СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Легкая атлетика с элементами Бурятских народных подвижных игр»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по кружковой работе составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2019-2020 учебный год;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2018-2019 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

В основе адаптированной программы – программа дополнительного образования «Легкая атлетика» разработана на основе ФГОС, программы «Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика» авторы: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2011г.

     Направленность программы: спортивно-оздоровительная

    Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ

Данная программа разработана специально для воспитанников специальной коррекционной школы-интерната для детей с ОВЗ с учетом их психических, психологических особенностей развития.

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом комплектования групп по легкой атлетике и рассчитан на последовательное и постепенное расши­рение теоретических знаний, практических умений и навыков. В программу включен региональный компонент: бурятские народные подвижные игры.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

По данной образовательной программе обучаются воспитанники школы-интерната – дети с ОВЗ – 5 класс

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Обучение и тренировка воспитанников с ОВЗ, занимающихся в секции легкой атлетики составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепле­ние их здоровья, развитие физических качеств. В секции занимаются учащиеся 5 класса.

Дополнительная образовательная программа рассчитана на 3 года.

Предметом обучения является двигательная деятельность с общеразвивающей  направленностью, содействие всестороннему развитию личности. В процессе овладения этой деятельностью у юных спортсменов совершенствуется не только физическая природа, но и активно развивается сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств

Просмотр содержимого документа
««Легкая атлетика с элементами Бурятских народных подвижных игр»»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»


на заседании методического объединения

протокол№________

от________________


«Согласовано»


Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»


Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Программа по кружковой работе



Предмет: «Легкая атлетика с элементами Бурятских народных подвижных игр» (спортивно-оздоровительной направленности)

Класс: 3-9

Учебный год: 2019-2020

Учитель: Саляхова Елена Вагисовна

Квалификационная категория: I



















с.Новая Брянь

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по кружковой работе составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2019-2020 учебный год;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2018-2019 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

В основе адаптированной программы – программа дополнительного образования «Легкая атлетика» разработана на основе ФГОС, программы «Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика» авторы: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2011г.

Направленность программы: спортивно-оздоровительная

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ

Данная программа разработана специально для воспитанников специальной коррекционной школы-интерната для детей с ОВЗ с учетом их психических, психологических особенностей развития.

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом комплектования групп по легкой атлетике и рассчитан на последовательное и постепенное расши­рение теоретических знаний, практических умений и навыков. В программу включен региональный компонент: бурятские народные подвижные игры.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

По данной образовательной программе обучаются воспитанники школы-интерната – дети с ОВЗ – 5 класс

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Обучение и тренировка воспитанников с ОВЗ, занимающихся в секции легкой атлетики составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепле­ние их здоровья, развитие физических качеств. В секции занимаются учащиеся 5 класса.

Дополнительная образовательная программа рассчитана на 3 года.

Предметом обучения является двигательная деятельность с общеразвивающей  направленностью, содействие всестороннему развитию личности. В процессе овладения этой деятельностью у юных спортсменов совершенствуется не только физическая природа, но и активно развивается сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Актуальность. Обусловлена проблемой подготовки школьников в условиях спортивной деятельности в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни общества, влияющих на физическое развитие молодого поколения. Отсюда неправильная осанка, плоскостопие, недоразвитость отдельных групп мышц, впоследствии нередко приводящие к различным заболеваниям, что является важной задачей отечественной физической культуры и спорта. Специальная подготовка легкоатлетов оказывает существенное влияние на морфофункциональные параметры организма школьника.

Цель программы:

Целью программы является оздоровление молодого поколения, развить жизненно важные физические качества: быстрота, выносливость, сила, координация движений, гибкость, ловкость. Обучить основам легкоатлетических упражнений по средствам бурятских народных подвижных игр.

Задачи программы:

  1. укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию;

  2. совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании;

  3. обучение и совершенствование легкоатлетическим упражнениям, гимнастическим, подвижным и спортивным играм;

  4. развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

  5. формирование общих представлений о легкой атлетике, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

  6. развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, закаливанию;

  7. обучение простейшим способам   физической нагрузки, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

  8. выявление и подготовка спортсменов в рамках «Специальная Олимпиада России»


Личностные и   предметные результаты освоения   учебного материала

 В соответствии с  требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для  5 класса направлена на достижение учащимися личностных и предметных результатов  в тренировочных занятиях по лёгкой атлетике и подвижных играх.

 Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения; умения и навыков в легкоатлетических видах. Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в лёгкой атлетике.

 Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется освоения тренировочного процесса.Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятиятий лёгкой атлетикой и подвижными играми.

Краткая характеристика программы:

Программа составлена для школьников 5 класса. Предусматриваются следующие направления обучения:

- общефизическая подготовка с элементами бурятских народных подвижных игр;

-обучение техники видов легкой атлетики;

-умение правильно выполнять гимнастические упражнения различного характера, специально беговые упражнения на развитие определенных качеств;

-самостоятельно выполнять задания;

Выступление в спортивных мероприятиях и соревнованиях.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ


Физическая культура и спорт. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины, влияние спорта на укрепление здоровья.

История развития легкоатлетического спорта. Возникновение легкоатлетических упражнений. Характеристика легкоатлетического спорта в целом и отдельных видов ходьбы и бега как естественных способов передвижения человека. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта. История развития бурятских народных игр.

Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий.

Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований, правила пользования спортивным инвентарем.

Практические занятия. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест к занятиям отдельными видами легкой атлетики и подвижных игр.

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой и подвижными играми Правила пользования спортивным инвентарем, оборудованием, одеждой и обувью. Расположение группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой и подвижными играми. Возможные травмы и их предупреждения.

Знакомство с правилами соревнований.

Практические занятия. Судейство соревнований в отдельных видах бега, ходьбы, в метании мяча, прыжках в высоту, длину.


Возраст детей: программа составлена для учащихся 5 класса.

Сроки реализации: программа рассчитана на 2 час в неделю  (68 часов в год).

Этапы:

первый этап - включает в себя развитие основных физических качеств и овладение базовыми основами техники избранного вида спорта; знакомство с бурятскими народными подвижными играми;

второй этап - дальнейшее развитие базовых основ техники и основных физических качеств и двигательных навыков;

Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 40 минут. Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

  • образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;

  • образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;

  • образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.                                                                  

Основными формами подведения итогов программы являются:

  • тестирование;

  • умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия.

  • знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность применения их на практике:

  • способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по легкой атлетике.

Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.


Основными показателями  выполнения программных требований являются:

  • выполнение контрольных нормативов;

  • овладение теоретическими знаниями;

  • знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;

  • способность применять основные приёмы самоконтроля;

  • знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;

  • знание основ истории развития лёгкой атлетики


Личностные, предметные результаты

Личностные результаты:

-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-умение оказывать помощь своим сверстникам.

Предметные результаты:

-формирование знаний о легкой атлетике  и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Данная программа  делает  акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой  свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).








Ожидаемые результаты к уровню подготовленности учащихся:

 

В результате изучения раздела «Лёгкая атлетика» на занятиях во внеурочной деятельности учащиеся должны

Характеризовать

  • значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

  • прикладное значение легкоатлетических упражнений;

  •  правила безопасного поведения во время занятий лёгкой атлетикой;

  • названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;

  • технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;

  • типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;

  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

  • основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность;

  • правила подвижных игр;

Уметь

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лёгкой атлетикой и подвижным играм;

  • технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);

  •  контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лёгкой атлетикой;

  • выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.

  • технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);

  • соблюдать правила подвижных игр.


Демонстрировать:


Учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств (на начало учебного года)


П/п

Нормативы; испытания.


5 класс

"5"

"4"

"3"

1

Бег 30 м (сек.)

М

5,4

6,7

6,8

Д

5,7

6,9

7,0

2

Бег 1000 м (мин, сек.)

М

+

+

+

Д

+

+

+

3

Челночный бег 4х9 м (сек.)

М

10,0

10,6

11,0

Д

10,3

10,8

11,9


4

Прыжок в длину с места (см)

М

160

130

120

Д

145

125

110

5

Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.)

М

50

38

26

Д

55

45

30

6

Бег 60 м. (сек.).

