СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ларец семейных традиций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Ларец семейных традиций"»

«Детский сад № 47 «Теремок»

МБОУ «СШ № 1 г. Вельска»











Занятие по программе социокультурные истоки

«Ларец семейных традиций»




















Подготовила: Домашникова М. И.

воспитатель


г. Вельск, 2025 год

Занятие по программе социокультурные истоки «Ларец семейных традиций»  (с детьми старшей и подготовительной к школе группы и родителями)

Цель: формирование ценностных представлений о семье, семейных традициях.

Задачи: - раскрыть значение понятия «семейные традиции»; 

- познакомить с семейными традициями;

- воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развивать интерес к истории своей семьи;

- создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания;

- привлечь родителей к вопросам формирования семейных ценностей через становление в семье правил и норм поведения, семейных обычаев и традиций.

Предварительная работа:

С детьми: беседы о семье, о Русских традициях, народных праздниках и гуляниях; составление рассказов о своей семье по схеме «Генеалогическое древо моей семьи»; разучивание стихов, слушание песен о семье, рассматривание фотографий, рисование «Моя семья»; аппликация в обрывной технике «Дом для моей семьи»; лепка «День рождение моей семьи», чтение художественной литературы: Сказка «Глупый барин»; Сказка «Волшебная семья» И.Л. Гамазкова; Сказка «Птенец» (Из книги «Методика сказкотерапии», автор В.М. Сертакова), «Семейная радость» О.С.Абрамова, «Живинка в деле» П.П.Бажов, показ настольных театров «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья»; Дидактические игры «Назови ласково», «Закончи предложение»;, «Мы помощники» «Клубочек волшебных слов»; «Копилка добрых дел».

С родителями: наглядная информация (папки-передвижки, стендовая информация); консультация «Роль семьи в воспитании детей», анкетирование: «Семейные традиции – основа семейного благополучия», развлечения и праздники в ДОУ с участием родителей. Участие родителей в конкурсах, выставках.

Материал и оформление.

Выставка «Семейное фото», карточки с пословицами, компьютер, проектор, мольберт, буклеты и памятки на каждого.

Ход:

  1. Организационный момент.

Встреча гостей, рассаживание по местам.

Воспитатель:

Ой, вы гости дорогие,
Рады видеть Вас всегда.
Все устройтесь поудобней,
Занимайте все места.

Интерес в вас разжигаем,

Добрым словом завлекаем.


Воспитатель - здравствуйте – это значит добрый день, это значит будьте здоровы и счастливы, это значит будьте по-доброму настроены. А я рада приветствовать Вас на нашем семейном мероприятии! Да, да, я не оговорилась семейном, поскольку мы с вами и есть дружная семья.

А собрались мы с вами для того, чтобы поговорить и узнать о традициях, которые бывают в семье.

Ребенок:

Сегодня вместе с вами собрались мы не зря,

Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.

Давайте же о дружбе в семье поговорим.

Семейным традициям встречу нашу посвятим!


- Знаете ли Вы, что обозначает слово «традиция»? Предлагаю вам поразмышлять (высказывания родителей). Определение из словаря Даля: Традиция — передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.

Воспитатель – А что же такое семья?

Ребенок

Семья — это радость, тепло и уют,

Семья – это дом, где тебя всегда ждут!

Ребенок

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою, папа и я,

Мы называемся вместе – семья!

Ребенок

Маму очень я люблю, папу тоже я люблю.

Мама мне печет коврижки, папа мне читает книжки.

Папа, мамочка и я – Наша дружная семья!

Ребенок

Я и бабушку люблю, я и дедушку люблю.

Я всегда им помогаю, пол мету и пыль стираю.

Мама, папа, дед и я, да и бабушка моя – Наша дружная семья!

Воспитатель: Молодцы. Ребята, ответьте на один вопрос. Все ли семьи одинаковы? А чем они отличаются? (ответы). Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые сложились на протяжении веков и бережно передаются из поколения в поколение. Где, как не в семье, мы можем соприкоснуться с историей.

Воспитатель: из давних времен до нас дошли пословицы и поговорки о семье. Сейчас мы с вами их вспомним, вам нужно будет соединить части пословиц. Итак, начнем.

