Лекция на тему: Введение в специализацию «Легкая атлетика»
ПЛАН
1. Содержание, классификация и общая характеристика легкоатлетических упражнений.
2. Связь видов легкой атлетики с другими видами спорта.
3. Содержание и задачи курса "Теория и методика препо-давания легкой атлетики".
4. Оздоровительное и прикладное значение занятий бегом, ходьбой, прыжками, метаниями.
5. Вопросы и задания для контроля знаний.
I. СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Во все времена люди стремились достичь гармоничного развития и физического совершенства. Это предопределено тем, что жизнедеятельность человека требовала успехов на охоте, во время ведения военных действий и т.д.
Еще в глубокой древности человеку было необходимо уметь быстро бегать, ловко преодолевать различные препятствия, метать разного рода снаряды. От умения человека догнать и метко поразить добычу, от способности быть стойким и закаленным в боьбе с таинственными силами природы зависело его охотничья удача, а значит – и жизнь. И так, уже первобытному человеку были знакомы бег, прыжки и метания – упражнения составляющие фундамент современного легкоатлетического спорта. Археологи, раскапывая стоянки древнего человека, находят много красноречивых свиде-тельств, тому, что уже на заре цивилизации эти навыки играли огромную роль в повседневной жизни человека. Конечно, в ту пору о спорте в современном его понимании и речи идти не могло. Родился он гораздо позже. Родиной спорта можно считать Древную Грецию. Программой этих соревнований была в соновном легкоатлетической. Поначалу их участники состязались лишь в беге. Начиная с 16-й Олимпиады (708 г. до н.э.) программа Игр обогатилась новыими видами – пятиборьем. Он включал бег, метание диска, прыжки в длину, метание копья и борьбу.
Больших успехов чаще достигали те, кто обладал скоростью, выносливостью, силой и ловкостью.
Их называли атлетами.
Для достижения высокого уровня развития этих физических качеств применялись разные средства, которые совершенствовались в процессе изменений исторических формаций и развития человеческого общества. Средствами физического развития человека были бег, ходьба, прыжки, метания. Об этом свидетельствуют программы соревнований как древних Олимпийских игр, так и программ соревнований современности. Например, в античных Олимпийских играх, которые возникли задолго до нашей эры, весомое место занимают соревнования по бегу. Это бег на одну стадию (192 м 27 см), марафонский бег (42 км 195 м). Позже появились и другие разновидности бега, прыжков и метаний.
Новый значительный этап развития легкой атлетики начался с первых Олимпийских игр современности (1886 год, Афины). Во многих странах Европы и Америки начали проводить любительские соревнования по бегу, прыжкам и метаниям. Особенно популярным был бег.
В наше время легкая атлетика как вид спорта культивируется на всех континентах планеты, обретая все большую популярность в разных странах как средство физического воспитания и оздоровления.
В системе физического воспитания легкая атлетика занимает одно из ведущих мест. Это наиболее массовый, популярный, доступный, прикладной и естественный вид спорта.
Классификация легкоатлетических упражнений
Легкая атлетика совмещает в себе огромное количество упражнений, которые характеризуются разными способами и вариантами выполнения. Для лучшего понимания сущности и содержания легкоатлетических упражнений применяются разные классификации. В основу каждой из них положен тот или иной основной признак (далее будут приведены классификации, которые встречаются чаще всего).
Упражнения легкой атлетики делятся на пять самостоя-тельных разделов: ходьба, бег, прыжки, метания, многоборье.
С другой стороны, виды легкоатлетических упражнений подразделяются на две группы: классические и неклассические.
К классическим упражнениям относятся те, которые внесены в программу официальных соревнований по легкой атлетике. В настоящее время в программу Олимпийских игр у мужчин входит 25 видов легкой атлетики, у женщин – 22 вида, в которых разыгрывается самое большое количество медалей. Таких видов было 47 на XXIX Олимпийских играх в Пекине в 2008 году (см. в приложении).
К неклассическим принадлежат не внесенные в программу официальных соревнований легкоатлетические упражнения.
Существует и такой способ распределения легкоатлетических упражнений на группы, когда выделяют специальные, подводящие и подготовительные упражнения.
Специальные упражнения – это те, что полностью подтверж-дают кинематическую и динамическую структуру двигательного действия (например, бег с низкого старта, прыжок в высоту с трех шагов и т.д.).
Подводящие упражнения имеют частичное подобие с основным движением (например, прыжки в длину с места толчком одной или двух ног, бег по разметкам и т.д.).
Подготовительные упражнения – это группа упражнений, которые отличаются целью их применения. Такой целью могут быть, например, подготовка мускульных групп и систем организма к интенсивной деятельности для предотвращения травм; функцио-нальная подготовка организма для повышения его специальной работоспособности. Классические и неклассические виды бега, прыжков и метаний применяются как основные или вспомога-тельные состязательные упражнения.
Вместе с этим все виды бега, прыжков и метаний могут использоваться и как средство решения прикладных значений в системе физического воспитания и специальных заданий – в других видах спорта.
