СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа. Исследование однофазной электрической цепи с активным сопротивлением и индуктивностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЦЕПИ

Цель работы:

1. Получить навыки экспериментального определения параметров индуктивной катушки и конденсатора.

2.  Освоить методы анализа электрической цепи синусоидального тока состоящей из индуктивной катушки или конденсатора

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа. Исследование однофазной электрической цепи с активным сопротивлением и индуктивностью»

Занятие по рабочей программе №10

Дисциплина: ОП.06 «Электротехника и электроника»

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЦЕПИ

Тема: Лабораторная работа №4. Исследование однофазной электрической цепи с активным сопротивлением и индуктивностью.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Ознакомление с темой, целью и планом занятия.

Тема: Исследование однофазной электрической цепи с активным сопротивлением и индуктивностью.

Цель работы:

1. Получить навыки экспериментального определения параметров индуктивной катушки и конденсатора.

2. Освоить методы анализа электрической цепи синусоидального тока состоящей из индуктивной катушки или конденсатора

ПЛАН

1. Инструктаж по технике безопасности

2. Теоретические сведения и методические указания

3. Приборы и оборудование

4. Рабочее задание

5. Составление отчёта

6. Защита лабораторной работы


2. Выполнение практического задания


1. Инструктаж по технике безопасности

При выполнении лабораторной работы запрещается:

1. Производить включение электроприборов без разрешения преподавателя

2. Производить переключения в схеме и ее разборку при включенном электроприборе.

3. Оставлять включенный электроприбор без надзора.

4. Использовать при сборке и разборке электроприборов нестандартный и неисправный инструмент (см. Приложение занятие 4).


2. Теоретические сведения и методические указания

В данной работе исследуются отдельные элементы цепей синусоидального тока - индуктивная катушка с постоянными параметрами R и L.

При анализе цепи индуктивную катушку представляют в виде эквивалентной схемы замещения, представляющей собой последовательной соединение резистивного элемента c сопротивлением R, равным активному сопротивлению катушки и индуктивного элемента с индуктивностью L, равной индуктивности катушки.



Рис.1


Полное сопротивление катушки Z=UК/I, где UК и I - соответствующие значения напряжения тока катушки. Полное сопротивление связано с сопротивлениями схемы замещения следующей формулой: 

где ХL =ωL=2πfL - индуктивное сопротивление катушки;

ω = 2πf - угловая частота; f - частота тока в цепи (f=50 Гц).

Полное сопротивление катушки можно представить как гипотенузу прямоугольного треугольника сопротивлений, один катет которого равен R, а другой ХL.


Из треугольника сопротивлений следуют расчетные формулы:

R=ZK cos(φK), X = ZK sin(φK), φK=arctg(XL/R)

В соответствии со вторым законом Кирхгофа вектор напряжения индуктивности катушки UK определяется выражением: UK=UR+UL.

Вектор напряжения на резистивном элементе UR (активная составляющая вектора UK) совпадает по направлению с вектором тока I. Вектор напряжения на индуктивном элементе UL. (реактивная составляющая вектора UK) опережает вектор тока I на угол 90". Действующие значения напряжений UR и UL, , тока I и соответствующие сопротивления катушки связаны следующими формулами: UR=RI, UL=XLI. Вектор напряжения индуктивной катушки UK опережает вектор тока I на угол φk (0к 90°). Векторная диаграмма тока и напряжений индуктивной катушки приведена на рис.3.

Векторы напряжений UKURUобразуют треугольник напряжений, подобный треугольнику сопротив­лений. На треугольника напряжений можно составить следующие расчетные формулы: UK2=UR2+UL2, UR=UKcos(φK), UL=UKsin(φK), φK=arctg(UL/UR).



Полная мощность катушки SK  по определению равна произведению действующих значений напряжения на катушке Uk и тока катушки I, т.е.

SK= UKI. Учитывая, что UK=ZKI , получаем SK=ZKI2

Полная мощность SK связана с активной Р и реактивной Qмощностями индуктивной катушки выражением 

Активная мощность Р численно равна электрической энергии, преобразующейся в катушке в теплоту за единицу времени, и определяется формулами: Р=RI2=URI=UKIcos(φK)

Реактивная мощность QL численно равна амплитуде мгновенной мощности, находящейся в процессе обмена между магнитным полем катушки и источником электрической энергии. Величина. реактивной мощности QL. определяется формулами: QL=XLI2=ULI=UKIsin(φK)

Графическая связь между SK, Р и QL можно представить в виде прямоугольного треугольника мощностей, гипоте­нуза которого равна SK , а катеты Р и QL. Треугольник мощностей подобен треуголь­никам сопротивлений и напряжений.

Из него вытекают следующие соотношения: P = SK cos(φK), Q L= SK sin(φK)

Величина cos(φK) называется коэффициентом мощности, поскольку из треугольника мощностей cos(φK ) = Р/S, т.е. он показывает, какую часть активная мощность Р .составляет от полной мощности S.


3. Приборы и оборудование

Источник электрической энергии, однополюсный выключатель, соединительные провода.

Таблица 1

Перечень приборов и оборудования.

Обозначение

Наименование

Тип

Технические данные

L, L1, L2

Индуктивная катушка



A

Амперметр

Э-59

Электромагнитный 1А

V

Вольтметр

Э-59

Электромагнитный 100В

W

Ваттметр

Д 534

Электродинамический


ЛАТР

ЛАТР

220/240В

Пр

Предохранитель




4. Рабочее задание

1. Ознакомиться с источниками питания, приборами, необходимыми для выполнения работы; записать их основные технические данные.

