Лабораторная работа по теме «Местоимение»
Цель: выяснение особенностей употребления местоимений в речи;
определение роли местоимения в русском языке.
Оборудование: тексты, рабочие листы
1.Какую особенность местоимений использовал А.С. Пушкин?
В шуточном стихотворном послании семилетнему Павлуше Вяземскому, сыну своего приятеля — поэта Петра Андреевича Вяземского, он пишет:
Душа моя, Павел! Держись моих правил: Люби то-то, то-то,
Не делай того-то, Кажись, это ясно, Прощай, мой прекрасный!
2.Прочитайте Посвящение к поэме «Полтава»(текст 1). Какую тайну поэта «хранит» личное местоимение ТЫ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Прочитай отрывок из монолога Хлестакова, героя комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Напиши, как, по-твоему, характеризует Хлестакова употребление местоимения Я (текст 3).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перед вами задание из ЕГЭ по русскому языку. Решить его помогают знания о местоимениях. Выполните задание и сделайте вывод о роли местоимений в тексте.
А)Среди предложений 14-17 (текст 4)найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью указательного местоимения и союза. Напишите номер этого предложения.№
Б) Среди предложений 14-17 (текст 4)найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.№
В)Среди предложений 5-8 (текст 5)найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи определительного местоимения. Напишите номер этого предложения.№
5. Местоимения составляют очень малую часть всего словарного запаса русского языка — всего 0,8% . Однако в речи они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать неоправданных повторений одних и тех же слов.
Заполни названия разрядов и относящиеся к ним местоимения. Примеры взять из текста 2.
Вывод: Сделайте вывод о роли местоимений в русском языке
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст 1.
Тебе — но голос музы тёмной Коснется ль уха твоего? Поймёшь ли ты душою скромной Стремленье сердца моего? | Иль посвящение поэта, Как некогда его любовь, Перед тобою без ответа Пройдёт, не признанное вновь? | Узнай, по крайней мере, звуки, Бывало, милые тебе — И думай, что во дни разлуки, В моей изменчивой судьбе, | Твоя печальная пустыня, Последний звук твоих речей — Одно сокровище, святыня, Одна любовь души моей. |
Текст 2.
Ст..яла на красив..м месте лавочка. От неё теперь остались два столбика довольно толстых, и на них тоже можно пр..сесть. Я сел на один столбик. Мой друг сел на другой. Я вынул записную книжку и начал писать. Этого друга моего вы н.. увид..те, и я сам его н.. увижу, а только знаю, что он есть: это мой читатель, кому я пишу и без кого я н.. мог бы н..чего написать.
Бывает, прочита..ш.. кому-нибудь написанное, и он спрос.т:
— Это на какого читателя написано?
— На своего, — отв..чаю.
— Понимаю, — говорит он, — а всем это непонятно.
— Сначала, — говорю, — свой поймёт, а он уж потом всем скаж..т.
Мне бы только свой друг понял, свой читатель. Он существует, и я пишу. Пишу — значит, люблю.
Текст 3.
«Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!» «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я..»
О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! Я не посмотрю ни на кого.. Я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам». Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш.. (Поскальзывается и чуть-чуть не шлёпается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками.)
Текст 4
(14) Попытка встретиться с интернет-возлюбленным часто оборачивается концом романа. (15) При личной встрече вы всегда увидите совершенно иного человека. (16) Его реальный образ не будет соответствовать виртуальному. (17) И это несоответствие обусловлено не тем, что человек вам лгал.
Текст 5
(5) Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6) Всё это очень осложняло работу участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.