

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ.
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА.
Автор: Янковская Александра Валентиновна,
педагог дополнительного образования МАУДО ДДТ «Родник»
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА
Основные задачи:
1. оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;
2. своевременная коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния опорно-двигательного аппарата;
3. формирование и закрепление навыка правильной осанки;
4. обучение детей правильному дыханию.
5. повышение неспецифической реакции организма.
6. приобщение детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нём.
Лечебная гимнастика — разновидность прикладной гимнастики, лечебный метод применения физических упражнений для более быстрого и полноценного восстановления здоровья больного человека, его трудоспособности, а также развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, координации движений и др., необходимых в условиях общественно-трудовой деятельности.
Специально подобранные гимнастические упражнения (на основе диагноза врача) успешно применяются для восстановления двигательных функций после различных повреждений.
Лечебная гимнастика:
предупреждает заболевания,
ускоряет выздоровление,
сохраняет человеку здоровье,
удлиняет его жизнь.
Наибольшее развитие лечебная гимнастика получила в годы Великой Отечественной войны. Опыт работы в госпиталях фронта и тыла страны показал, что лечение с включением в него лечебной гимнастики обеспечивало не только выздоровление, но и быстрое восстановление боеспособности раненых и больных солдат и офицеров Советской Армии, возвращение их в ряды защитников Родины.
В настоящее время продолжается дальнейшее изучение влияния упражнения, совершенствование средств и методики занятий лечебной гимнастикой, разрабатываются научно обоснованные методики применения упражнений при различных заболеваниях. Так, например, для больных с недостаточностью кровообращения лечебная гимнастика помимо общеукрепляющего воздействия упражнений имеет целью облегчить работу сердца, укрепить сердечную мышцу и приспособить ее к постепенно возрастающей физической нагрузке, восстановить нормальное кровообращение и улучшить обмен веществ.
При заболевании органов дыхания гимнастика способствует ликвидации или уменьшению дыхательной недостаточности, развивая подвижность грудной клетки и увеличивая жизненную емкость легких.
Лечебная гимнастика — хорошее средство профилактики и лечения заболеваний пищеварительного аппарата. Правильно проводимые упражнения восстанавливают функции желудка и кишечника, укрепляя мышцы передней стенки живота и улучшая кровообращение внутренних органов.
Непосредственное и наибольшее воздействие упражнений испытывает опорно-двигательный аппарат: мышцы, связки, суставы и кости. При отсутствии движений суставы теряют свои функции, подвижность, мышцы теряют сократительные свойства, работоспособность.
Средства лечебной гимнастики:
строевые упражнения,
разновидности передвижений и танцевальные шаги,
ОРУ без предметов и с различными предметами (палки, гантели, скакалки, мячи и др.),
упражнения на гимнастической стенке, скамейке, со скамейкой, на кольцах,
прикладные упражнения (бег, прыжки, лазанье, перелезание).
Методы проведения лечебной гимнастики:
индивидуальные занятия – применяются в раннем послеоперационном периоде с больными, у которых ограничена двигательная способность;
групповые занятия – в группу набирают пациентов с определенным заболеванием;
консультативные или самостоятельные – пациента перед выпиской из больницы обучают специальному комплексу физических упражнений, которые он самостоятельно будет выполнять дома для закрепления достигнутого результата.
Широкое применение получили специальные аппараты и тренажеры. В кабинетах ЛФК различные тренажеры применяются для более эффективного восстановления организма человека после болезней и травм. Они позволяют выполнять движения в облегченных условиях, дозировать нагрузку на определенные группы мышц и функциональную систему, щадя поврежденные звенья, способствуют восстановлению утраченных функций отдельных мышечных групп, общей и специальной работоспособности, помогают устранять атрофию мышц и тугоподвижность суставов.
Применяемые упражнения воздействуют почти на все функции организма. Положительной стороной гимнастических упражнений является их доступность для любого возраста, многообразие форм и видов упражнений, используемых в соответствии с возрастом, полом и возможностями занимающихся. В основе лечебного действия упражнений лежит их способность влиять на процессы возбуждения и торможения, протекающие в коре головного мозга. Упражнения оказывают через нервную систему оздоровительное и общеукрепляющее влияние на весь организм больного, повышая его устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды.
Основной формой занятий является процедура, или урок лечебной гимнастики. Упражнения подбираются исходя из рекомендаций лечащего врача. Они назначаются больному с лечебно-профилактическими целями. Комплексы составляются как из специальных упражнений (применительно к данному заболеванию), так и из упражнений, оказывающих общее воздействие на организм. Упражнения подбираются простые, доступные больным; нагрузка в уроке (процедуре) постепенно возрастает, последовательно включаются в работу различные мышечные группы.
Важное значение в процессе занятий имеет эмоциональное состояние занимающихся. Интересное, живое занятие всегда способствует успеху, лучше усваиваются и правильнее выполняются сами упражнения, а это способствует скорейшему восстановлению утраченных функций.
Общая продолжительность занятия — 30—60 мин.
С больными, где важна точность физической нагрузки, проводятся индивидуальные занятия (процедуры).
Методист лечебной гимнастики работает в тесном контакте с лечащим врачом. Он должен хорошо (профессионально) знать свое дело, с любовью относиться к нему, быть чутким и отзывчивым.
Список использованной литературы:
Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры и спорта. Под общей редакцией профессора В. М. Смолевского. Издание 3-е, переработанное и дополненное
http://spinet.ru/osteoh/lgim.php Spinet.ru ©
http://www.ds-20balahna.edusite.ru/p171aa1.html