Дата: __________ ФИ: _____________________________________________ Класс: 7 _____
Лабораторная работа по физике № 10 по теме:
«Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Цель работы: исследовать условия плавания тел в жидкости.
Приборы и материалы: весы рычажные с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), пробирка – поплавок с пробкой, нить, сухой песок, сухая тряпочка.
Ход работы:
1 шаг. Определите цену деления мензурки:
Ц.д.(мензурки) = _________________ = ____ мл = ____ см3 = ___________ м3
2 шаг. Насыпьте в пробирку песка столько, чтобы она плавала в мензурке с водой в вертикальном положении и часть ее была над водой.
3 шаг. Определите объем части пробирки погруженной в воду по формуле: V = V2 – V1
V1 – объем воды до погружения, V2 – объем воды после погружения.
Важно!!! 1мл =1 см³ = 0,000 001 м3
V = _______________________ = ______ мл ______см3 = __________м3
Запишите в таблицу № 1 результат косвенного измерения объема тела с учетом абсолютной погрешности (Δ V), равной цене деления шкалы мензурки.
4 шаг. Вычислите выталкивающую силу (FА), которая действует на пробирку по формуле: FA = ρж· g · V , где - плотность воды, а g = 10
FA = _______________________________________________________________________________
5 шаг. Вынув пробирку из мензурки, оботрите её фильтровальной бумагой, чтобы она была сухой.
6 шаг. Определите на весах массу пробирки (m) с песком в г, переведите в кг.
Запишите результат измерения массы в таблицу № 1 с учетом абсолютной погрешности (Δ m).
Важно!!! Абсолютную погрешность измерения массы считайте равной массе наименьшего разновеса на чаше весов. Δm = _________ г = _______________ кг
Напоминание: 1 г = 0,001 кг, 1 мг = 0,001 г
7 шаг. Вычислите силу тяжести действующую на пробирку с песком по формуле: Fтяж = mg
Fтяж = _____________________________________________________________________________
8 шаг. Полученные значения FА и Fтяж запишите в таблицу № 1, сравните их и напишите поведение пробирки в воде.
9 шаг. Досыпая песок, повторите шаги 3 – 8 для случаев, когда пробирка с песком будет плавать внутри жидкости и тонуть.
№ | Объём части пробирки помещенной в воду (V ± Δ V) м3 | Сила Архимеда FA , Н | Масса пробирки (m ± Δ m) кг | Сила тяжести Fтяж , Н | Сравните Fтяж и FA: ( больше, меньше, равно) | Поведение пробирки в воде (плавает на поверхности, плавает внутри жидкости, тонет) |
1 | | | | | Fтяж FA | |
2 | | | | | Fтяж FA | |
3 | | | | | Fтяж FA | |
Таблица № 1.
2 опыт .V = _______________________ = ______ мл ______см3 = __________м3
FA = _______________________________________________________________________________
Fтяж = _____________________________________________________________________________
3 опыт.V = _______________________ = ______ мл ______см3 = __________м3
FA = _______________________________________________________________________________
Fтяж = _____________________________________________________________________________
Сделайте вывод об условии плавания тела в жидкости
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания лабораторной работы № 10
№ | Критерий | Дескрипторы | Баллы | Баллы (ставит ученик) | Баллы (ставит учитель) |
| Умеет аккуратно оформлять работу | Оформил аккуратно. Все чисто. Без исправлений. | 2 | | |
Есть исправления, которые зачеркнуты небрежно. Почерк читаемый. | 1 |
Записи не четкие, не разборчивые, небрежные. | 0 |
| Соблюдал технику безопасности | Соблюдал правила пользования динамометром. | 1 | | |
Не соблюдал. | 0 |
| Умеет определять цену деления мензурки | Правильно определил цену деления | 1 | | |
Неправильно определил цену деления | 0 |
| Умеет определять объем тела с помощью мензурки и записывать результат измерения с учетом заданной абсолютной погрешности | Определил правильно объем тела и правильно записал результаты измерения с учетом абсолютной погрешности для трех опытов. | 3 | | |
Определил правильно объем тела для трех опытов. Результаты измерений записаны с ошибками. Определил правильно объем тела и правильно записал результаты измерений для двух опытов. | 2 |
Определил правильно объем тела и правильно записал результаты измерений для одного опыта. | 1 |
Неправильно определил объем и неправильно записал результаты. | 0 |
| Умеет измерять массу тела с помощью рычажных весов и записывать результат измерения с учетом заданной абсолютной погрешности | Измерил правильно массу тела и правильно записал результаты измерения с учетом абсолютной погрешности для трех опытов. | 3 | | |
Измерил правильно массу тела и правильно записал результаты измерений для двух опытов. Измерил правильно массу тела для трех опытов. Результаты измерений записаны с ошибками. | 2 |
Определил правильно массу тела и правильно записал результаты измерений для одного опыта. | 1 |
Неправильно измерил массу и неправильно записал результаты. | 0 |
| Умеет вычислять архимедову силу и силу тяжести | Правильно вычислил выталкивающую силу и силу тяжести для трех опытов. | 3 | | |
Правильно сделал вычисления для двух опытов | 2 |
Правильно сделал вычисления для одного опыта | 1 |
Неправильно вычислил для трех опытов | 0 |
| Умеет анализировать результаты и грамотно записывать вывод | Вывод сформулирован грамотно. | 2 | | |
Вывод написал из цели работы. | 1 |
Вывод сформулирован неправильно. | 0 |
| Умеет рационально распределить время выполнения работы | При выполнении лабораторной работы много отвлекается. | - 5 | | |
Полностью погружен в работу, не отвлекается. | 3 |
ИТОГО: | max 18 | | |
| | | | Отметка учителя | |
Количество баллов | Оценка | Уровень |
17 - 18 | 5 – «отлично» | Высокий |
13 - 16 | 4 – «хорошо» | Повышенный |
9 - 12 | 3 – «удовлетворительно» | Базовый |
0 - 8 | 2 – «неудовлетворительно» | Низкий |
Суздальцева Н.В. Физика. ЛР 7 класс.