Как было уже сказано, упражнения, которые применяются в легкой атлетике, являются средством разносторонней физической подготовки в разных видах спорта, а также используются во время специальной подготовки во многих профессиях, в том числе в военизированной подготовке допризывной молодежи и воинов вооруженных сил. Легкоатлетические упражнения широко применя-ются и в системе физической подготовки учащейся молодежи, и в группах здоровья, которые охватывают разные возрастные слои населения, и во время индивидуальных занятий (оздоровительный бег). Особая значимость всех разновидностей бега, прыжков и метаний в том, что в процессе их применения решаются оздоро-вительные, воспитательные и образовательные задачи.
Поэтому на базовом этапе обучения легкой атлетике в высшем учебном заведении изучаются почти все виды легкой атлетики, а также такие, которые обеспечивают профессиональную, военизиро-ванную, спортивную подготовку и способствуют решению оздоровительных задач в разных возрастных группах населения.
Разновидности ходьбы
К классическим разновидностям ходьбы относятся: ходьба по беговой дорожке стадиона (дистанции 3, 5, 10, 20, 50 км), по дорогам и шоссе (дистанция 20,30,50 км) и ходьба на время (часовая и двухчасовая).
К неклассическим видам ходьбы относятся такие виды передвижения на местности, как пешеходные прогулки, туристские походы, передвижение в профессиональной деятельности и т.д.
Разновидности бега
Бег – циклический вид, требующий проявления скорости (спринт), скоростной выносливости.
К классическим разновидностям бега относятся:
спринт – бег на короткие дистанции (30, 50, 60, 100, 200, 300, 400 м);
бег на средние дистанции (500, 600, 800, 1000, 1500, 2000 м);
бег на длинные дистанции (3000, 5000, 10000 м), бег на время (час, двухчасовой); бег на шоссе (20 км, З0 км, 42 км 195 м (марафон); бег по пересеченной местности – кросс (500 м, 1 км, 2 км, 3 км, 8 км, 10 км, 12 км, 14 км);
барьерный бег – по структуре смешанный вид, требую-щий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистанции: 60 м в манеже, 100 м, 400 м у женщин на стадионе, 60 м у мужчин в манеже и 110, 300 м и 400 м на стадионе;
бег с препятствиями – по структуре смешанный вид, тре-бующий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и у мужчин на стадионе и в манеже. Дистанции у женщин – 2000 м; дистанции у мужчин – 2000, 3000 м;
эстафетный бег – по структуре смешанный вид, очень близкий к циклическим видам, командный вид, требующий прояв-ления скорости, скоростной выносливости, ловкости. Классические виды 4х100 м и 4х400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу 4х200 м и 4х400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут прово-диться соревнования на стадионе с различной длиной этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по длине, количеству и контингенту (смешанные эстафеты – мужчины и женщины). Попу-лярностью пользуются и так называемые шведские эстафеты: 800+400+200+100 м у мужчин и 400+300+200+100 м у женщин;
кроссовый бег – бег по пересеченной местности, смешан-ный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции – 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин – 1, 2, 3, 4 ,6 км.
К неклассическим разновидностям бега относятся: челночный бег, комбинированные эстафеты, бег с препятствиями (полоса препятствий), бег с препятствиями, бег в гору, бег с горы, бег как составная часть профессиональной деятельности (со служебной собакой, с пожарным шлангом и др.), бег по песку, водным путем, по снегу и т.д.
Разновидности прыжков
Прыжки делятся на две группы: прыжки через вертикальные препятствия и прыжки на дальность.
К классическим разновидностям прыжков принадлежат: прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, тройной прыжок, прыжок с шестом.
К неклассическим видам прыжков принадлежат: прыжок в длину с места толчком одной или двумя ногами, прыжок с места, прыжки в глубину, многократные прыжки (на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу), прыжки с доставанием высоко подвешенных предметов головой, рукой, плечом, ногой, прыжки через препятствия /барьеры/. Перечисленные разновидности неклассических прыжков могут применяться в разных вариантах /например, прыжки через барьеры разной высоты, установленные на разных высотах/.
Разновидности метаний
Все метания относятся к ациклическим видам, требующим от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Легкоатлетические метания можно разделить на следующие группы: 1) метания снарядов, обладающих и не обладающих аэродинамическими свойствами с прямого разбега; 2) метание снарядов из круга; 3) толкание снаряда из круга.
В процессе развития спортивной и профессионально-при-кладной физической подготовки применяются классические и неклассические метания.
К классическим метаниям принадлежат: толкание ядра, метание диска, метание молота, метание копья, метение гранаты.
Следует отметить, что метание гранаты целесообразно при-менять как прикладной вид в военизированной подготовке допри-зивников, молодежи. Под этим углом зрения следует учить метанию гранаты с места и с разбега, с колена, из положения лежа и из окопа, а отдельно – метанию гранаты в цель (в окоп, в окно).