М

10,6

11,0

11,8

Д

10,9

11,2

12,0

7

Подтягивания (кол-во раз)

М

5

3

1

8

Метание (м)

М

18

15

12

Д

15

12

10

9

Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)

М

25

23

21

Д

30

28

26

10

Приседания (кол-во раз/мин)

М

32

20

16

Д

30

19

15


+ - без учёта

Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физкультура (итоговый)


Класс

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся

Мальчики

Девочки

Оценка

“5”

“4”

“3”

“5”

“4”

“3”

9

Челночный бег 4x9 м, сек

26,6

27,4

28,2

27,0

28,2

30,0

9

Бег 30 м, секунд

5,0

5,2

5,6

5,4

5,9

6,1

9

Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек

4,20

4,30

5,00

2,35

2,50

3,00

9

Бег 60 м, секунд

9,6

9,8

10,2

9,9

10,2

10,8

9

Бег 2000 м, мин

9,20

10,20

11,45

10,20

11,20

12,20

9

Прыжки в длину с места

210

190

180

180

160

145

9

Подтягивание на высокой перекладине

10

7

4

 

 

 

9

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (30 сек)

32

27

22

20

15

10

9

Наклоны вперед из положения стоя

10+

6+

1+

12+

8+

4+

9

Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа

45

40

35

35

26

20

9

Бег на лыжах 1 км, мин

4,50

5,20

6,00

6,15

7,00

8,00

9

Бег на лыжах 3км, мин

 

 

 

Без учета времени

9

Прыжок на скакалке, 25 сек, раз

56

54

46

64


56

40


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика

1.

Бег на короткие дистанции

8

В процессе обучения

8

1.1

Техника выполнения высокого старта

2

-

2

1.2

Техника выполнения низкого старта

3

-

3

1.3

Стартовый разгон и бег  по дистанции

3

-

3

2

Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»

6

В процессе обучения

6

2.1

Техника   отталкивания в прыжках в длину с разбега «согнув ноги»

3

-

3

2.2

Техника приземления

3

-

3

3.

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»

6

В процессе обучения

6

3.1

Техника отталкивания  с места и небольшого разбега, а также правильному выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании

2

-

2

3.2

Постановка толчковой ноги на место отталкивания

4

-

4

4.

Метание малого мяча

8

В процессе обучения

8

4.1

Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в финальном усилии

1

-

1

4.2

Техника выхода в положение "натянутого лука" в финальном усилии

1

-

1

4.3

Метание малого мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания.

4

-

4

4.4

Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м.

2

-

2

5.

Подвижные игры с элементами подвижных игр

6

В процессе обучения

6

5.1

Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами подвижных игр

6

-

6

Итого

68

-

68






Содержание

1 раздел: Беговые упражнения

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях  легкой атлетике

Физическая культура человека

- режим дня, его основное содержание и правила планирования. 

Практическая часть: высокий старт, низкий старт, стартовый разгон,  бег с ускорением, высокий старт. Бег с высокого старта. Бег с опорой на одну руку.

2 разделПрыжки в длину с разбега «согнув ноги»

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега.

- история развития легкой атлетики

Практическая часть: Прыжки в длину с места.  Отталкивание в прыжках в длину с разбега.  Приземления. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники  прыжков.

3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.

Физическая культура (основные понятия). 

- физическое развитие человека 

Практическая часть: Отталкивание  с места и небольшого разбега, а также правильному выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании. Постановка толчковой ноги на место отталкивания. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.

4 раздел: Метание малого мяча

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.

Физическая культура человека

- значение правильного питания при занятиях спортом 

Практическая часть: Метание теннисного мяча с  одного шага, стоя боком в направлении метания. Метание  малого мяча в  горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м

5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.

Способы двигательной деятельности

- подготовка к занятиям легкой атлетикой

Практическая часть:

Игры с бегом: «Волк во рву», «Верблюжонка верблюд ловит», «Поиски шила и ножниц»», эстафеты. «Волк и ягнята», «Табун», «Иголка, нитка, узелок»

Игры с прыжками:  « Прыжки по полоскам», «Ищем палочку», «Перемена мест»,  «Удочка», «Бой петухов»

Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Гонка мячей по кругу», «Сурхарбан»,

«Гонка мячей по кругу».




УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика

1.

