Солнца D ед. масш. | Линейный масштаб изображения диска Солнца m л, км/ед. масш. | Угловой масштаб изображения диска Солнца m у, "дуги/ед. масш. | Диаметр пятна d, ед. масш. | Линейный диаметр пятен d л, км | Угловой диаметр пятна d у, "дуги | Площадь пятна S п, км2 | Площадь поверхности Земли S з, км2 | Отношение площадей пятна и Земли Sп /Sз |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
По окончанию работы студент должен представить: - Выполненную в лабораторной тетради работу в соответствии с вышеуказанными требованиями
Список литературы:
Р. А. Дондукова Руководство по проведению лабораторных работ по физике для СПО М.: Высшая школа,2000
Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2018.
Школьный астрономический календарь. Пособие для любителей астрономии / Московский Планетарий – М., (на текущий учебный год)