Лабораторная работа «Определение уровня влажности, температуры воздуха и освещенности в кабинете биологии» с использованием оборудования Точки роста.
Цель: определение температуры, освещённости и влажности воздуха в кабинете биологии с использованием мультидатчиков цифровой лаборатории, сравнение полученных данных с санитарно-гигиеническими нормами. Развить навыки работы с оборудованием
Теория. Сегодня мы представляем вашему вниманию мастер-класс с использование оборудования Точки роста и программного обеспечения Цифровой лаборатории Releon по биологии на тему «Исследование влажности, температуры воздуха и освещенности в кабинете биологии».
Сегодня …. нам приготовил информацию по санитарно-гигиеническим требования к кабинету биологии.
Сообщение по Сан-Пин. Уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.
В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков.
Следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в образовательных организациях, а именно: диапазон допустимой температуры воздуха в учебных кабинетах: 18-24°С (комфортный).
По санитарно – гигиеническим нормам проветривание должно проводиться не реже одного раза в час в течение 10 -15 минут.
Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу органов зрения. Световой коэффициент для учебного помещения должен составлять не менее 1/6 площади пола; коэффициент заглубления не менее 1/2.
Теперь перед нами стоит цель выяснить, соответствует ли в нашем кабинете биологии уровень освещенности, влажности и температуры воздуха санитарно-гигиеническим нормам.
Для этого нам потребуется оборудование Точки роста Цифровой лаборатории Releon по биологии:
Компьютер с возможностями подключения через USB необходимых датчиков.
Предустановленное программное обеспечение Цифровой лаборатории Releon по биологии.
Датчики: освещенности и влажности воздуха.
Датчик температуры.
К работе в кабинете Точка роста допускаются лица, ознакомленные с инструкцией по ТБ и правилам поведения. Работать с оборудованием в классе разрешается только в присутствии учителя.
Запрещается: класть одежду и сумки на столы; присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки; передвигать аппаратуру, ноутбуки; включать и выключать ноутбуки самостоятельно; пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры.
Качество среды в классных комнатах.
Классная комната – одно из основных рабочих помещений школы. В разных кабинетах учитель и группа учащихся (класс) проводят по 5-6 часов в день. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит самочувствие, работоспособность, состояние здоровья школьников и учителей.
Попадая в помещение, человек оценивает его по ряду параметров. Одним из первых экологических факторов воздействия на человека является визуальная среда, которая может поддаваться как оценке, так и корректировке. Цветовая гамма, освещенность, расположение отдельных предметов интерьера, оформление стен, озеленение – все это создает благоприятную или неблагоприятную визуальную среду.
Спустя несколько минут субъективной оценке подвергаются параметры микроклимата помещения – тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности, скорости движения воздуха. Благоприятный микроклимат – это одно из необходимых условий комфортного самочувствия и продуктивной работы. Качество воздуха в рабочем помещении влияет, прежде всего, на работу мозга и зависит от концентрации разнообразных химических веществ и частиц, которые образуются в процессе жизнедеятельности людей, в результате разрушения натуральных и синтетических материалов или попадают в помещение с улицы.
Наша работа будет проходить в два этапа:
На 1-м этапе лабораторной работы мы измерим влажность, температуру воздуха и освещенность до проветривания.
На 2-м этапе измерим те же данные после проветривания.
На столах у вас лежат рабочие листы, в которых вы будите фиксировать показатели, полученные при помощи датчиков.
Давайте посмотрим, что вам предстоит сделать.
Порядок выполнения:
С помощью датчика уровня освещенности провести измерения уровня освещенности в классе: зафиксировать данные в таблице.
С помощью датчика уровня влажности провести измерения уровня влажности в классе: зафиксировать данные в таблице.
С помощью датчика уровня температуры провести измерения уровня температуры в классе: зафиксировать данные в таблице.
Провести сравнение уровня освещенности, влажности и температуры в классе с установленными нормами.
Уровень | До проветривания | После проветривания |
Температура | | |
Влажность | | |
Освещенность | | |
Проветриваем помещение и проводим исследование еще раз.
Проверка:
- Что получилось в 1 группе? (ответ, фиксируется на доске).
- Что получилось во 2 группе? (ответ, фиксируется на доске).
Теперь в своих группах сделайте вывод: От чего зависит освещенность, влажность и температура воздуха в кабинете?
Вывод:
Освещенность в классе зависит от расположения рабочих мест: ближе к окнам освещенность будет сильнее, удаленно от окон освещенность будет слабее.
Влажность и температура воздуха зависит друг от друга. При проветривании кабинета температура воздуха понижается и соответственно понижается и влажность воздуха. Но в кабинете биологи влажность воздуха выше, т.к. там находится множество цветов, что значительно изменяет значения. Измерения относительной влажности воздуха проводили в пасмурную и солнечную погоду.
- Что же было целью нашей работы?
Целью нашей работы было сравнить уровень освещенности, влажности и температуры воздуха с установленными санитарно-гигиеническими нормами.
Сделайте вывод, соответствует ли полученные данные нормам СанПиНов?
Вывод: По санитарным правилам и нормам, уровень освещенности в учебных классах должен быть от 300 лк до 500 лк. По результатам измерений можно сделать вывод, что световой режим школьного кабинета соответствует нормам СанПиНа.
По измерениям температуры воздуха, можно сделать вывод, что она соответствует нормам СанПиНа и составляет примерно от 21° по Цельсию, на перемене, во время сквозного проветривания, температура составляет около 18°, что приводит к улучшению микроклимата кабинета.
Рефлексия: ребята на доске у нас расположен градусник, ваша задача оценить себя на уроке, если вам было интересно, все понятно и познавательно, прикрепите к нему солнышко, если же вам было скучно, не интересно, и ничего нового вы не узнали то прикрепите снежинку.
Результаты исследования
Показатели микроклимата класса (период года – зима)
Классные кабинеты | Относительная влажность, % |
В пасмурную погоду | В солнечную погоду | соответствие | Санитарно-гигиеническая норма |
Холодный и переходный | 30-45 | 50-60 | | 40-60% |
Кабинет биологии | 28,9 | 54,4 | -/+ |
Кабинет химии | 33,3 | 28 | -/- |
Показатели микроклимата класса
Период года Классные кабинеты | Температура, °С | |
В пасмурную погоду | В солнечную погоду | соответствие | Санитарно-гигиеническая норма |
Холодный и переходный | 22 | 18-22 | | 18-24 |
Кабинет биологии | 18 | 20 | +/+ | |
Кабинет химии | 23.6 | 25.5 | +/- | |
Показатели микроклимата класса
Период года Классные кабинеты | Уровень освещенности, лк |
В пасмурную погоду | В солнечную погоду | соответствие | Санитарно-гигиеническая норма |
Холодный и переходный | 400 | 300 | | от 300 лк до 500 лк. |
Кабинет биологии | 131 | 380 | -/+ | |
Кабинет химии | 128 | 319 | -/+ | |