Бег на короткие дистанции

8

В процессе обучения

8

1.1

Техника выполнения низкого старта

2

-

2

1.2

Стартовый разгон и бег  по дистанции

3

-

3

1.3

Техника движения рук в беге

3

-

3

2

Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»

6

В процессе обучения

6

2.1

Техника   отталкивания в прыжках в длину с разбега «согнув ноги»

3

-

3

2.2

Техника приземления

3

-

3

3.

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»

6

В процессе обучения

6

3.1

Техника отталкивания  с места и небольшого разбега, а также правильному приземлению в прыжках в высоту

2

-

2

3.2

Техника разбега в   сочетании отталкиванием

4

-

4

4.

Метание малого мяча

8

В процессе обучения

8

4.1

Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в финальном усилии

1

-

1

4.2

Техника выхода в положение "натянутого лука" в финальном усилии

1

-

1


Техника выполнения скрестного шага

1

-

1

4.3

Метание малого мяча с двух – трех шагов разбега

3

-

3

4.4

Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8 - 10м.

2

-

2

5.

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

6

В процессе обучения

6

5.1

Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами подвижных игр

6

-

6

Итого

68

-

68

   

Содержание

1 раздел: Беговые упражнения

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях  легкой атлетике

Физическая культура человека

закаливание организма.

Практическая часть:  низкий старт, стартовый разгон и бег  по дистанции 40-60 м, движение рук в беге, бег с ускорением.

2 разделПрыжки в длину с разбега «согнув ноги»

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега

История развития легкой атлетики.

- легкая атлетика - как вид спорта

Практическая часть: прыжки в длину с места; отталкивание в прыжках в длину с разбега.  Приземления. Разбег в   сочетании с отталкиванием. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники  прыжков.

3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.

Физическая культура (основные понятия). 

- физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитие физических качеств

Практическая часть: Отталкивание  с места и небольшого разбега, а также правильному приземлению. Разбег в   сочетании с отталкиванием. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.

4 раздел: Метание малого мяча

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.

Физическая культура человека:

основные приёмы самоконтроля.  

Практическая часть: Метание теннисного мяча, стоя боком в направлении метания, выход в положение "натянутого лука" в финальном усилии; выполнение хлесткому движению метающей руки в финальном усилии; метание малого мяча с двух – трех шагов разбега; метание  малого мяча в  горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8-10м.

5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.

Способы двигательной деятельности

- проведение самостоятельных занятий прикладной физической культурой.

Практическая часть:

Игры с бегом: «Волк во рву», «Верблюжонка верблюд ловит», «Поиски шила и ножниц»», эстафеты. «Волк и ягнята», «Табун», «Иголка, нитка, узелок»

Игры с прыжками:  « Прыжки по полоскам» , «Ищем палочку», «Перемена мест», «Удочка», «Бой петухов»

Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Гонка мячей по кругу», «Сурхарбан».

«Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему».











УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика

1.

Бег на короткие дистанции

7

В процессе обучения

7

1.1

Техника выполнения низкого старта и стартового разгона

3

-

3

1.2

Стартовый разгон и бег  по прямой дистанции с максимальной скоростью

4

-

4

2

Прыжки в длину с разбега "согнув ноги"

8

В процессе обучения

8

2.1

Техники движения в полете в прыжках в длину с разбега

4

-

4

2.2

Ритм последних шагов

4

-

4

3.

Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание

8

В процессе обучения

8

3.1

Техника разбега  в сочетание с отталкиванием

4

-

4

3.2

Техника перехода через планку

4

-

4

4.

Метание малого мяча

7

В процессе обучения

7

4.1

Техника выполнения скрестного шага

1

-

1

4.2

Техника метания малого мяча на дальность с трех бросковых шагов

1

-

1

4.3

Отведение руки с малым мячом на два шага и метанию с четырех бросковых шагов.

3

-

3

4.4

Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния10-12м.

2

-

2

5.

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

6

В процессе обучения

6

5.1

Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами подвижных игр

6

-

6

Итого

68

-

68

   

Содержание

1 раздел: Беговые упражнения

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях  легкой атлетике

Физическая культура человека

влияние занятий легкой атлетикой  на формирование положительных качеств личности.

