СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа Определение длины световой волны с помощью дифракционной решётки

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа знакомит с дифракционной решёткой, как с  оптическим прибором и измерением с её помощью длины световой волны

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа Определение длины световой волны с помощью дифракционной решётки»

Лабораторная работа № 43

Раздел 5. Оптика

Тема 5.2. Волновые свойства света

Название лабораторной работы: определение длины световой волны с помощью дифракционной решётки

Учебная цель: получить дифракционный спектр, определить длины световых волн разного цвета

Учебные задачи: наблюдать интерференционную картину, получить спектры первого и второго порядков, определить видимые границы спектра фиолетового света и красного света, вычислить их длины волн.

Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия

Норма времени: 2 часа

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: измерять длину световой волны, делать выводы на основе экспериментальных данных

знать: устройство дифракционной решётки, период решётки, условия образования максимумов

Обеспеченность занятия

- методические указания по выполнению лабораторного занятия

- лабораторная тетрадь, карандаш, линейка, прибор для определения длины световой волны, подставка для прибора, дифракционная решётка, источник света.

Порядок проведения занятия: работа индивидуальная

Теоретическое обоснование 

Параллельный пучок света, проходя через дифракционную решётку, вследствие дифракции за решёткой, распространяется по всевозможным направлениям и интерферирует. На экране, установленном на пути интерферирующего света, можно наблюдать интерференционную картину. Максимумы света наблюдаются в точках экрана. Для которых выполняется условие: = n (1)

 - разность хода волн;  - длина световой волны, n – номер максимума. Центральный максимум называют нулевым: для него  = 0. Слева и справа от него располагаются максимумы высших порядков.

Условие возникновения максимума (1) можно записать иначе: n = d Sin




Рисунок 1


Здесь d – период дифракционной решётки,  - угол, под которым виден

световой максимум (угол дифракции). Так как углы дифракции малы, то для них можно принять Sin  = tg , а tg  = a/b рисунок 1, поэтому n = dа/ b (2)

Эту формулу используют для определения длины световой волны.

В результате измерений было установлено, что для красного света λкр = 8 • 10-7 м, а для фиолетового — λф = 4 • 10-7 м.

В природе нет никаких красок, есть лишь волны разных длин волн

Анализ формулы (1) показывает, сто положение световых максимумов зависит от длины волны монохроматического света: чем больше длина волны. Тем дальше максимум от нулевого.

Белый свет по составу – сложный. Нулевой максимум для него - белая полоса, а максимумы высших порядков представляют собой набор цветных

полос, совокупность которых называют спектром  и  рисунок 2










Рисунок 2

Прибор состоит из бруска со шкалой 1, стержнем 2, винта 3 (можно регулировать брусок под разными углами). Вдоль бруска в боковых пазах можно перемещать ползунок 4 с экраном 5. К концу бруска прикреплена рамка 6, в которую вставляют дифракционную решётку, рисунок 3



Рисунок 4








Рисунок 3 дифракционная решётка


Дифракционная решётка разлагает свет в спектр и позволяет точно определить длины световых волн










Рисунок 5

Порядок выполнения работы

  1. Собрать установку, рисунок 6

  2. Установить источник света, включить его.

  3. Смотря через дифракционную решётку, направить прибор на лампу так, чтобы через окно экрана прибора была видна нить лампы

  4. Экран установить на возможно большем расстоянии от дифракционной решётки.

  5. Измерить по шкале бруска расстояние «b от экрана прибора до дифракционной решётки.

  6. Определить расстояние от нулевого деления (0) шкалы экрана до середины фиолетовой полосы как слева «ал», так и справа «ап» для спектров  порядка, рисунок 4 и вычислить среднее значение, а ср

  7. Опыт повторить со спектром  порядка.

  8. Такие же измерения выполнить для красных полос дифракционного спектра.

  9. Вычислить по формуле (2) длину волны фиолетового света для спектров  и  порядков, длину волны красного света  и  порядков.

  10. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу 1

  11. Рассчитать погрешности определения длин волн

  12. Сделать вывод



Таблица №1



№ опыта



Период дифракционной

решётки d мм


Порядок спектра

n

Расстояние от

дифракционной

решётки до экрана


b мм


Видимые

Границы спектра фиолетового

света

Видимые

Границы спектра красного

света

Длина световой

волны

Слева

ал, мм

Справа

ап, мм

Среднее

а ср, мм

Слева

ал, мм

Справа

ап, мм

Среднее

а ср, мм

Красного

Излучения

 к, мм

Фиолетового

Излучения

 ф, мм

















































Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторному занятию

  1. Почему нулевой максимум дифракционного спектра белого света – белая полоса, а максимум высших порядков – набор цветных полос?

  2. Почему максимумы располагаются как слева, так и справа от нулевого максимума?

  3. В каких точках экрана получаются , ,  максимумы?

  4. Какой вид имеет интерференционная картина в случае монохроматического света?

  5. В каких точках экрана получается световой минимум?

  6. Чему равна разность хода светового излучения (= 0,49 мкм), дающего 2-й максимум в дифракционном спектре? Определите частоту этого излучения

  7. Дифракционная решётка и её параметры.

  8. Определения интерференции и дифракции света.

  9. Условия максимумов света от дифракционной решётки.

  1. По окончанию практической работы студент должен представить: - Выполненную в лабораторной тетради работу в соответствии с вышеуказанными требованиями.
    Список литературы: 

  2. В. Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля М.: ИД Академия – 2016

  3. Р. А. Дондукова Руководство по проведению лабораторных работ по физике для СПО М.: Высшая школа,2000

  4. Лабораторные работы по физике с вопросами и заданиями

О. М. Тарасов М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2015