СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа по биологии "Морфологические особенности растений разных мест" 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа по биологии "Морфологические особенности растений разных мест" 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по биологии "Морфологические особенности растений разных мест" 11 класс»

Лабораторная работа № 3.

Морфологические особенности растений из разных мест обитания

Цель: Выяснить особенности строения растений, произрастающих в разных местах обитания.

Аутэкология — раздел экологии, изучающий влияние факто­ров окружающей среды на отдельные организмы (растения, жи­вотные, грибы, бактерии). Задача аутэкологии — выявление фи­зиологических, морфологических и других приспособлений (адаптаций) видов к различным экологическим условиям: режиму увлажнения, высоким и низким температурам, засолению почвы и т.д.

Адаптация (приспособление) — совокупность морфологических, анатомиче­ских, физиологических и биохимических механизмов, обеспечи­вающих возможность вид специфического выживания живых организмов при различных условиях среды.

Экологические группы растений – группы растений со сходными чертами организации, отражающими приспособленность к определенному лимитирующему фактору.

Лимитирующим называется фактор, оказывающий настолько мощное влияние на растения, что влиянием остальных можно пренебречь.

Основные лимитирующие факторы растений:

-температура (мега-, микро- и мезотермные);

влага (гидро-, гигро-, мезо-, ксерофиты);

свет (сцио- и гелиофиты);

субстрат (лито- и псаммофиты, кальце- и нитрофилы, оксило- и галофиты, эпифиты)

Суккуленты – растения, запасающие большое количество воды в короткие влажные периоды и экономно расходующие ее во время засухи. Запас влаги осуществляется водозапасающей паренхимой, придающей некоторым органам суккулентов (стеблям или листьям) мясистость.

Склерофиты – растения, обитающие в условиях длительной засухи и содержащие запас воды в водоносной склеренхиме. Главный механизм борьбы с водным дефицитом - высокая сосущая сила (60-80 атм) и глубоко проникающая в почву корневая система.

Гигрофиты – наземные растения, обитающие в условиях очень высокой влажности воздуха (около 100%) – под пологом тенистых лесов и в глубоких темных ущельях.

Псаммофиты – растения, приспособленные к жизни на подвижных песках.

Гелиофи́ты – растения, приспособленные к жизни на открытых, хорошо освещаемых солнцем местах, плохо переносящие длительное затенение (у них проявляются признаки угнетённости и задержка развития).

Сциофиты (тенелюбивые) – растения, приспособленные в жизни в затемнённых условиях и предпочитающие рассеянный свет.

Ход работы:

  1. Используя различные источники информации, сравни различные группы растений разных мест обитания.

  2. Определите по рисункам экологическую группу растений:

   

Кукуруза Папоротник Калужница болотная

   

Саксаул Ковыль Алоэ


  1. Полученные данные занеси в таблицу:


Экологическая группа

Места обитания

Приспособления

Примеры растений

1. Суккуленты









2. Склерофиты









3. Псаммофиты









4. Гигрофиты


















6. Сциофиты










Сделать вывод об относительном характере данных особенностей растений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________