Практическая часть: стартовый разгон и бег  по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег  по прямой дистанции с максимальной скоростью.

2 разделПрыжки в длину с разбега «согнув ноги»

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега

История развития легкой атлетики.

- место и значение легкой атлетики в системе физического воспитания.

Практическая часть: прыжки в длину с места;  движение в полете в прыжках в длину с разбега; ритм последних шагов в отталкивании в прыжках в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники  прыжков.

3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.

Физическая культура (основные понятия). 

-организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Практическая часть: разбег  в сочетание с отталкиванием; переход через планку. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.

4 раздел: Метание малого мяча

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.

Физическая культура человека:

 умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях.  

Практическая часть: выполнение  «крестного» шага  при разбеге; метания малого мяча на дальность с трех бросковых шагов;   Отведение руки с малым мячом на два шага при разбеге и метанию с четырех бросковых шагов; метание  малого мяча в  горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 10-12м.

5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.

Способы двигательной деятельности

- Организация досуга средствами физической культуры.

Практическая часть:

Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта»,  легкоатлетические эстафеты.

Игры с прыжками: «Рукавицу гнать», « Белое дерево», «Ястреб и утка», «Удочка», прыжки со скакалкой.

Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Лапта».














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В учебных группах первого и второго года обучения.

В обучении детей основное внимание уделяется освоению знаний, средств, методов общей физической подготовки. Учебное занятие строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений (от 10 до 30 м), около половины времени занятий отводится спортивным и подвижным играм.

                      В учебных группах третьего года обучения. 

Обучение на занятиях направлено на изучение разнообразных спортивных упражнений легкой атлетики, на освоение умений правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации, распределять  свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки. 


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2.

Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы


1.3.

Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению

В составе библиотечного фонда

1.4.

Методические издания по физической культуре для учителей

Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

1.5.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте»

В составе библиотечного фонда

2

Демонстрационные учебные пособия

2.1.

Плакаты методические

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

2.2.

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения


3

Технические средства обучения

3.1.

Мультимедийный компьютер

Возможность входа в Интернет. 1

3.2.

Сканер

1

3.3

Принтер лазерный

1

3.4

Копировальный аппарат

1

4

Учебно-практическое  оборудование

4.1.

Стенка гимнастическая

10

4.2.

Бревно гимнастическое напольное

1

4.3.

Бревно гимнастическое высокое

1

4.4.

Козел гимнастический

2

4.5.

Конь гимнастический

2

4.6.

Перекладина гимнастическая

2

4.7.

Канат для лазанья с механизмом крепления

1

4.8.

Мост гимнастический подкидной

2

4.9.

Скамейка гимнастическая жесткая


4.10.

Маты гимнастические

10

4.11.

Мяч  набивной (1 кг, 2 кг)

15

4.12.

Мяч малый (теннисный)

25

4.13.

Скакалка гимнастическая

30

4.14.

Палка гимнастическая

15

4.15

Обруч гимнастический

15

5 Легкая атлетика

5.1.

Планка для прыжков в высоту

8

5.2.

Стойка для прыжков в высоту

4

5.3.

Лента финишная

1

5.4.

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

6

5.5.

Рулетка измерительная (10 м, 50 м)

2

5.6

Мячи для метания

20


Тренажер: беговая дорожка

4

Подвижные и спортивные игры

5.7

Мячи баскетбольные

50

5.8.

Сетка для переноса и хранения мячей

1

5.9

Жилетки игровые с номерами

15

5.10.

Мячи волейбольные

25

5.11.

Табло перекидное

1

5.12.

Сетка для ворот мини-футбола

2

5.13.

Мяч футбольный

15

5.14

Насос для накачивания мячей

2

Измерительные приборы

5.15.

Секундомер

7

5.16.

Шагомер электронный

2

Средства первой помощи

5.17

Аптечка медицинская

1

7.

Пришкольный стадион (площадка)

7.1.

Легкоатлетическая дорожка

3

7.2.

Сектор для прыжков в длину

1

7.3.

Игровое поле для футбола

1

7.4.

Площадка игровая баскетбольная

2

7.5.

Площадка игровая волейбольная

2

7.6.

Гимнастический городок

2

                                                                 







ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

  1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2012 Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)

  2. Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011г.