К неклассическим метаниям относятся: метание мячей (надувных, набивных и теннисных), метание ядер разного веса, метание гири, камней и других предметов.
Приведенное выше многообразие метаний широко использу-ется в качестве средства разносторонней подготовки разных слоев населения, начиная с раннего детского возраста и кончая пожилым возрастом.
Многообразие метаний в цель способствует совершенство-ванию кинематических и динамических характеристик движения, развивая в то же время ловкость.
Легкоатлетические многоборья
Классическими видами многоборья являются: у мужчин – десятиборье, у женщин – семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.
К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, 110 м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин – пятиборье, четырехборье и троеборье, у мужчин – девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Особенностью выявления победителей является определение суммы очков по всем видам многоборья.
П. Связь видов легкой атлетики с другими видами спорта
Уровень результатов во всех видах спорта существенно зависит от физической подготовленности занимающихся. Относи-тельно этого следует отметить, что ее удельный вес в достижениях спортсменов в разных видах спорта неодинаков. Например, результат в марафонском беге зависит от уровня развития такого физического качества, как выносливость; в гимнастике достижения определяются уровнем технической и физической подготовленности спортсмена (силы, гибкости, быстроты); меньшей является значи-мость физической подготовленности в фехтовании и стрельба.
В системе физической подготовки спортсменов, которые специализируются в разных видах спорта, существенное место занимают прыжки, бег и метание. Следует выделить те виды спорта, в которых легкоатлетические упражнения применяются в присущей этому виду спорта деятельности. Например, в такой игре, как футбол, есть и прыжки (во время доставания мяча, в действиях вратаря и т.д.), и бег во всех вариантах, и метание (во время броска мяча из-за боковой линии).
В таких видах спорта беговые, прыжковые упражнения и метания применяются с большей вариативностю, с разными пространственными и временными динамическими характерис-тиками (например, бросок мяча из-за боковой линии, осуществ-ляемый с разных расстояний, с разной скоростью и точностью). В современном футболе большое значение имеет дальность броска мяча (расстояние до 35-40 м), такой бросок при условии его высокой точности нередко решает ситуацию. Отсюда возникает необходи-мость развития у футболистов гибкости (для увеличения дальности броска), координации движений (для обеспечения точности выпол-нения бросков). Это подтверждает необходимость использования тренерами упражнений из разных видов спорта и специальных знаний, необходимых им для развития специальной физической подготовленности занимающихся.
В некоторых видах спорта легкоатлетические упражнения используются в качестве средства специальной физической подго-товки. Например, в тренировке футболистов применяется кроссовый бег: в баскетболе, в волейболе, в гандболе – упражнения, направ-ленные на развитие ловкости, в боксе, борьбе, фехтовании – упражнения, направленные на развитие двигательной реакции. В отдельных видах спорта легкоатлетические упражнения использу-ются в качестве средства разносторонней физической подготовки и оздоровительного направления (например, в парашютном спорте, мотоспорте, шахматах, шашках и т.д.). Это подтверждает, что удельный вес и дифференцированный подход к разным видам легкой атлетики в разных видах спорта неодинаковы (табл. 1).
Таблица 1
Удельный вес бега, прыжков и метаний в видах спорта, внесенных в программу летних Олимпийских игр
| Виды спорта | Бег | Прыжки | Метание |
1. | Баскетбол | 3 | 3 | 2 |
2. | Бокс | 0 | 1 | 0 |
3. | Борьба | 0 | о | 0 |
4. | Велоспорт | 3 | 0 | 0 |
5. | Водное поло | 0 | 0 | 2 |
6. | Волейбол | 1 | 3 | 0 |
7. | Гимнастика спортивная | 1 | 2 | 0 |
8. | Гимнастика художественная | 1 | 3 | I |
9. | Гребля академическая | 0 | 0 | 0 |
10. | Гребля на байдарках и каноэ | 0 | 0 | 0 |
11. | Конный спорт | | 0 | 0 |
12. | Легкая атлетика | 3 | 3 | 3 |
13. | Парусный спорт | 3 | 0 | 0 |
14. | Плавание | 0 | 0 | 0 |
15. | Плавание синхронно | 0 | 0 | 0 |
16. | Прыжки в воду | 0 | 2 | 0 |
17. | Ручной мяч | 2 | 2 | 2 |
18. | Современное пятиборье | 3 | I | 0 |
19. | Стрельба | 0 | 3 | 0 |
20. | Теннис | 1 | I | 0 |
21. | Теннис настольный | 0 | I | 0 |
22. | Тяжелая атлетика | 0 | 0 | 0 |
23. | Фехтование | 0 | I | 0 |
24 | Футбол | 3 | 3 | I |
25. | Хоккей на траве | 3 | 1 | I |
Условны обозначения: 1 – применяется редко,
2 – применяется, 3 – применяется часто.
