СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа: Оценка качества окружающей среды

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить учащихся применять простые методы для оценки качества окружающей среды и интерпретировать полученные результаты.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа: Оценка качества окружающей среды»

Подробный конспект лабораторной работы по биологии для 9 класса на тему “Оценка качества окружающей среды”. Эта работа будет включать в себя несколько простых, но показательных методов оценки, которые можно легко реализовать в школьных условиях.

Тема лабораторной работы: Оценка качества окружающей среды

Класс: 9

Цель работы: Научить учащихся применять простые методы для оценки качества окружающей среды и интерпретировать полученные результаты.

Задачи работы:

  • Образовательные:

    • Познакомить учащихся с основными понятиями, связанными с качеством окружающей среды (загрязнение, биоиндикация).

    • Научить учащихся применять простейшие методы для оценки качества воздуха, воды и почвы.

    • Сформировать навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами.

    • Научить интерпретировать результаты наблюдений и делать выводы.

  • Развивающие:

    • Развивать навыки наблюдательности, аккуратности и точности в работе.

    • Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать полученные данные.

    • Развивать умение формулировать гипотезы и проверять их экспериментально.

  • Воспитательные:

    • Формировать экологическое мышление и ответственное отношение к окружающей среде.

    • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Тип работы: Практическая работа

Методы обучения:

  • Инструктаж.

  • Демонстрация.

  • Практическая работа.

  • Анализ и обсуждение результатов.

Оборудование и материалы:

  • Для оценки качества воздуха:

    • Белые марлевые или хлопчатобумажные салфетки.

    • Скотч или клей.

    • Пластиковые пакеты.

    • Линейка, карандаш, бумага.

  • Для оценки качества воды:

    • Прозрачные емкости (стаканы, банки) с образцами воды (из разных источников: водопровод, пруд, река и т.д.).

    • pH-тест полоски или универсальный pH-метр.

    • Мерный цилиндр или шприц.

    • Фильтровальная бумага и воронка (для оценки прозрачности).

  • Для оценки качества почвы:

    • Образцы почвы из разных мест (школьный двор, парк, огород и т.д.).

    • Пробирки или небольшие емкости.

    • Вода.

    • Стеклянная палочка или лопатка.

    • Лупа (желательно).

  • Рабочие тетради или листы для записей.

  • Защитные перчатки (желательно).

Ход работы:

I. Подготовительный этап (10 мин)

  1. Инструктаж по технике безопасности:

    • Правила обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.

    • Правила сбора образцов.

    • Правила работы в группе.

  2. Определение цели и задач работы:

    • Объяснение цели работы и задач, которые необходимо выполнить.

    • Обсуждение понятий “качество окружающей среды”, “загрязнение”, “биоиндикация”.

  3. Разделение на группы и распределение задач:

    • Разделение учащихся на небольшие группы (3-4 человека).

    • Распределение заданий по оценке качества воздуха, воды и почвы между группами.

II. Выполнение работы (45 мин)

  1. Оценка качества воздуха:

    • Выбор места: Каждая группа выбирает два места для сбора образцов (например, возле дороги, в парке).

    • Сбор образцов: Каждая группа приклеивает марлевые салфетки к кускам скотча или клея и вывешивает их на 24 часа в выбранных местах.

    • Анализ образцов: На следующий день учащиеся собирают салфетки в пластиковые пакеты и сравнивают их степень загрязнения, используя линейку для измерения площади загрязнения.

    • Запись результатов: Записывают в рабочую тетрадь место сбора, визуальную оценку и площадь загрязнения.

  2. Оценка качества воды:

    • Выбор образцов: Каждая группа получает образцы воды из разных источников.

    • Оценка pH: Используя pH-тест полоски или универсальный pH-метр, учащиеся измеряют pH каждого образца.

    • Оценка прозрачности: Учащиеся наливают образец воды в мерный цилиндр или стакан и оценивают прозрачность, рассматривая текст, написанный на бумаге, через образец воды. Для более точной оценки, учащиеся могут пропустить воду через фильтровальную бумагу.

    • Визуальная оценка: Учащиеся описывают цвет, запах и наличие видимых примесей в образцах воды.

    • Запись результатов: Записывают в рабочую тетрадь источник образца, pH, прозрачность, цвет, запах, наличие примесей.

  3. Оценка качества почвы:

    • Выбор образцов: Каждая группа получает образцы почвы из разных мест.

    • Внешний вид: Учащиеся оценивают цвет, запах, структуру почвы, наличие растительных остатков и живых организмов (с помощью лупы).

    • Оценка механического состава: В пробирку или небольшую емкость наливают небольшое количество почвы, добавляют воду, хорошо перемешивают и дают отстояться. Затем оценивают наличие и соотношение песка, глины и перегноя.

    • Запись результатов: Записывают в рабочую тетрадь место сбора, цвет, запах, структуру, наличие растительных остатков и живых организмов, механический состав.

III. Обработка и анализ результатов (20 мин)

  1. Сводная таблица результатов: Каждая группа представляет свои результаты, которые записываются в сводную таблицу на доске.

  2. Сравнение результатов: Учащиеся сравнивают результаты, полученные разными группами.

  3. Интерпретация результатов: Учащиеся обсуждают возможные причины различий в качестве воздуха, воды и почвы в разных местах.

  4. Выводы: Учащиеся формулируют выводы о качестве окружающей среды в изученных местах и возможных мерах по ее улучшению.

IV. Заключительный этап (10 мин)

  1. Обсуждение результатов: Фронтальная беседа о значимости экологического мониторинга и необходимости охраны окружающей среды.

  2. Оформление отчета: Учащиеся оформляют отчет о проделанной работе, включающий цель, задачи, материалы, ход работы, результаты, выводы.

  3. Рефлексия:

    • Что нового вы узнали на уроке?

    • Что было наиболее интересным/полезным?

    • Какие вопросы остались неясными?

Домашнее задание:

  • Доделать отчет о работе (если не успели на уроке).

  • Подготовить сообщение о влиянии загрязнения на здоровье человека.

Примечания:

  • Эту лабораторную работу можно адаптировать в зависимости от наличия оборудования и времени.

  • Вместо марлевых салфеток можно использовать другие материалы (например, ватные диски).

  • Для более точной оценки можно использовать специальные наборы для анализа воды и почвы (если они доступны).

  • Важно подчеркнуть, что полученные результаты являются приблизительными и носят ознакомительный характер.

Надеюсь, этот подробный конспект поможет вам провести интересную и познавательную лабораторную работу!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!