  • В гостях хорошо, а (дома лучше);

  • Не красна изба углами, а (красна пирогами);

  • Хозяюшка в дому, что……. (оладушек в меду)

  • Дети не в тягость, а (в радость);

  • Когда семья вместе и (душа на месте);

  • Всякой матери свое (дитя мило);

  • На свете все найдешь кроме (матери и отца);

  • Мать кормит детей, как (земля людей);

  • Нет дороже (отца с матерью);

  • Дом вести (не бородой трясти)

  • Не нужен и клад (когда в семье лад)

  • В семье, где нет согласия (добра не бывает)

  • Семье, где помогают друг другу (беды не страшны)

  • Дерево держится корнями (а человек семьей)

Воспитатель: Готовясь к этому мероприятию, я провела   с воспитанниками беседу на тему: «Наши семейные традиции». Выяснилось, что некоторые дети не знают, что у них есть семейные традиции и в каждой семье они свои. А ведь это очень важно для ребёнка! Если в семье царят свои традиции, то ребенок будет чувствовать себя в этой жизни уверенным, защищённым.

Воспитатель: если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, ваша семья, наше будущее, то, что радует глаз, ветви – ваши родители, ствол - ваши предки. А корни — это, что держит крону, это традиции. Как вы думаете, какие традиции вы бы взяли для нашего дерева?

Предлагаем вам укрепить корневую систему большого семейного дерева, вы напишите семейную традицию, о которой сегодня нам расскажете и прикрепите к нарисованному дереву.

Воспитатель: что же это такое - «Семейные традиции»? (Предлагается высказаться родителям)

Воспитатель: это, конечно же, праздники, которые отмечают семьи (день рождения, Новый год и т.д.). Это может быть традиция сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это совместные игры, или поздравления родственников. Это традиционные прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи и многое другое.

2. Основная часть

Традиция 1. Семейные праздники

Воспитатель: отмечать семейные праздники – тоже традиция. Нужны ли праздники для детей в семье, как вы думаете? (ответы). Конечно да, ребенку для полноценного развития праздник просто необходим.  Для ребенка праздник совсем не то, что для нас взрослых. Праздник — это незабываемое событие в детской жизни. Каждый ребенок считает дни от праздника до праздника. «Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» /К. Ушинский/. Какие праздники отмечают в ваших семьях? (дети вместе с родителями перечисляют- дни рождения, юбилеи, Новый год и т.д.). А вы устраиваете детские праздники в семье? Сейчас я попрошу семью…познакомить со своей традицией семейных праздников.

Выступление семьи … «Наши семейные праздники»

Традиция 2. Родословная

Воспитатель: а сейчас предлагаю шуточную разминку.  Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.

«Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка.

Сестра, невестки, дочки

А самый младший – я.

Какая же у нас семья?

(6 чел., брат, сестра, их родители, бабушка и дедушка)

С помощью вот такой загадки мы коснулись интересной темы - родственных отношений. Каждый из нас продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как и корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто помнит своих предков и бережет. В качестве примера предлагаю родословную семьи …, обратите внимание на слайд.

Выступление семьи … «Моя родословная»

Воспитатель: будет очень здорово, если вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша семейная биография, о которой можно просто и доходчиво рассказать детям. Кто ещё не создавал родословную, обязательно попробуйте.

Традиция 3. Семейный альбом

Воспитатель: в современном мире создание семейных альбомов стало значительно реже. Традиция была отодвинута на второй план с появлением интернета и социальных сетей, где фотографии можно выкладывать в виртуальные папки. Однако есть мнение, что ценность напечатанных снимков начинает возвращаться. Семейный альбом — это огромное пространство нашей жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное. Образ на фотографии всегда ассоциируется каким-либо рассказом из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Выступление семьи … «Наш семейный альбом»

Традиция 4. Семейный отдых на природе

Воспитатель: известно, что природа оказывает на человека положительное влияние: благоприятно влияет на здоровье человека, развивает его, учит беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых. У семьи … есть такая традиция - выезжать на природу (на дачу) вместе с детьми.

Выступление семьи … «Наш совместный отдых»

Традиция 5. Совместные игры с ребенком

Воспитатель: Вы знаете, какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте? Мы с уверенностью можем сказать: «Детство – игра, игра – это детство». Игра – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует внимательно подходить к их подбору. А в какие игры вы играете со своим ребенком?

Выступление семьи … «Наши совместные игры».

Воспитатель: дети, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется Какая у вас семья? (Участники встают по кругу, в центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч и спрашивает: Какая у вас семья? Участник, поймавший мяч, должен ответить, подбирая прилагательное (большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая.) Если кто-то затрудняется подобрать прилагательное, задается наводящий вопрос, например,

-А если у вас в семье много людей …большая;

-А если у вас все живут дружно…дружная;

-А если в семье все друг о друге заботятся...заботливая.