Таблица 2
Удельный вес бега, прыжков и метаний в видах спорта, внесенных в программу зимних Олимпийских игр
Виды спорта | Бег | Прыжки | Метание |
1. Бобслей | 1 | 0 | 0 |
2. Горнолыжный спорт | 0 | I | 0 |
3. Конькобежный спорт | 0 | 0 | 3 |
4. Биатлон | 3 | 0 | 0 |
5. Лыжные гонки | 0 | 3 | 0 |
6. Двоеборье | 0 | 2 | 0 |
7. Прыжки с трамплина | 0 | 3 | 3 |
8. Санный спорт | 3 | 0 | 0 |
9. Фигурное катание | 3 | 2 | 3 |
10. Хоккей | 3 | 0 | 2 |
Таблица 3
Удельный вес прыжков и метаний в видах спорта, не внесенных в Олимпийские игры
| Виды спорта | Бег | Прыжки | Метание |
1. | Акробатика | 1 | 3 | 3 |
2. | Альпинизм | 0 | 0 | 3 |
3. | Бадминтон | 1 | I | 2 |
4. | Борьба самбо | 0 | 0 | 0 |
5. | Воднолыжный спорт | 0 | 0 | 0 |
6. | Гиревой спорт | 0 | 0 | 0 |
7. | Городки | 0 | 0 | 2 |
8. | Спортивное ориентирование | 3 | 2 | I |
9. | Пожарно-прикладной спорт | 3 | 1 | 0 |
10. | Прыжки на батуте | 0 | 3 | 3 |
11. | Регби | 3 | 2 | 2 |
12. | Скалолазание спортивное | 0 | 3 | 0 |
13. | Хоккей с мячом | 3 | 3 | 1 |
14. | Шахматы | 0 | 0 | 0 |
15. | Шашки | 0 | 0 | 0 |
Рассматривая данные, приведенные в табл. 1-3, можно получить информацию об избирательном значении бега, прыжков и метаний, которые можно будет использовать при разработке моделей физической подготовки в каждом конкретном виде спорта.
Процесс спортивной тренировки должен быть управляемым. Это в одинаковой мере касается и физической подготовки. В основе управления лежит информация о состоянии развития отдельных систем и физических качеств спортсмена.
Разнообразные контрольные упражнения и тесты, с помощью которых оценивают физическую подготовленность спортсмена, содержат большое количество легкоатлетических видов (бег, прыжки, метания).
Приводим основные группы тестов, которые характеризуют физическую подготовленность:
- для оценки скорости (определение реакции, скорости одиночного движения и частоты рук): бег на 30-60 м со старта и с хода; движения по команде; количество движений в единицу времени и т.д.;
- для оценки выносливости: бег, прыжки, метания во всех вариантах – до состояния усталости;
- для оценки прыгучести: прыжки в высоту, в длину с места и с разбега, прыжки в глубину, прыжки с доставанием высокопод-вешенных предметов, многоскоки и т.д.;
- для оценки скоростно-силовой подготовленности: все виды прыжков и метания на дальность. Метание легких снарядов характеризует уровень взрывной силы. Чем больший вес снаряда для метания, тем большая степень контроля показателя силы. Метание предметов на точность позволяет контролировать уровень ловкости. В разных видах спорта допускается идентичность средств развития и контроля конкретных физических качеств. Например, бег на 30-60 метров является средством для развития скорости и ее контроля.
С целью развития физической подготовленности спортсменов во многих видах спорта целесообразно применять специальные упражнения, которые должны гармонично входить в систему средств и методов конкретного вида спорта. Скажем, в волейболе и баскетболе в тренировки спортсменов обязательно должно входить развитие такого двигательного качества, как прыгучесть.
Поскольку упражнения легкоатлетов – бег, прыжки, метания – являются одним из ведущих средств разносторонней физической подготовки, которая обеспечивает уровень достижений в большин-стве видов спорта, то разработка средств и методов применения этих легкоатлетических упражнений в разных видах спорта достаточно актуальна.
Ш. Содержание и задачи курса "Теория и методика преподавания легкой атлетики"
Рабочая программа для студентов вузов физкультурного профиля предусматривает изучение теории и методики тех видов легкой атлетики, которые включены в программы физического воспитания для общеобразовательных школ, академических лицеев, профессиональных колледжей и высших учебных заведений.
Учебная работа проводится в форме лекций, практических, методических и семинарских занятий, которые предусматривают повышение спортивного и педагогического мастерства обучаемых.
Рабочая программа предусматривает и самостоятельную работу студентов в целях более глубокого овладения программным материалом.
На лекциях студенты получают фундаментальные знания по основам техники и методики обучения видам легкой атлетики, организации и проведения соревнований. На практических занятиях студенты изучают технику видов легкой атлетики, овладевают методикой обучения, формируют профессионально-педагогические навыки, необходимые для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа предусматривает изучение литера-турных источников, написание конспектов для проведения вводно-подготовительных частей занятий, для специальных упражнений и обучения одному из видов легкой атлетики. Студенты совершен-ствуют свою спортивную подготовку, закрепляют знания, умения и навыки, необходимые преподавателю, тренеру, судье, организатору физкультурно-массовой работы.