  3. И.А. Тер-Ованесян. Летящий над землей. М., «Физкультура и спорт» 1984.

  4. .В.Санеев., Быстрее, выше, сильнее. М., «Физкультура и спорт» 1986.

  5. В. Санеев., Твой первый прыжок. М., ФиС.,1990.

  6. Н.Г. Озолин, Легкая атлетика. М., ФиС.,1979.

  7. А.И. Шилкин, Легкая атлетика. М., Издательский центр «Академия»,2003.

  8. В.А. Креер, Легкоатлетические прыжки, М., ФиС., 1986.


 Для обучающегося:

  1. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2008г.

  2. Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2009г

  3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Москва, 2007.

  4. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация занятий. М. :Дрофа, 2008. С. – 3312003.

  5. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2008г. Попов В. Б. «Прыжки в длину». М.2011г




























Приложение

Бурятские народные игры, их роль в воспитании детей.

Огромную роль в воспитании любви к родному краю, в формировании уважения к обычаям и традициям своего народа, в воспитании национального самосознания играют национальные народные игры. Бурятские народные игры самобытны, имеют свои особенности и свою историю, уходящую в седую древность. К самым древним играм можно отнести: 1 «дандаалха»- догоняшки, 2 «хоргодоон» - прятки, 3 «урилдаажа наадаха» - бег наперегонки, 4 « Ээрэмшээхэ» - крутиться вокруг чего - не будь, в данном случае разводить костёр, бегать вокруг него и ловить друг друга.

Многие старые игры пережили своё время, но в наши дни дети по-прежнему любят «прятки», «догоняшки», и другие игры, навсегда вошедшие в  сокровищницу народного творчества.

Эти игры  увлекательны и полезны стоит того, чтобы её возродили и подарили детям.

Однако анализ игровой деятельности в школьных учреждениях  показывает, что наши воспитанники недостаточно знакомы с традиционными бурятскими народными играми.

В игре «таалсалга» в обеих руках у ребёнка по горсточке косточек, дети отгадывают, в какой руке их больше, в какой – меньше. Если ребёнок угадает, то берёт косточки себе. Кто больше соберёт косточек, тот самый внимательный и наблюдательный,

В игре «Хумпараа» - подкидывание трех альчиков (косточек) учим своих воспитанников управлять рукой, координировать движения, развивать глазомер. Это игра является подготовленным этапом к более сложным играм. По правилам игры нужно, чтобы все три косточки упали одинаково, но для детей младшей группы это необязательно, важнее узнать, кто из них упал; козлик или овечка, лошадка или бычок. Но если у кого-то упали все три косточки в одном положении, тот все косточки-бабки (козлят, овечек, лошадок или бычков) забирает себе.

Дети с интересом играют в игру « Шагай харбалга» - метание, которая способствует развитию глазомера, остроты зрения, координации движений. Бабки (кости) в этой игре ставятся в два противоположных ряда на расстоянии 40-60 см. Дети играют по двое. Каждый играющий метит косточкой из своей «стены» (конь или скот) в «стену» соперника. Сколько косточек выбьет из «стены» противника, все забирает себе. Если промахнется то, отдает свою косточку – «стрелу» сопернику.

Большое место в работе с детьми занимают народные подвижные игры, которые физически укрепляют  ребёнка, развивают нравственные чувства, создают определённый духовный настрой, воспитывают характер, волю, вызывает интерес к народному творчеству. Особенно популярными и любимыми стали игры «Шоно Тарбагашааха» (волк и тарбаганы), «Гахай шэдэхэ», (охота на лабанов.), «Шуур шэдэхэ», (кидание шура) и другие.

В игре «Шоно Тарбагашааха» считалкой выбирается «волк», остальные дети – «тарбаганы». Чертится два круга – «норы». «Тарбаганы» перебегают из одной «норы» в другую. «Волк» их ловит. Дети – «тарбаганы» стараются не стать добычей «волка».

