МБОУ «Жанаталапская ООШ»
Кишинская Е.А.-учитель физики
Физика, 8 класс
Тема урока: Лабораторная работа №3 «Определение удельной теплоты плавления льда»
Цели урока:
Образовательные: углубление и обобщение знаний по теме; формирование умений работать с лабораторным оборудованием;
Оборудование, информационное обеспечение: Учебник, лист для выполнения лабораторной работы калориметр, мензурка, термометр, сосуд с холодной водой, кусочки льда.
Ход урока
Организационный этап
приветствие;
осанка (напоминания в течение урока);
готовность к уроку (дневник, тетрадь, учебник на парте).
Этап мотивации учебной деятельности учащихся.: Анализ таблиц : температур плавления твердых тел, удельная теплота плавления твердых тел
Этап постановки цели и задач урока.
Лабораторная работа по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОЙ ТЕПЛОТЫ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА
с помощью программное обеспечения «Нау Лаб» и программного обеспечения «Exell» (1 -2 сценарий)
Цель: рассчитать значение удельной теплоты плавления льда, используя уравнения теплового баланса.
Этап повторения :Краткая теория:
В данной лабораторной работе будет использован процесс плавления вещества.
Процесс плавления представляет собой трансформацию вещества из твердого состояния в жидкое.
Количество теплоты, которое потребуется для перехода единицы массы вещества(1 кг) из твердого состояния в жидкое, принято называть удельной теплотой плавления λ (Дж/кг).
Уравнение теплового баланса:
Удельную теплоту плавления льда можно определить калориметрическим методом. Для этого необходимо в калориметр с водой опустить небольшое количество льда. В соответствии с законом сохранения энергии, количество теплоты, отдаваемое горячей водой и аллюминевой ёмкости калориметра, будет равно количеству теплоты, получаемому льдом (и холодной водой, которая образуется впоследствии при его таянии):
Qотд = Qпол (1)
при этом теплоту, передаваемую горячей водой, можно рассчитать по формуле:
Qотд = с вmв(tв – tсм) , (2)
где: св – удельная теплоемкость воды;
mв – масса воды;
tсм –сформировавшаяся температура смеси;
tв – начальная температура воды.
Лед и талая вода приобретают теплоту Qпол, причем одна ее часть Qпл.л. расходуется на плавление льда, а другая Qнагр.т.в. – на нагрев теплой воды (образовавшейся при плавлении льда):
Qпол = Qпл.л. + Qнагр.т.в. (3)
Qпл.л. = λmл Qнагр.т.в. = свmл(tсм – tл), (4)
где: λ – удельная теплота таяния воды в твердом агрегатном состоянии; mтл – масса льда (талой воды); tл – начальная температура льда (0 °С).
Сmв(tв – tсм) = λmл + Свmл(tсм – tл) (5)
Подставляя уравнения (2) – (4) в (1), получим уравнение теплового баланса
Qпл.л. = λmл Qнагр.т.в. = свmл(tсм – tлсвmв(tв – tсм) = λmл + свmл(tсм – tл),
Этап проведения инструктажа ТБ при выполнении лаб.работы
Инструкция ТБ при выполнения лабораторной работы:
Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить её содержание и ход её выполнения.
Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны
При выполнения лабораторной работы. будьте осторожны при использования стекла(термометр, стеклянная посуда) Помните стекло-это хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемены температуры.
Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Снимайте показания термометра не вынимая его из жидкости.
При использования в работе жидких веществ, не пробуйте её на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте их.
На столе не должны быть посторонние предметы
Инструкцию провел | Роспись инструктируещего | ФИ инструктируемого | Роспись инструктируемого |
Кишинская Е.А. | | Баймагамбетов Е. | |
Габзалиев Д. | |
Куктеубаев А. | |
Мухаметова Д | |
Пишпанова Р. | |
Этап выполнение лабораторной работы(самостоятельно)
Соберите установку, как показано на рисунке.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
Откройте программное обеспечение цифровой лаборатории «Нау Лаб», соответствующую ЛР и все данные заносите в таблицу.
Подключите мультидатчик с температурным зондом к ноутбуку
в соответствии с руководством пользователя программного обеспечения «Цифровая лаборатория». Запустите программу измерений «Цифровая лаборатория».
Взвесьте пустой цилиндр от калориметра .
Налейте в калориметр подогретую воду, измерьте массу воды.
Внутренний сосуд калориметра помещаем во внешний сосуд колориметра
Замерьте температуру горячей воды в калориметре цифровым датчиком температуры.
Не мешкая, поместите лёд в калориметр; аккуратно помешивая воду температурным зондом, дождитесь полного расплавления льда, и сразу замерьте температуру смеси.
Определите массу добавленного льда с помощью весов.
С
равните полученные дынные удельной теплоты плавления льда при выполненной вами ЛР, с табличными данными удельной теплоты плавления льда. Вычислите абсолютную погрешность λ= λ –λтаб
Вычислите относительную погрешность измерений
Сделайте вывод.
Лабораторная работа по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОЙ ТЕПЛОТЫ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА
с помощью программное обеспечения «Exell»(2 сценарий)
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
Откройте программное обеспечение «Exell», создайте таблицу с данными и заносите их в таблицу.
Взвесьте пустой цилиндр от калориметра .
Налейте в калориметр подогретую воду, измерьте массу воды.
Внутренний сосуд калориметра помещаем во внешний сосуд колориметра
Замерьте температуру горячей воды в калориметре цифровым датчиком температуры.
Не мешкая, поместите лёд в калориметр; аккуратно помешивая воду температурным зондом, дождитесь полного расплавления льда, и сразу замерьте температуру смеси.
Определите массу добавленного льда с помощью весов.
С
равните полученные дынные удельной теплоты плавления льда при выполненной вами ЛР, с табличными данными удельной теплоты плавления льда. Вычислите абсолютную погрешность λ= λ –λтаб
Вычислите относительную погрешность измерений
Сделайте вывод.
mв, кг | с в, дж/кг*с˚ | c ал, дж/кг*с˚ | mл, кг | mцилиндра, кг | tсмеси, *С | t1, *С | ƛ, Дж/кг | λтаб, Дж/кг | λ=I λ –λтабI | |
0,1 | 4180 | 920 | 0,019 | 0,031 | 25,5 | 40 | 340765,26 | 340000,00 | 765,26 | 0,22 |
Лабораторная работа по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОЙ ТЕПЛОТЫ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА
Виртуальная лабораторная работа(сценарий 3)
Библиотека МЭШ - Лабораторная работа по физике "Определение удельной теплоты плавления льда"
Этап закрепления :
Как изменяется кинетической энергии молекул при нагревании тела до температуры плавления и при плавление?
В воду находящуюся в термосе при температуре 0 градусов поместили лед при той же температуре. Что будет происходить с льдом и с водой ?