Успеваемость студентов в каждом семестре оценивается посредством системы баллов. Общие баллы выставляются за знание разделов теоретического курса, за овладение техникой видов легкой атлетики, методики обучения и преподавания, установленных требованиями к спортивной подготовке.
Таким образом, главной задачей института физической культуры является подготовка специалистов, которые должны владеть теоретическими и практическими навыками организации и проведения занятий по разным видам спорта, в том числе и по легкой атлетике, с любым контингентом, который занимается физической культурой.
Неоценимый вклад в теорию и практику легкой атлетики сделали такие ученые, заслуженные тренеры, как Н.Г.Озолин, Л.С.Хоменков, В.И.Алексеев, В.М.Дьячков, В.Г.Коробков, З.П.Си-ницкий, В.В.Петровский и специалисты нашего института: Винк А.А., Сайфулин Р.Х., Яшин Ю.Н., Быков Н.Н., Барышев В.И., Фазляакбаров Р.Ф., Арзуманов Г.Г. и другие.
IV. Оздоровительное и прикладное значение занятий бегом, прыжками и метаниями
В древней Греции, в Элладе, на большом камне были высечены следующие слова:
Хочешь быть сильным – бегай,
Хочешь быть красивым – бегай,
Хочешь быть умным – бегай.
Оздоровительный бег – это одно из самых простых, легко доступных, но самых эффективных средств сохранения и укрепления здоровья. Особая ценность его заключается в том, что он доступен людям разных возрастов, разных уровней физической подготов-ленности. В процессе бега активизируются все системы жизне-обеспечения организма, легко дозируется нагрузка с учетом индивидуальных возможностей. Бег является естественным, привыч-ным способом передвижения, может проводиться в любую погоду и в разное время года.
Какие изменения в организме происходят при занятиях оздоровительным бегом?
Во время бега увеличивается ударный объем крови с 70 до 120-140 мл. Каждое сокращение сердца вызывает растяжение коронарных артерий. Такой массаж кровеносных сосудов через несколько лет регулярных занятий приводит к увеличению их просвета вдвое. Под воздействием бега увеличивается число капилляров в сердечной мышце и мышцах нижних конечностей.
После бега сохраняется расширение просвета огромного сосудистого русла, что вызывает снижение повышенного артери-ального давления. Движения грудной клетки и таза при беге массируют печень, поджелудочную железу, селезенку, активизируют работу пищеварительного тракта. Кроме того, отмечается, что бег положительно влияет на нервную систему. Импульсы, идущие от работающих органов, тонизируют подкорковые области мозга, подзаряжая его. Такая систематическая подзарядка района мозга, ведающего настроением человека особенно когда ему за 40 лет и у него начинает развиваться склероз сосудов основания мозга, весьма важна для сохранения хорошего настроения и повышения эмоционального фона.
Бег трусцой – хорошо стимулирует кровообращение. Кровь начинает более усиленно циркулировать в организме и при этом выполняет транспортную функцию, обеспечивая все клетки орга-низма микроэлементами, кислородом и т.д., что ведет к значитель-ному увеличению скорости обмена веществ.
Установлено положительное влияние бега на больных сахарным диабетом. Повышается устойчивость к углеводам (основным энергопродуктам), поскольку мышечная деятельность производится за счет окисления в первую очередь углеводов. Возрастает способность связывать инсулин эритроцитами (красными кровяными тельцами).
К сожалению, пока здоровье не беспокоит, людям недосуг заняться его поддержанием и профилактикой заболеваний. Дела, лень, убаюкивающие фантазии о том, что и завтра ещё не поздно будет начать заниматься, и отодвигают самооздоровление на неопределенное время. А время идет и неотвратимо наступает пора, когда речь уже нужно будет вести не о профилактике, а о лечении.
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»
А. Шопенаауэр.
Предлагаем один из вариантов оздоровительного бега
Ориентировочная продолжительность оздоровительного бега для людей разного пола и возраста в течение первых 4-х месяцев, (мин).
(А.Волленберг – специалист в области сердечно-сосудистых заболеваний)
Возраст, лет | Месяцы |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Мужчины |
7-9 | 7 | 10 | 13 | 16 |
10-13 | 8 | 11 | 14 | 17 |
14-18 | 9 | 12 | 15 | 18 |
19-24 | 10 | 13 | 16 | 20 |
25-33 | 10 | 12 | 15 | 18 |
34-44 | 8 | 10 | 13 | 16 |
45-59 | 6 | 8 | 11 | 14 |
60 и старше | 4 | 6 | 9 | 12 |
Женщины |
7-9 | 5 | 8 | 11 | 15 |
10-12 | 6 | 9 | 12 | 16 |
13-15 | 7 | 10 | 13 | 16 |
16-21 | 8 | 11 | 14 | 17 |
22-29 | 6 | 9 | 12 | 15 |
30-47 | 4 | 7 | 10 | 13 |
48-57 | 3 | 5 | 8 | 11 |
58 и старше | 2 | 4 | 6 | 9 |
Самоконтроль темпа бега
Наиболее приемлемым и реальным способом для установ-ления посильного темпа бега являются показатели ЧСС. Сначала с помощью известной формулы определите ваш максимально возможный пульс: из 220 вычтите ваш возраст (в годах). Далее вам нужно определить верхнюю границу для индивидуального скоростного режима. Её будет характеризовать пульс, равный 75% от максимального. Приведем пример. Если, скажем, вам 50 лет, то ваш максимальный пульс равен: 220–50=170 уд/мин, т.е. в условиях предельного напряжения ваше сердце способно сокращаться с такой частотой. Верхняя же граница скоростного режима будет соот-ветствовать:
После окончания пробежки восстановление пульса до исходной величины обычно наступает через 15-20 мин отдыха.