Игра «Гахай шэдэхэ» ( охота на кабанов) – очень подвижная и эмоциональная. В этой игре у детей развивается ловкость, быстрота, глазомер. Считалкой выбираются  два «охотника» которые становятся по обе стороны «поляны» (прямоугольник длиной от 3 до 6 метров шириной от 1,5 – до 2 метров). Их «оружие» - мячик. В этой игре дети прыгают, падают, наклоняются, т.е. стараются не стать «добычей охотника». « Охотник» попав мячом в «кабана», забирает его к себе за черту. «Охотники» соревнуется между собой у кого больше «кабанов».

Бурятский народ из поколения в поколение посредствам игры передавал свой фольклор с этой целью использовались старинные игры. «Таабари таалсаха» (загадывания и отгадывание загадок) «Алта нюуха» (прятать золото), «Дуу андалдан» (обмен песнями). Дети играли в игру «Загадывание и отгадывание загадок». На начальном этапе игры загадывала детям на бурятском языке, а дети отгадывали их. Если дети затруднялись, показывала картинки- отгадки.

Дети очень любят играть в игру «Алта нюуха» ( прятать золото) игра побуждает  детей к теплым  дружеским взаимоотношениям, развивает у детей наблюдательность. По считалке выбирается ведущий, ему вручается «золото» ( пуговица обёрнутая фольгой). Дети садятся в ряд, положив руки на коленки, сомкнув их ладошкой. Ведущий должен не заметно положить «золото» кому ни будь в ладошки.  Дети должны внимательно смотрят «за соседями». Если ребёнок заметил, что «золото» положили соседу, должен быть начеку. При слове ведущего «Золото» выходи! Ребёнок должен поймать соседа за руку или за одежду и не дать ему встать со своего места. Иначе «золото» будет обязан спеть или сплясать.

Бурятские народные игры

Табун


Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.


Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.


Иголка, нитка, узелок


Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.


Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.


Волк и ягнята


Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:


Что ты здесь делаешь?

Вас жду.

А зачем нас ждешь?

Чтобы всех вас съесть!

С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.


Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать Повороты в сторону, следуя за движениями овцы... Волку нельзя отталкивать овцу.


Ищем палочку


Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, Куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие Игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.


Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.




Сухарбан


Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.

П равила игры. Соблюдать правильный прием стрельбы.






Верблюжонка верблюд ловит (Ботогон буурашалга)


В игре участвует 10-30 и более человек. Играть можно на небольшой площадке (5-7 м в поперечнике).

Описание. Эта игра напоминает игру «Кошки-мышки», только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд (буура), верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. «Верблюжонок» становится в круг, а «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если «верблюду» все же удается прорваться, то он пытается схватить «верблюжонка». Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают.

Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих.

Правила. 1. «Верблюд» может прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы.

2.«Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его.


«Поиски шила и ножниц» («Шубгэшоолгэ»)


Участвует в этой игре 7-15 человек.


Описание. Из игроков выбираются по желанию «баба» и ее «дочь». Они отходят в сторону и ждут, когда придет время их действий. Остальные играющие, став в затылок один другому и держа друг друга за пояс, садятся на корточки. К ним подходит «баба». Она говорит, что ищет шило и ножницы, чтобы вытащить занозу из носа верблюда. Играющие прячут от нее пучок травы или палочку - «ножницы» и «шило». Когда «баба» просит «ножницы» и «шило» у первого играющего, тот отвечает, что надо искать в задних рядах. Она толкает его, стараясь вывести из равновесия, чтобы ему пришлось опереться рукой о землю, а сама подходит к следующему и т. д. В это время играющие говорят:

«Поднимается ветер,

он гонит сюда дождевую тучу.

Баба, баба, собирай аргал» (сухой навоз, который служит в степи для топлива).

«Баба» уходит. Тогда один из игроков встает и, «похитив» «дочку», «прячет» ее (сажает среди остальных игроков).. «Баба», вернувшись, спрашивает:

«Где моя дочь?»

Ей отвечают:

«Там, за западной канавой, женщина ищет свою дочь».

Вся игра ведется в комическом тоне: «баба» ищет то «дочь», то «шило» и «ножницы». В некоторых вариантах игра так и продолжается, пока не надоест играющим.

