СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лавины. Безопасное поведение в горах в лавиноопасный период

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать бережное отношение к жизни и здоровью людей.

Задачи:

  • Обучить правилам прогнозирования угроза схода лавин;
  • Обучить правилам поведения в горах в лавиноопасный период;
  • Отработка правил оказания первой МП.

Оборудование:

  • Видеофильм;
  • Бинты;
  • Шины из подручного материала;
  • Аптечка;
  • Плакаты.

Ход урока:

  1. орг. момент.
  2. актуализация темы.
  3. обобщение.

Учитель:

-  За годы освоения Хибинских гор более 160 человек погибло от снежных лавин, больше всего погибших было в самом начале освоения гор, в 30-х годах. Связано это прежде всего с тем, что люди не понимали, с каким грозным природным явлением они столкнулись. Но шло время, накапливался опыт, сейчас нам уже многое известно, эти знания и умения мы стараемся донести до вас.

 Главная цель курса ОБЖ – сохранение жизни и здоровья каждого человека в разных ситуациях, основное правило для достижения этого – я знаю, умею, действую. Сегодня на уроке мы должны отработать практические навыки оказания первой помощи пострадавшим, но прежде давайте вспомним то, что

 мы должны знать о лавинах, об условиях их возникновения и о правилах поведения в горах.

 Чтобы возникла лавина необходимо несколько факторов, назовите их.

 

 Ответы:

  • Ландшафт (наличие гор, крутизна склонов);
  • Профиль и рельеф склона (пологий - крутой, наличие растительности и т.д.);
  • Наличие снежного покрова (высота, сцепление и толщина слоев);
  • Погода (осадки, оттепель, метель);
  • Человеческий фактор (нарушение правил поведения в горах, неправильные оценки ситуаций, производственная деятельность, спорт).

Учитель:

Эти условия мы в избытке имеем в наших горах и лавины, конечно, сходят. Условия разные и виды лавин разные. Какие виды лавин вы знаете?

Ответы:

  • От точки;
  • От доски;
  • Обрушение карнизов;
  • Пульсирующие ледники (Кармадонское ущелье).

 

По характеру:

  • Сухие снежные;
  • Пылеватые;
  • Мокрые.

Учитель:

Определить угрозу схода лавин можно с помощью различных методик:

  • Признаки неустойчивости снежного покрова (недавний сход лавин, в том числе на аналогичном склоне, недавняя метель или изменение погоды, глухие звуки при оседании ветровой снежной доски);
  • С помощью шурфов (определение глубины, слоистости, твердости, сцепления слоев);
  • С помощью прыжков и на боковой сдвиг.

 Мы определили вероятность схода лавин, и мы знаем главное правило, чтобы не попасть в лавины. Назовите его (ответ: не ходить в горы в лавиноопасный период). Но ситуации бывают разные, и если мы все-таки оказались в горах, то нам необходимо соблюдать правила. Какие?

 

 

Ответы:

  • Режим тишины;
  • Экипировка (одежда, бипер, щуп, лавинные лопаты, аптечка);
  • Правила перехода.

Учитель:

 Чтобы определить, насколько вы усвоили эти правила, мы посмотрим отрывок из видеофильма, снятого в Хибинах. Ваша задача – найти ошибки, специально допущенные людьми, ответы после просмотра.

Ответы:

Перечисление ошибок.

Учитель:

Мы допустили ошибки и лавина сошла. Ваши действия?

Ответы:

  • Защита органов дыхания;
  • Попытаться «выплыть» на край лавины;
  • При невозможности – сгруппироваться и выполнить соответствующие действия.

Учитель:

После схода лавин вполне возможно наличие пострадавших. Сейчас вы получите карточки с заданиями. В карточке указано, кто вы – пострадавший или спасатель; проставлены номера у пострадавших, у спасателей их нет. Пострадавший, не называя диагноза, должен перечислить жалобы и способы уточнения диагноза, а спасатель должен угадать своего «пациента» и оказать практическую помощь. Для необходимой помощи у нас есть консультанты, которые определяют правильность ответов и дополняют их при необходимости.

Вопросы в карточках:

  1. Закрытый перелом предплечья;
  2. Отморожения 1-ой степени;
  3. Отморожение кисти левой руки 2-3-й степени;
  4. Поражение коленного сустава правой ноги;
  5. Остановка дыхания;
  6. Остановка сердца;
  7. Общее переохлаждение.

 

 

Учитель:

 Для закрепления перечисляется помощь при различных травмах, задачи учащихся – определить диагноз: перелом ребер, закрытый перелом правой голени, перелом пальцев левой кисти, термический ожог 2-ой степени.

Урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

(Учащиеся в достаточной мере знают теоретический материал по данному вопросу и смогут оказать необходимую помощь, а также сохранить свою жизнь, и жизнь окружающих людей).

