Лабораторная работа №1
Фенотипическаяя изменчивость Анализ фенотипической изменчивости.
Цель: познакомить с различными формами изменчивости статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение
строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Вариант I
Оборудование: семена фасоли, бобов, клубни картофеля, листья лавровишни.
Ход работы
1.Используя текст параграфа 3. 16. (Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл./Под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова.- М.: Дрофа, 2005.) дайте ответы на предложенные вопросы:
А) Какие формы изменчивости вам известны?
Б) Почему ненаследственная изменчивость называется групповой?
В) Что такое норма реакции?
Г) Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции?
Д) Что такое вариационный ряд, вариационная кривая?
Е) Какими свойствами характеризуется модификационная
изменчивость?
Ж) Приведите примеры, доказывающие ненаследуемость изменений признака, вызванных действием условий внешней среды.
2.Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите.
3Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже — частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие — редко.
Вариационный ряд – ряд изменчивости признака.
V (варианта, численное значение признака) | | | | | | | | | |
р (частота встречаемости признака) | | | | | | | | | |
4Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.
5.Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Вариант II
Оборудование: линейка или сантиметр.
Ход работы
1.Измерьте рост каждого школьника в классе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост — 166 см.
Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150—155 см, 156—160 см и т. д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Данные запишите. Количество учащихся ... 2 Рост, в см 145—150
2.Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака, ниже — частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие — редко.
Вариационный ряд – ряд изменчивости признака.
V (варианта, численное значение признака) | | | | | | | | | |
р (частота встречаемости признака) | | | | | | | | | |
3. Постройте вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся определенного роста.
4.Вычислите средний рост учеников вашего класса путем деления суммы всех измерений на общее число измерений.
5.Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.
Ответьте на вопросы: какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто, какой — наиболее редко? Какие отклонения встречаются в росте учеников? Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе? Каковы причины отклонений в росте?