СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа по теме "Местоимение" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа даёт возможность учащимся наблюдать за языковым материалом, делать выводы и открытия.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по теме "Местоимение" 6 класс»

Лабораторная работа по теме «Местоимение»

Цель: выяснение особенностей употребления местоимений в речи;

определение роли местоимения в русском языке.

Оборудование: тексты, рабочие листы


1.Какую особенность местоимений использовал А.С. Пушкин?

В шуточном стихотворном послании семилетнему Павлуше Вя­земскому, сыну своего приятеля — поэта Петра Андреевича Вязем­ского, он пишет:

Душа моя, Павел! Держись моих правил: Люби то-то, то-то,

Не делай того-то, Кажись, это ясно, Прощай, мой прекрасный!

местоимение

особенность











2.Прочитайте Посвящение к поэме «Полтава»(текст 1). Какую тайну поэта «хранит» личное местоимение ТЫ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Прочитай отрывок из монолога Хлестакова, героя комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Напиши, как, по-твоему, характеризует Хлестакова употребление местоимения Я (текст 3).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Перед вами задание из ЕГЭ по русскому языку. Решить его помогают знания о местоимениях. Выполните задание и сделайте вывод о роли местоимений в тексте.

А)Среди предложений 14-17 (текст 4)найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью указательного местоимения и союза. Напишите номер этого предложения.№
Б) Среди предложений 14-17 (текст 4)найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.№
В)Среди предложений 5-8 (текст 5)найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи определительного местоимения. Напишите номер этого предложения.№

5. Местоимения составляют очень малую часть всего словарного за­паса русского языка — всего 0,8% . Однако в речи они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать неоправданных повторений одних и тех же слов.

Заполни названия разрядов и относящиеся к ним местоимения. Примеры взять из текста 2.

Разряд

Значение

Примеры







































Вывод: Сделайте вывод о роли местоимений в русском языке

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Текст 1.

Тебе — но голос музы тёмной

Коснется ль уха твоего?

Поймёшь ли ты душою скромной

Стремленье сердца моего?


Иль посвящение поэта,

Как некогда его любовь,

Перед тобою без ответа

Пройдёт, не признанное вновь?


Узнай, по крайней мере, звуки,

Бывало, милые тебе —

И думай, что во дни разлуки,

В моей изменчивой судьбе,


Твоя печальная пустыня,

Последний звук твоих речей —

Одно сокровище, святыня,

Одна любовь души моей.



Текст 2.

Ст..яла на красив..м месте лавочка. От неё теперь остались два столбика довольно толстых, и на них тоже можно пр..сесть. Я сел на один столбик. Мой друг сел на другой. Я вынул записную книжку и начал писать. Этого друга моего вы н.. увид..те, и я сам его н.. уви­жу, а только знаю, что он есть: это мой читатель, кому я пишу и без кого я н.. мог бы н..чего написать.

Бывает, прочита..ш.. кому-нибудь написанное, и он спрос.т:

— Это на какого читателя написано?

— На своего, — отв..чаю.

— Понимаю, — говорит он, — а всем это непонятно.

— Сначала, — говорю, — свой поймёт, а он уж потом всем скаж..т.

Мне бы только свой друг понял, свой читатель. Он существует, и я пишу. Пишу — значит, люблю.


Текст 3.

«Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!» «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я..»

О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам госу­дарственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! Я не посмо­трю ни на кого.. Я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам». Я везде, вез­де. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш.. (Поскальзывается и чуть-чуть не шлёпается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками.)


Текст 4

(14) Попытка встретиться с интернет-возлюбленным часто оборачивается концом романа. (15) При личной встрече вы всегда увидите совершенно иного человека. (16) Его реальный образ не будет соответствовать виртуальному. (17) И это несоответствие обусловлено не тем, что человек вам лгал.


Текст 5

(5) Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6) Всё это очень осложняло работу участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.