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Лавины. Безопасное поведение в горах в лавиноопасный период»

Конспект комбинированного урока на тему:

«Лавины. Безопасное поведение в горах в лавиноопасный период»


Цель: Сформировать бережное отношение к жизни и здоровью людей.

Задачи:

  • Обучить правилам прогнозирования угроза схода лавин;

  • Обучить правилам поведения в горах в лавиноопасный период;

  • Отработка правил оказания первой МП.

Оборудование:

  • Видеофильм;

  • Бинты;

  • Шины из подручного материала;

  • Аптечка;

  • Плакаты.

Ход урока:

  1. орг. момент.

  2. актуализация темы.

  3. обобщение.

Учитель:

- За годы освоения Хибинских гор более 160 человек погибло от снежных лавин, больше всего погибших было в самом начале освоения гор, в 30-х годах. Связано это прежде всего с тем, что люди не понимали, с каким грозным природным явлением они столкнулись. Но шло время, накапливался опыт, сейчас нам уже многое известно, эти знания и умения мы стараемся донести до вас.

Главная цель курса ОБЖ – сохранение жизни и здоровья каждого человека в разных ситуациях, основное правило для достижения этого – я знаю, умею, действую. Сегодня на уроке мы должны отработать практические навыки оказания первой помощи пострадавшим, но прежде давайте вспомним то, что

мы должны знать о лавинах, об условиях их возникновения и о правилах поведения в горах.

Чтобы возникла лавина необходимо несколько факторов, назовите их.


Ответы:

  • Ландшафт (наличие гор, крутизна склонов);

  • Профиль и рельеф склона (пологий - крутой, наличие растительности и т.д.);

  • Наличие снежного покрова (высота, сцепление и толщина слоев);

  • Погода (осадки, оттепель, метель);

  • Человеческий фактор (нарушение правил поведения в горах, неправильные оценки ситуаций, производственная деятельность, спорт).

Учитель:

Эти условия мы в избытке имеем в наших горах и лавины, конечно, сходят. Условия разные и виды лавин разные. Какие виды лавин вы знаете?

Ответы:

  • От точки;

  • От доски;

  • Обрушение карнизов;

  • Пульсирующие ледники (Кармадонское ущелье).


По характеру:

  • Сухие снежные;

  • Пылеватые;

  • Мокрые.

Учитель:

Определить угрозу схода лавин можно с помощью различных методик:

  • Признаки неустойчивости снежного покрова (недавний сход лавин, в том числе на аналогичном склоне, недавняя метель или изменение погоды, глухие звуки при оседании ветровой снежной доски);

  • С помощью шурфов (определение глубины, слоистости, твердости, сцепления слоев);

  • С помощью прыжков и на боковой сдвиг.

Мы определили вероятность схода лавин, и мы знаем главное правило, чтобы не попасть в лавины. Назовите его (ответ: не ходить в горы в лавиноопасный период). Но ситуации бывают разные, и если мы все-таки оказались в горах, то нам необходимо соблюдать правила. Какие?



Ответы:

  • Режим тишины;

  • Экипировка (одежда, бипер, щуп, лавинные лопаты, аптечка);

  • Правила перехода.

Учитель:

Чтобы определить, насколько вы усвоили эти правила, мы посмотрим отрывок из видеофильма, снятого в Хибинах. Ваша задача – найти ошибки, специально допущенные людьми, ответы после просмотра.

Ответы:

Перечисление ошибок.

Учитель:

Мы допустили ошибки и лавина сошла. Ваши действия?

Ответы:

  • Защита органов дыхания;

  • Попытаться «выплыть» на край лавины;

  • При невозможности – сгруппироваться и выполнить соответствующие действия.

Учитель:

После схода лавин вполне возможно наличие пострадавших. Сейчас вы получите карточки с заданиями. В карточке указано, кто вы – пострадавший или спасатель; проставлены номера у пострадавших, у спасателей их нет. Пострадавший, не называя диагноза, должен перечислить жалобы и способы уточнения диагноза, а спасатель должен угадать своего «пациента» и оказать практическую помощь. Для необходимой помощи у нас есть консультанты, которые определяют правильность ответов и дополняют их при необходимости.

Вопросы в карточках:

  1. Закрытый перелом предплечья;

  2. Отморожения 1-ой степени;

  3. Отморожение кисти левой руки 2-3-й степени;

  4. Поражение коленного сустава правой ноги;

  5. Остановка дыхания;

  6. Остановка сердца;

  7. Общее переохлаждение.



Учитель:

Для закрепления перечисляется помощь при различных травмах, задачи учащихся – определить диагноз: перелом ребер, закрытый перелом правой голени, перелом пальцев левой кисти, термический ожог 2-ой степени.

Урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

(Учащиеся в достаточной мере знают теоретический материал по данному вопросу и смогут оказать необходимую помощь, а также сохранить свою жизнь, и жизнь окружающих людей).