2. Опытное исследование цепи переменного тока с последовательным соединением катушки индуктивности, приобретения навыков построения векторных диаграмм неразветвленных цепей и определения их параметров.

3. Собрать схему электрической цепи (Рис. 1).

4. Измерить напряжение в цепи V, мощности цепи Р и ток – І. Результаты занести в таблицу 2 для катушки L1.

5. Повторить измерения для катушки L2. Результаты записать в таблицу 2.

6. Собрать схему электрической цепи (Рис. 2).

7. Результата измерение и вычисления записать в таблицу 3 при согласном а) и встречном б) включении.

8. Собрать схему электрической цепи (Рис. 3) для определения взаимной индуктивности катушек с помощью амперметра и вольтметра.

9. Результаты измерения и вычисления записать в таблицу 4.

Рис. 1. Схема для определения параметров катушки

Таблица 2

Параметры катушки индуктивности

Измерено

Вычислено

L1, L2

U

I

P

R

Z

XL

L

В

А

Вт

Ом

Ом

Ом

Гн

Катушка №1

90

0,225

6,25

6,25

123,4

380,5

1,2

Катушка №2

90

0,51

10

38,4

176,5

172,3

0,55







а)

б)

Рис.2 – схема для определения взаимной индуктивности при согласном а) и встречном б) включении.

Таблица 3

Результата измерение и вычисления

U

Согласное включение а)

Встречное включение б)

M

Из опыта

Из расчёта

Из опыта

Из расчёта

I

P

R

Z

XL

LC

I

P

R

Z

XL

LB


В

А

Вт

Ом

Ом

Ом

Гн

Ф

Вт

Ом

Ом

Ом

Гн

Гн

120

0,185

5,6

163,6

648,6

627,6

2

0,234

8,75

159,8

512,8

487,3

1,55

0,1125

Рис.3- схема для определения взаимной индуктивности катушек с помощью амперметра и вольтметра.

Таблица 4

Результаты измерения и вычисления


Из опыта

Из расчёта

I1, A

U2, B

W, Рад, сек

M, Гн

Сердечник замкнут

0,1

0,3

314

0,0096

Сердечник разомкнут

0,1

0,2

314

0,0064






Расчёты:

Таблица 2


Таблица 3




Таблица 4


Примечание. Вывод – сделать самостоятельно.


5. Составление отчёта

Отчёт должен содержать:

1. Тему и цель лабораторной работы.

2. Приборы и оборудование

3. Порядок выполнения работы

4. Схему эксперимента

5. Расчётные формулы и обработку данных.

6. Ответы на контрольные вопросы

7. Выводы о проведённом эксперименте и о достижении цели лабораторной работы


6. Защита лабораторной работы

1. Дать пояснения к схеме проведения эксперимента

2. Дать анализ полученным результатам

3. Ответить на контрольные вопросы


Контрольные вопросы

  1. От каких факторов зависит индуктивность катушки?

  2. От каких факторов зависит индуктивность двух катушек?

  3. Какие методы измерения взаимной индукции вы знаете?

  4. Какие приборы необходимы для определения характеристик катушки индуктивности?


Ответы:

  1. Индуктивность катушки зависит (квадратно) от числа витков, пропорциональна сечению витка, обратно пропорциональна длине обмотки, прямо пропорциональна магнитной проницаемости сердечника.

  2. Взаимная индуктивность катушек зависит индуктивности каждой из них и от их взаимного расположения.

  3. Метод амперметра-вольтметра для измерения индуктивности сравнительно больших при питании измерительной схемы от источника низкой частоты 50-100Гц.

  4. Для измерения параметров индуктивности применяют уравновешенные мосты переменного тока назв. Получить малую погрешность (до 1%).




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Составить отчёт

2. Ответить письменно на контрольные вопросы.

3. При оформлении работ использовать Условные графические обозначения на электрических схемах (см. Приложение, занятие №5).


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Данилов, И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники. – М. : Высшая школа, 2010. - 752с.

  2. Ермуратский, П.В., Лычкина Г.П., Минкин Ю.Б. Электротехника и электроника. — М.: ДМК Пресс, 2011. — 416 с.

  3. Электротехника и электроника / Под ред. Б.И. Петленко. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.- 320 с.

  4. Иванов, И. И., Соловьев, Г. И., Фролов, В. Я. Электротехника и основы электроники. — СПб. : Издательство «Лань», 2012. — 736 с.

Дополнительные источники:

  1. Долгов, А.Н. Сборник задач по физике с решением и ответами. Электричество и оптика. – 186с.

  2. Зайцев, А.П. Общая электротехника и электроника. – Томск : Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2002. – 178с.

  3. Козлова, И. С. Электротехника. Конспект лекций. - ЭКСМО, 2008. - 160 с.

  4. Мартынова, И.О. Электротехника: учебник / И.О. Мартынова. — М .: КНОРУС, 2015. — 304 с.

  5. Петленко, Б.И. Электротехника и электроника. Москва, 2003. – 230 с.

  6. Прошин, В.М. Электротехника для неэлектрических профессий. М :. – Академия, 2014. - 456с.

  7. Прошин, В.М. Электротехника. М. : - Академия, 2013. – 288с.