В процессе занятий бегом, прыжками и метанием решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
В последнее время большую обеспокоенность вызывают проблемы, связанные с ухудшением здоровья людей, увеличением количества и тяжести сердечно-сосудистых заболеваний, что требует разработки способов их профилактики.
Занятие легкой атлетикой имеют большое оздоровительное значение, поскольку проводятся на свежем воздухе (за городом), а в выполнении упражнений принимают участие все основные группы мышц, развиваются все двигательные качества (разносторонняя подготовка).
Легкоатлетические упражнения влияют на функционирование органов и систем организма занимающихся.
Отмечается, что у людей, которые систематически выполняют интенсивную физическую работу, занимаются физической культурой и спортом, заболевания сердечно-сосудистой системы встречаются значительно реже.
Значительная физическая нагрузка активизирует работу сердца и систем организма человека. Относительно этого нужно помнить, что разные виды физических упражнений имеют ту или иную подавляющую направленность влияния. Например, активная циклическая нагрузка приводит к увеличению пропускной способности сердца (около 23 л крови за минуту) и усилению периферического кровотока, в 2-3 раза увеличивается просвет сосудов, вдвое повышается количество раскрытых капилляров, значительно увеличивается объем воздуха, который проходит через легкие (100-120 литров за минуту). Под воздействием регулярной беговой нагрузки уже на 4-5-й неделе кровоток в работающих мышцах увеличивается в 1,5 раза. Это явление сопровождается экономизацией сердечной деятельности, снижением артериального давления и другими изменениями функций сердечно-сосудистой системы.
Наблюдаются позитивные изменения и в других функциях организма (дыхательной, в обменных процессах, терморегуляции и т.д.), что способствует увеличению работоспособности и повышению и сопротивляемости организма усталости.
Оздоровительное направление является одним из наиважней-ших принципов системы физического воспитания. Руководствуясь этим положением, нужно выбирать такие средства и методы физического воспитания, которые бы имели высокую оздорови-тельную эффективность, нагрузка во время их применения легко контролировалась бы и регулировалась, а условия занятий былы бы максимально доступными.
Такие требования полностью удовлетворяются разнообразием легкоатлетических упражнений. Отметим, что разновидности бега, ходьбы, прыжков и метаний имеют свойство избирательного влияния на отдельные органы и системы организма занимающихся. Напри-мер, ходьба и бег являются эффективным средством оздоравливаю-щего влияния на сердечно-сосудистую, дыхательную и вегетативную системы, развивают скорость и выносливость. Прыжковые упраж-нения влияют на состояние опорно-двигательного аппарата, преимущественно развивают взрывную силу, скорость и ловкость. Использование разных метаний позволяет развивать практически все двигательные качества, но в большей степени влияет на уровень развития силы, скоростно-силовой подготовки, ловкости.
С учетом всего этого, решение оздоровительных задач осуществляется как в спортивной тренировке, так и в процессе физического воспитания в разных возрастных группах населения, занимающегося спортом.
Нужно учитывать, что в системе спортивной тренировки занимающиеся, развивая функциональные возможности организма и двигательные качества, пытаются достичь максимально возможного результата. В физическом же воспитании (в общеобразовательной школе, академических лицеях, колледжах, высших учебных заведениях, группах здоровья и т.д.) стремятся достичь оптималь-ного, жизненно необходимого уровня развития функционального состояния организма.
Своевременный и правильный отбор средств спортивной тренировки и физического воспитания является лишь предпосылкой качественного решения оздоровительных задач. Нарушение мето-дических правил может повлечь негативные последствия или снизить эффект оздоровления. Поэтому очень важно осуществлять педагогический и медицинский контроль за состоянием функцио-нальных систем организма занимающихся.
Исследования последних лет позволили определить, что во всех странах, особенно в высокоразвитых, резко выросло количество людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульт, нарушение периферического кровообращения). Наряду с сугубо вековыми изменениями, эти заболевания провоцируются излишне калорийным питанием, ограничением двигательной деятельности (гипокинезия), вредными привычками (курение, употребление спиртных напитков), нерациональным режимом труда и отдыха, избыточной эмоциональной нагрузкой. Наличие даже одного из отмеченных факторов в два-три раза увеличивает опасность возник-новения болезни сердечно-сосудистой системы, а при наличии трех факторов такой риск вырастает до 10 раз.