Воспитатель: а еще мне хочется узнать, кто чем занят в вашей семье. Давайте поиграем еще в одну игру Кто, что делает в нашей семье? Ребята, я назову разные виды работы, а вы ответьте, кто выполняет эту работу папа или мама и покажите, как они это делают: стирает, водит автомобиль, варит обед, ремонтирует телевизор, моет пол, огород пашет, детей в садик собирает, цветы поливает, на диване отдыхает, вяжет, дрова колет, сидит за компьютером.

Воспитатель: спасибо, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься. Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья очень нужна каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге.

 Воспитатель: - итак, мы продолжаем играть. Игра с нашими родителями. «Вопрос – ответ» 

1.Что традиционно со старых времен родители передавали своим детям. По-другому сейчас это можно назвать «Родительский инструктаж» Назовите это одним словом» (Наказ)

2.О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства?» (Матрешка)

3. Послушайте одну русскую поговорку: «В дом пришёл - всех вокруг собрал». Как вы думаете, про какой предмет так говорили? (Стол). Разумеется, это стол.

4.Об этой древней традиции Вы, наверняка, слышали. В день свадьбы мать передает своей дочери один предмет. Я предлагаю Вам варианты ответов: свое обручальное кольцо, свечу, приданое или платок». Нужно выбрать правильный ответ (Свеча - символ семейного очага.)

 5. По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери этих трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)  

 6.Скажите по латыни слово «семья». (Фамилия.)

 7. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.) 

Традиция 6. Коллекционирование

Воспитатель: коллекционирование как семейная традиция имеет большой развивающий, обучающий и воспитывающий потенциал. Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно – исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Очень интересная семейная традиция у семьи … - коллекционирование. 

 Выступление семьи … «Наши коллекции»

Воспитатель: в ваших силах вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

Традиция 7. Семейное чтение


Воспитатель: прекрасная традиция семейных чтений в наше время забыта и заменена телефонами, компьютерами, телевидением и т. д. Раньше вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало особую атмосферу, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество. А.Н. Толстой вспоминает: "Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева... Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал. Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров".

Выступление семьи … «Семейное чтение»

Воспитатель: посмотрите, какое красивое получилось дерево! Пусть в каждой семье будет такое дерево.


Воспитатель: есть еще такие традиции как: семейные прогулки в лес на лыжах, семейные трапезы, зарубки на дверных косяках. Эта семейная традиция показывает ваш рост от маленького к большому. Такую зарубку можно делать каждый год в день вашего рождения. Интересные традиции?

Воспитатель: семейные традиции, безусловно, занимают важное место в становлении личности ребёнка и мы, родители и педагоги, должны   уделять должное внимание этой области нашей жизни, чтобы воспитать достойного гражданина нашей страны.  Ведь всё начинается с семьи.

Воспитатель: обратите внимание на экран, перед вами несколько семейных заповедей.

1) Свято храните честь своей семьи;

2) Любите свою семью и делайте её лучше;

3) Будь внимательными и чуткими, всегда готовыми прийти на помощь членам своей семьи;

4) Дарите радость и не огорчайте друг друга;

5) Умейте найти и выполнить дело на радость членам своей семьи.

3. Рефлексия «Светофор»

Зелёный – узнал много нового, было интересно, поучительно.

Жёлтый – было интересно, но кое – что не понятно.

Зелёный – не интересно, скучно.

Воспитатель: вот и подошло к завершению наше занятие по теме «Семейные традиции», где мы услышали о традициях, которые есть в ваших семьях, а у тех, кто ещё ими не обзавёлся, они обязательно появятся. Создавайте свои традиции в своих семьях.

«Семейные традиции ты чти и береги.

Семейные традиции ты свято сохрани.

В них сила, вера, дух семьи, единство и оплот!

Крепка семья, красна изба, традициям почет!

Семейные традиции нам помогают жить!

Семейные традиции нам нужно сохранить»

Всем большое спасибо!

Родителям раздаются памятки «Ценности семейного воспитания»

















Список использованных источников:

Литература

1.Латова Н. В. «Праздник в семье»

2.Ильин М. «Семейные традиции»

3.Пастушенко Л. «Какие они … семейные традиции?»

4.Кухтерина С. «Объединяющая сила семейных традиций»

5.Интернет-ресурсы.

6.Книга 5 «Семейные традиции» Социокультурные истоки

7.Программа Истоковедение Книга 11