«Детский сад № 47 «Теремок»
МБОУ «СШ № 1 г. Вельска»
Занятие по программе социокультурные истоки
«Ларец семейных традиций»
Подготовила: Домашникова М. И.
воспитатель
г. Вельск, 2025 год
Занятие по программе социокультурные истоки «Ларец семейных традиций» (с детьми старшей и подготовительной к школе группы и родителями)
Цель: формирование ценностных представлений о семье, семейных традициях.
Задачи: - раскрыть значение понятия «семейные традиции»;
- познакомить с семейными традициями;
- воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развивать интерес к истории своей семьи;
- создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания;
- привлечь родителей к вопросам формирования семейных ценностей через становление в семье правил и норм поведения, семейных обычаев и традиций.
Предварительная работа:
С детьми: беседы о семье, о Русских традициях, народных праздниках и гуляниях; составление рассказов о своей семье по схеме «Генеалогическое древо моей семьи»; разучивание стихов, слушание песен о семье, рассматривание фотографий, рисование «Моя семья»; аппликация в обрывной технике «Дом для моей семьи»; лепка «День рождение моей семьи», чтение художественной литературы: Сказка «Глупый барин»; Сказка «Волшебная семья» И.Л. Гамазкова; Сказка «Птенец» (Из книги «Методика сказкотерапии», автор В.М. Сертакова), «Семейная радость» О.С.Абрамова, «Живинка в деле» П.П.Бажов, показ настольных театров «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья»; Дидактические игры «Назови ласково», «Закончи предложение»;, «Мы помощники» «Клубочек волшебных слов»; «Копилка добрых дел».
С родителями: наглядная информация (папки-передвижки, стендовая информация); консультация «Роль семьи в воспитании детей», анкетирование: «Семейные традиции – основа семейного благополучия», развлечения и праздники в ДОУ с участием родителей. Участие родителей в конкурсах, выставках.
Материал и оформление.
Выставка «Семейное фото», карточки с пословицами, компьютер, проектор, мольберт, буклеты и памятки на каждого.
Ход:
Организационный момент.
Встреча гостей, рассаживание по местам.
Воспитатель:
Ой, вы гости дорогие,
Рады видеть Вас всегда.
Все устройтесь поудобней,
Занимайте все места.
Интерес в вас разжигаем,
Добрым словом завлекаем.
Воспитатель - здравствуйте – это значит добрый день, это значит будьте здоровы и счастливы, это значит будьте по-доброму настроены. А я рада приветствовать Вас на нашем семейном мероприятии! Да, да, я не оговорилась семейном, поскольку мы с вами и есть дружная семья.
А собрались мы с вами для того, чтобы поговорить и узнать о традициях, которые бывают в семье.
Ребенок:
Сегодня вместе с вами собрались мы не зря,
Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.
Давайте же о дружбе в семье поговорим.
Семейным традициям встречу нашу посвятим!
- Знаете ли Вы, что обозначает слово «традиция»? Предлагаю вам поразмышлять (высказывания родителей). Определение из словаря Даля: Традиция — передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.
Воспитатель – А что же такое семья?
Ребенок
Семья — это радость, тепло и уют,
Семья – это дом, где тебя всегда ждут!
Ребенок
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе – семья!
Ребенок
Маму очень я люблю, папу тоже я люблю.
Мама мне печет коврижки, папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я – Наша дружная семья!
Ребенок
Я и бабушку люблю, я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю, пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я, да и бабушка моя – Наша дружная семья!
Воспитатель: Молодцы. Ребята, ответьте на один вопрос. Все ли семьи одинаковы? А чем они отличаются? (ответы). Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые сложились на протяжении веков и бережно передаются из поколения в поколение. Где, как не в семье, мы можем соприкоснуться с историей.
Воспитатель: из давних времен до нас дошли пословицы и поговорки о семье. Сейчас мы с вами их вспомним, вам нужно будет соединить части пословиц. Итак, начнем.