Если заниматься оздоровительным бегом, существенно акти-визируется энергетический обмен, потребление кислорода, деятель-ность эндокринной и нервной систем. Позитивные функциональные адаптационные перестройки деятельности сердечно-сосудистой системы наблюдались на 4-5-й неделе, что выразилось в снижении артериального давления, замедлении частоты пульса, улучшении сократительных свойств мышцы сердца в состоянии покоя и во время нагрузки.
Одной из болезней современного общества является снижение двигательной активности. Современный обитатель города выполняет в 100-120 раз меньше движений, чем обитатель города прошлых веков. Современный человек гораздо меньше ходит. Например, для выполнения 10 тысяч шагов (около 7 км) современные жители Японии организуют специальные занятия, а обитатели городов прошлого века за день преодолевали до 20 км. Недостаточное количество движений, как и их избыток, негативно отражается на функциональном состоянии организма человека. Особенно негатив-но гипокинезия влияет на состояние сердечно-сосудистой системы.
Становится понятным, что большое количество заболеваний сердечно-сосудистой системы требует профилактических действий в виде оптимального объема циклических движений (ходьба, бег, плавание, передвижение на велосипеде).
Из многообразия легкоатлетических упражнений для решения оздоровительных задач чаще всего избираются ходьба и бег. Ценность этих средств заключается в простоте техники использо-вания, в доступности мест занятий, в наличии позитивного эмоционального фона (бег по пересеченной местности), легкости регуляции нагрузки (шведский бег, его длительность и т.д.), широких возможностях самоконтроля (самочувствие, частота дыхания, частота сердечных сокращений), доступности для людей разного возраста, возможности применения в течение всего года.
Занятия оздоровительным бегом способствуют улучшению осанки, помогают бороться с плоскостопием, способствуют ликви-дации избыточного веса, повышению жизненной емкости легких.
Занятия бегом проводятся на свежем воздухе в любое время года и при разных погодных условиях. Это способствует закалива-нию организма, что является профилактикой простудных заболе-ваний.
Учитывая сказанное, бег и ходьбу следует считать основными легкоатлетическими упражнениями, направленными на решение оздоровительных задач.
Преимущество бега по сравнению с другими циклическими упражнениями заключается в наличии биомеханического резонанса. Сущность этого явления заключается в том, что серия мелких ударных толчков в момент приземления на пятку стимулирует кровоток в нижних конечностях, а это также имеет большое оздоровительное значение.
Бег и ходьба, которые значительно влияют на развитие сердечно-сосудистой системы, оказывают воздействие и на дыха-тельную систему. Это выражается в увеличении жизненной емкости легких (ЖЕЛ), уменьшении частоты дыхания, оптимизации процесса возобновления дыхания после нагрузки, повышении эффективности аэробного и анаэробного энергообмена, оптимизации обменных процессов в организме, улучшении процессов выделения.
Однако наряду с возможностью бега достигать позитивного эффекта в решении оздоровительных задач, он может при неправильном использовании и наносить вред здоровью. Например, неоправданно интенсивный и длительный бег влечет переутомление сердечно-сосудистой системы, развитие разных патологических явлений. Бег по асфальту и другому твердому покрытию влечет перегрузку хрящевых соединений суставов нижних конечностей и позвоночника.
Следовательно, бег как средство оздоровления нужно при-менять только в соответствии с рекомендацией врачей и под руководством специалистов при условии соблюдения контроля за уровнем влияния беговых нагрузок на органы и системы организма.
Любая циклическая работа, и особенно бег, предъвляет повышенные требования к функционированию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Повышение интенсивности обменных процессов сопровождается значительным увеличением потребления кислорода. В начале нагрузки циклического характера /бег/ возникает дефицит кислорода, который сохраняется в течение всего периода работы. После завершения работы кислородный долг возвращается на начальный уровень на 7-9-й минутах.
В процессе контроля за реакцией организма на получение нагрузки критерием оценки может быть количество сердечных сокращений за минуту. Легко доступным способом контроля является определение пульса после дозированной нагрузки (10 приседаний). Если разница пульса составляет 10-12 ударов за минуту, то нагрузка небольшая. Если разница превышает 30 ударов за минуту, то нагрузка значительная. Разница в 35-40 ударов за минуту свидетельствует о необходимости обращения к врачу.
Уже многие годы определенной популярностью пользуется 12-минутный тест Купера, который показывает уровень подготов-ленности к выполнению определенной работы. Содержание теста заключается в том, что исследуемый пытается преодолеть за 12 минут как можно более длинную дистанцию. Применение этого теста позволяет оценить подготовку разных групп населения с учетом их возраста (табл. 4).
