Лабораторное занятие
«Формирование навыков в идентификации и оценке качества свежих плодов и овощей, соблюдении условия и сроков хранения»
Цели занятия
обобщение и систематизация материала по теме «Свежие плоды и овощи»;
сформировать умения оценить качество товаров и устанавливать их градации качества;
развитие общих компетенций: соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий;
развитие профессиональных компетенций работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
Форма организации занятия – групповая.
Студент должен
знать:
особенности товароведения продовольственных товаров.;
уметь:
оценить качество товаров и устанавливать их градации качества;
Освоение умений в процессе занятия: оценить качество товаров и устанавливать их градации качества
Лабораторная работа по МДК.03.02 «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров», способствуют формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК.1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7.Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий
ПК 1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ПК 2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению и списанию.
ПК 3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.
ПК 4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность
ПК 5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
ПК 6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями
ПК 7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные
ПК 8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
При разработке содержания лабораторной работы учитывался уровень сложности освоения студентами соответствующей темы, общих и профессиональных компетенций, на формирование которых направлен ПМ.03. Управление ассортиментом и оценка качества сохраняемости товаров.
Выполнение лабораторной работы в рамках МДК.03.02 «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров», ПМ.03. «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров», позволяет освоить комплекс работ по выполнению распознавания ассортимента, оценке качества, распознавании дефектов.
Сначала даётся методика определения качества продукта, а потом предлагается определить самостоятельно качество товара, сравнивая с требованиями ГОСТа, и результаты записать в таблицу. Обязательно студенту надо сделать заключение о сорте или стандартности продукта. Это задание предусматривает самостоятельную работу, которая вырабатывает у студентов умение самостоятельно мыслить, анализировать и делать выводы. Данная методическая разработка по практической работе направлена на выработку умений и навыков студентов в грамотной органолептической оценке качества товаров, умении работать со стандартами, научиться правильно определять условия хранения и сроки годности на разные виды товаров. При отработке практического задания (товароведение продовольственных товаров) студенту надо выполнить работу по выявлению потребительских свойств этой группы товаров, что требует от студентов проявление навыков анализа, поисковой деятельности, данная деятельность способствует формированию навыков ОК 7.
Лабораторная работа в соответствии с требованием ФГОС включают такой обязательный элемент, как использование ПК.
Оценки за выполнение лабораторной работы выставляются по пятибалльной системе. Оценка за лабораторную работу является обязательной текущей оценкой по МДК.03.02 «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров», темы ПМ.03. «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров», и выставляются в журнале теоретического обучения.
Вопросы для проверки готовности студентов к лабораторному занятию
Назовите две основные группы овощей (вегетативная и плодовая)
Назовите группы плодов (тыквенные, томатные, бобовые, зерновые)
Перечислите плодовые овощи
Перечислите вегетативные овощи
Какие плоды называются семечковыми?
Какие плоды называются косточковыми
Обоснуйте высокую пищевую ценность плодов и овощей
Назовите лечебные свойства свежих плодов и овощей
Какие показатели определяют качество свежих овощей (свеклы)?
Назовите градацию качества свежего картофеля
Какие овощи называются нестандартными?
Что такое отход?
Назовите товарные сорта яблок поздних сроков созревания
Охарактеризуйте требования к качеству яблок высшего сорта
Назовите болезни картофеля (капусты)
Какие условия и сроки хранения яблок?
Как должен готовиться картофель на хранение?
(студенты отвечают на вопросы)
Форма отчетности по занятию: письменный отчет о выполнении заданий в тетради для лабораторных работ.
Формирование навыков в идентификации и оценке качества свежих плодов и овощей, соблюдении условия и сроков хранения
Задание 1. Определение качества свежих овощей.
Пояснение к заданию: на свежие овощи, поступающие на базу (ГОСТы заготовляемые и поставляемые) устанавливают следующие градации качества: стандартные, нестандартные, брак.
Стандартной является продукция, отвечающая всем требованиям действующих стандартов и технических условий. К ней относится как бездефектная, так и дефектная продукция, но последняя в пределах установленных ГОСТом допускаемых отклонений.
Нестандартной считается дефектная продукция, предусматриваемая отклонениями, но сверх установленных норм.
Брак – эта продукция, не допускаемая стандартами, т. е. употребление её в пищу опасно для здоровья человека.
Картофель, морковь, свёкла, лук, томаты, капуста, реализуемые в торговле, по качеству делятся на классы.
Используя ГОСТы, проведите оценку качества образцов свежих овощей, результаты запишите в таблицу 2.1.
Задание 1
Таблица 2.1.
Оценка качества свежих овощей
Вид овощей | Внешний вид | Размер по наибольшему поперечному диаметру мм | Допустимые отклонения | Наличие и вид заболевания | Заключение о качестве. |
Картофель Свёкла Морковь Лук….. | | | | | |
Задание № 2. Определение болезней свежих плодов и овощей.
Задача № 1. В магазин поступила партия свежих плодов и овощей. При оценке качества которых выявлено наличие болезней:
у картофеля – коричневые пятна на поверхности клубней, у отдельных клубней язвочки, есть клубни с размягчённой мякотью;
поражённые корнеплоды моркови размягчены и покрыты густой белой грибницей;
у лука размягчены ткани, на разрезе поражённая ткань имеет как бы запаренный или варёный вид;
на яблоках резко очерченное бурое углублённое пятно, на котором появляются правильные концентрически очерченные круги оранжевых или жёлтых подушечек;
плоды абрикос поражены тёмными пятнами, мякоть бурого цвета, на некоторых плодах уже появились пепельно-серые подушечки;
ягоды винограда засохшие, сморщенные, коричневого цвета.
Определите, какие заболевания выявлены у плодов и овощей, причины их образования, меры предупреждения этих болезней. Данные запишите в таблицу2.2.
Таблица 2.2.
Изучение болезней свежих плодов и овощей
Название овоща, плода | Название болезни | Причины образования | Меры предупреждения |
| | | |
Задание 3. На базу поступила партия состоящая из 5000кг картофеля в контейнерах, 300 кг лука репчатого в мешках, 500 кг моркови в сетчатых мешках, 700 кг яблок в коробках, 300 кг груш в коробках. В корзинках по 1 кг и поддонах клубника. Изучите условия и сроки хранения этих товаров, данные запишите в таблицу 2.3.
Таблица 2.3.
Название товара | Способ укладки | Условия хранения | Срок хранения |
| | | |
| | | |
Вывод:
Краснобаковский филиал
Варнавинский технолого экономический техникум
проект
Лабораторная работа
Тема: «Формирование навыков в идентификации и оценке качества свежих плодов и овощей, соблюдении условия и сроков хранения»
Преподаватель спец.дисциплин
Криворучко Е.В
Кр.Баки
2017г
Презентация
Лабораторная работа
МДК 03.02Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров
Тема: Формирование навыков в идентификации и оценке качества свежих плодов и овощей, соблюдении условий и сроков хранения
Преподаватель спец.дисциплин
Криворучко Е.В.
2017 год