В гостях хорошо, а (дома лучше);
Не красна изба углами, а (красна пирогами);
Хозяюшка в дому, что……. (оладушек в меду)
Дети не в тягость, а (в радость);
Когда семья вместе и (душа на месте);
Всякой матери свое (дитя мило);
На свете все найдешь кроме (матери и отца);
Мать кормит детей, как (земля людей);
Нет дороже (отца с матерью);
Дом вести (не бородой трясти)
Не нужен и клад (когда в семье лад)
В семье, где нет согласия (добра не бывает)
Семье, где помогают друг другу (беды не страшны)
Дерево держится корнями (а человек семьей)
Воспитатель: Готовясь к этому мероприятию, я провела с воспитанниками беседу на тему: «Наши семейные традиции». Выяснилось, что некоторые дети не знают, что у них есть семейные традиции и в каждой семье они свои. А ведь это очень важно для ребёнка! Если в семье царят свои традиции, то ребенок будет чувствовать себя в этой жизни уверенным, защищённым.
Воспитатель: если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, ваша семья, наше будущее, то, что радует глаз, ветви – ваши родители, ствол - ваши предки. А корни — это, что держит крону, это традиции. Как вы думаете, какие традиции вы бы взяли для нашего дерева?
Предлагаем вам укрепить корневую систему большого семейного дерева, вы напишите семейную традицию, о которой сегодня нам расскажете и прикрепите к нарисованному дереву.
Воспитатель: что же это такое - «Семейные традиции»? (Предлагается высказаться родителям)
Воспитатель: это, конечно же, праздники, которые отмечают семьи (день рождения, Новый год и т.д.). Это может быть традиция сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это совместные игры, или поздравления родственников. Это традиционные прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи и многое другое.
2. Основная часть
Традиция 1. Семейные праздники
Воспитатель: отмечать семейные праздники – тоже традиция. Нужны ли праздники для детей в семье, как вы думаете? (ответы). Конечно да, ребенку для полноценного развития праздник просто необходим. Для ребенка праздник совсем не то, что для нас взрослых. Праздник — это незабываемое событие в детской жизни. Каждый ребенок считает дни от праздника до праздника. «Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» /К. Ушинский/. Какие праздники отмечают в ваших семьях? (дети вместе с родителями перечисляют- дни рождения, юбилеи, Новый год и т.д.). А вы устраиваете детские праздники в семье? Сейчас я попрошу семью…познакомить со своей традицией семейных праздников.
Выступление семьи … «Наши семейные праздники»
Традиция 2. Родословная
Воспитатель: а сейчас предлагаю шуточную разминку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.
«Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка.
Сестра, невестки, дочки
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?
(6 чел., брат, сестра, их родители, бабушка и дедушка)
С помощью вот такой загадки мы коснулись интересной темы - родственных отношений. Каждый из нас продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как и корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто помнит своих предков и бережет. В качестве примера предлагаю родословную семьи …, обратите внимание на слайд.
Выступление семьи … «Моя родословная»
Воспитатель: будет очень здорово, если вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша семейная биография, о которой можно просто и доходчиво рассказать детям. Кто ещё не создавал родословную, обязательно попробуйте.
Традиция 3. Семейный альбом
Воспитатель: в современном мире создание семейных альбомов стало значительно реже. Традиция была отодвинута на второй план с появлением интернета и социальных сетей, где фотографии можно выкладывать в виртуальные папки. Однако есть мнение, что ценность напечатанных снимков начинает возвращаться. Семейный альбом — это огромное пространство нашей жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное. Образ на фотографии всегда ассоциируется каким-либо рассказом из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Выступление семьи … «Наш семейный альбом»
Традиция 4. Семейный отдых на природе
Воспитатель: известно, что природа оказывает на человека положительное влияние: благоприятно влияет на здоровье человека, развивает его, учит беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых. У семьи … есть такая традиция - выезжать на природу (на дачу) вместе с детьми.
Выступление семьи … «Наш совместный отдых»
Традиция 5. Совместные игры с ребенком
Воспитатель: Вы знаете, какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте? Мы с уверенностью можем сказать: «Детство – игра, игра – это детство». Игра – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует внимательно подходить к их подбору. А в какие игры вы играете со своим ребенком?
Выступление семьи … «Наши совместные игры».
Воспитатель: дети, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется Какая у вас семья? (Участники встают по кругу, в центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч и спрашивает: Какая у вас семья? Участник, поймавший мяч, должен ответить, подбирая прилагательное (большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая.) Если кто-то затрудняется подобрать прилагательное, задается наводящий вопрос, например,
-А если у вас в семье много людей …большая;
-А если у вас все живут дружно…дружная;
-А если в семье все друг о друге заботятся...заботливая.