Таблица 4
Стандарты оценки результатов теста Купера для студентов
Оценки | Женщины (n=738) | Мужчины (n=212) |
| расстояние, м | % | расстояние, м | % |
Очень плохо | | 9 | 2375 | 5 |
Плохо | 1701-1925 | 21 | 2376-2600 | 22 |
Удовлетво-рительно | 1926-2175 | 42 | 2601-2850 | 46 |
Хорошо | 2176-2400 | 24 | 2851-3075 | 21 |
Отлично | 2401 | 4 | 3076 | 6 |
12 минутный тест Купера
Степень | | Возраст, лет | | |
подготовки | до 30 | 30-39 | 40-49 | после 53 |
| | Мужчины | | |
Очень плохо | менее 1,6 | менее 1,5 | менее 1,3 | менее 1,2 |
Плохо | 1.6-1.9 | 1,5 - 1,84 | 1,3 - 1,6 | 1,2 - 1,5 |
Удовлетво-рительно | 2.0 - 2,4 | 1,85- 2. 24 | 1,7-2,1 | 1.6-1,9 |
Хорошо | 2,5 - 2.7 | 2,25-2,64 | 2,2 - 2,4 | 2,0 - 2,4 |
Отлично | 2,8 и больше | 2,65 и больше | 2,5 и больше | 2,5 и больше |
| | Женщины | | |
Очень плохо | менее 1,5 | менее 1,3 | менее 1,2 | менее 1,0 |
Плохо | 1,5-1,84 | 1,3 - 1,6 | 1,2-1,4 | 1.0-1.3 |
Удовлетво-рительно | 1,85-2,15 | 1,7 - 1,9 | 1,5 - 1,84 | 1.4 - 1.6 |
Хорошо | 2,16-2,64 | 2,0-2,4 | 1,85-2,3 | 1,7-2,15 |
Отлично | 2,65 и больше | 2,5 и больше | 2,4 и больше | 2,2 и больше |
Целесообразность теста Купера (12-минутный бег) подтверж-дается применением его в большинстве стран мира. Это позволяет сравнивать результативность подготовленности людей к цикли-ческой деятельности в разных регионах мира, что, в свою очередь, дает возможность определить эффективность средств и методов оздоровительного бега.
Большинство приведенных способов педагогического контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы во время циклической работы могут проводиться и в форме самоконтроля, что позволит сделать контроль более оперативным и деятельным. Также следует отметить необходимость теоретического и практического обучения занимающихся оздоровительным бегом самым простым методам оценивания функционального состояния сердечно-сосудистой системы до нагрузки и после нее.
В системе физического воспитания среди средств, направ-ленных на решение оздоровительных задач, вместе с ходьбой используются разные прыжки и метания. Причем удельный вес неклассических прыжков и метаний значительно больший.
Направленность прыжков и метаний в прикладной легкой атлетике:
- для решения задач разносторонней физической подготовки;
- для решения задач специальной физической подготовки /развитие скоростно-силовых качеств/;
- с целью решения лечебных задач /закаливание, профи-лактика мочекаменной болезни, плоскостопия и т.д./;
- с целью изучения техники неклассических прыжков, метаний и бросков для решения лечебных задач;
- броски, метания для борьбы с контрактурами;
- броски и метание в системе подвижных игр.
VI. Вопросы и задания для контроля знаний
1. Охарактеризуйте значение бега, прыжков и метаний в жизнедеятельности человека.
2. Назовите причины популярности легкоатлетических упраж-нений.
3. Обоснуйте прикладность бега, прыжков и метений.
4. Какие упражнения в легкой атлетике называются класси-ческими и неклассическими?
5. Приведите примеры неклассических упражнений.
6. Чем отличаются специальные упражнения от подводящих?
7. Какие задачи решаются с помощью подготовительных упражнений?
8. Перечислите разновидности прыжков и метаний.
9. Перечислите виды спорта, в которых легкая атлетика имеет наибольший удельный вес.
10. Назовите упражнения легкой атлетики, которые применя-ются для оценивания разных сторон подготовки спортсменов.
11. Назовите тесты для оценки скорости.
12. Назовите тесты для оценки скоростно-силовой подготовки.
13. Назовите тесты для оценки выносливости.
14. Какое значение имеют бег, прыжки и метания для решения оздоровительных задач?
15. В чем заключается ценность оздоровительного бега?
16. Какие особенности техники оздоровительного бега?
17. Назовите критерии оценки объема и интенсивности оздоровительного бега.
18. Перечислите правила построения занятий оздоровитель-ным бегом.
19. Какие особенности врачебно-педагогического контроля во время занятий оздоровительным бегом?
20. Назовите способы самоконтроля во время занятий оздо-ровительным бегом.
21. Какое оздоровительное влияние имеют прыжки и метания?
22. Дайте классификацию видов легкой атлетики.
23. Какие виды легкой атлетики считаются циклическими, а какие ациклическими?
24. Сколько видов легкой атлетики входит в программу Олимпийских игр? Перечислите мужские и женские виды.
25. Какие виды легкой атлетики входят в десятиборье?
26. Охарактеризуйте технологию влияния оздоровительного бега на организм.
27. Как используются легкоатлетические упражнения в других видах спорта?
1