Воспитатель: а еще мне хочется узнать, кто чем занят в вашей семье. Давайте поиграем еще в одну игру Кто, что делает в нашей семье? Ребята, я назову разные виды работы, а вы ответьте, кто выполняет эту работу папа или мама и покажите, как они это делают: стирает, водит автомобиль, варит обед, ремонтирует телевизор, моет пол, огород пашет, детей в садик собирает, цветы поливает, на диване отдыхает, вяжет, дрова колет, сидит за компьютером.
Воспитатель: спасибо, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься. Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья очень нужна каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге.
Воспитатель: - итак, мы продолжаем играть. Игра с нашими родителями. «Вопрос – ответ»
1.Что традиционно со старых времен родители передавали своим детям. По-другому сейчас это можно назвать «Родительский инструктаж» Назовите это одним словом» (Наказ)
2.О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства?» (Матрешка)
3. Послушайте одну русскую поговорку: «В дом пришёл - всех вокруг собрал». Как вы думаете, про какой предмет так говорили? (Стол). Разумеется, это стол.
4.Об этой древней традиции Вы, наверняка, слышали. В день свадьбы мать передает своей дочери один предмет. Я предлагаю Вам варианты ответов: свое обручальное кольцо, свечу, приданое или платок». Нужно выбрать правильный ответ (Свеча - символ семейного очага.)
5. По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери этих трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)
6.Скажите по латыни слово «семья». (Фамилия.)
7. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
Традиция 6. Коллекционирование
Воспитатель: коллекционирование как семейная традиция имеет большой развивающий, обучающий и воспитывающий потенциал. Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно – исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Очень интересная семейная традиция у семьи … - коллекционирование.
Выступление семьи … «Наши коллекции»
Воспитатель: в ваших силах вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.
Традиция 7. Семейное чтение
Воспитатель: прекрасная традиция семейных чтений в наше время забыта и заменена телефонами, компьютерами, телевидением и т. д. Раньше вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало особую атмосферу, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество. А.Н. Толстой вспоминает: "Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева... Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал. Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров".
Выступление семьи … «Семейное чтение»
Воспитатель: посмотрите, какое красивое получилось дерево! Пусть в каждой семье будет такое дерево.
Воспитатель: есть еще такие традиции как: семейные прогулки в лес на лыжах, семейные трапезы, зарубки на дверных косяках. Эта семейная традиция показывает ваш рост от маленького к большому. Такую зарубку можно делать каждый год в день вашего рождения. Интересные традиции?
Воспитатель: семейные традиции, безусловно, занимают важное место в становлении личности ребёнка и мы, родители и педагоги, должны уделять должное внимание этой области нашей жизни, чтобы воспитать достойного гражданина нашей страны. Ведь всё начинается с семьи.
Воспитатель: обратите внимание на экран, перед вами несколько семейных заповедей.
1) Свято храните честь своей семьи;
2) Любите свою семью и делайте её лучше;
3) Будь внимательными и чуткими, всегда готовыми прийти на помощь членам своей семьи;
4) Дарите радость и не огорчайте друг друга;
5) Умейте найти и выполнить дело на радость членам своей семьи.
3. Рефлексия «Светофор»
Зелёный – узнал много нового, было интересно, поучительно.
Жёлтый – было интересно, но кое – что не понятно.
Зелёный – не интересно, скучно.
Воспитатель: вот и подошло к завершению наше занятие по теме «Семейные традиции», где мы услышали о традициях, которые есть в ваших семьях, а у тех, кто ещё ими не обзавёлся, они обязательно появятся. Создавайте свои традиции в своих семьях.
«Семейные традиции ты чти и береги.
Семейные традиции ты свято сохрани.
В них сила, вера, дух семьи, единство и оплот!
Крепка семья, красна изба, традициям почет!
Семейные традиции нам помогают жить!
Семейные традиции нам нужно сохранить»
Всем большое спасибо!
Родителям раздаются памятки «Ценности семейного воспитания»
Список использованных источников:
Литература
1.Латова Н. В. «Праздник в семье»
2.Ильин М. «Семейные традиции»
3.Пастушенко Л. «Какие они … семейные традиции?»
4.Кухтерина С. «Объединяющая сила семейных традиций»
5.Интернет-ресурсы.
6.Книга 5 «Семейные традиции» Социокультурные истоки
7.Программа Истоковедение Книга 11