У бурят, живущих в Агинском автономном округе, конец этой игры иной: после «похищения дочери» «баба» находит ее в цепочке играющих и пытается отнять. Играющие встают, сохраняя цепочку. Передний игрок расставляет широко руки, не давая водящей приблизиться к «дочке». Водящая мечется из стороны в сторону, но вся цепочка увертывается от нее. Начинается игра, в сущности похожая на известную игру «Коршун и наседка», где у водящей цель - отрывать игроков от цепочки, защищаемой первым игроком. Игра продолжается до тех пор, пока «баба» не поймает свою «дочь».

Правила.

  1. Игрок, которого «баба» оторвала от цепочки, должен сразу выйти из колонны, а остальные вновь берут друг друга за пояс.

  2. Во время движения отрываться от цепи нельзя. Если это произойдет, то игра приостанавливается и все опять берутся за пояс.



Игра в лодыжки (Шагай)


«Игра в лодыжки» (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног) широко распространена среди бурят. Она имеет несколько разновидностей. Ниже приводится одна из наиболее простых. Участвовать в ней могут мальчики и девочки 6-15 лет, 2 человека и более.

Описание. Игроки кладут на землю, или на дощечку, или на стол в общую кучку условленное число лодыжек, например каждый по 5 костей. Очередность в игре определяют по считалке или жеребьевке.

Первый игрок подбрасывает одну лодыжку. Сразу же (той же рукой) берет лодыжки из кучи и ловит подброшенную вверх. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяет все снова и так продолжает игру до тех пор, пока не уронит подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше лодыжек из общей кучи. Выигрыш подсчитывают, когда в куче не останется лодыжек. Потом их складывают в общую кучу и игра повторяется.


Правила.

  1. Игрок передает очередь следующему не только тогда, когда не успевает поймать подкинутую лодыжку, но и в том случае, если не успеет взять лодыжку из общей кучи или уронит её, ловя подброшенную вверх.

  2. Играть можно любой рукой, но в ходе игры запрещается менять руку или помогать другой рукой.

В разновидностях этой игры задания усложняются (например, подкинутые лодыжки ловят на тыльную сторону ладони, берут лодыжки, положенные не на землю, а себе на колени, и т. д.). В Бурятии можно наблюдать игру «Шагай» во время езды на лошадях (это очень характерно для потомственных скотоводов). 


Рукавицу гнать (Бээлэй тууха)

В прежние времена эту игру проводила молодежь, собираясь у кого-нибудь в доме или на улице. Рукавицу нередко заменяют платком, шарфом и т. п. Игра проходит интереснее, если в ней 15 и более участников.


Описание. Играющие, сев тесным кругом лицом к центру, незаметно передают из рук в руки за спиной рукавицу. Кому она попадет в руки, тот начинает раскачиваться из стороны в сторону и напевать:

«Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони» («Бээлэй, бээлэй, бээлэй туу»).

Водящий, находящийся в середине круга, услышав пение, бросается в ту сторону, где поют. Но пока Он приблизится, пение и покачивание там прекращаются, переходя дальше по кругу - как бы катится волна. Это значит, что рукавица ушла дальше.

Задача водящего - обнаружить рукавицу в руках одного из играющих, который после этого становится новым водящим.


Правила.

  1. Игрок, получивший рукавицу, не задерживает ее у себя до конца пения, а передает сразу в любую сторону, продолжая петь до конца фразы.

  2. Остальные играющие не должны начинать пение до того, как придет к ним в руки рукавица.

  3. Названный водящим игрок должен немедленно показать свои руки, не передавая дальше рукавицу, если она у него находится.


Белое дерево (Сагаан модон)

Эта игра широко распространена едва ли не у всех народов, для которых традиционным является скотоводство, особенно степное. Ее считают своей народной игрой казахи, киргизы, каракалпаки, калмыки, буряты и, многие другие народы. Поиск нужного предмета (белой палки, белого шерстяного мяча и т. п.) в степи лунной ночью позволяет развить и проявить навыки, высоко ценимые среди потомственных скотоводов. Отсюда популярность и традиционность игры во многих скотоводческих районах, включая Бурятию. Здесь эта игра имеет некоторые особенности, связанные с наличием в Бурятии не только степной, но и лесистой местности: в игре используются большая жердь и маленькая деревянная палочка.

Игра проводится в летнюю лунную ночь. Участвует в ней обычно 20-30 человек, чаще это юноши и подростки. Прежде, по свидетельству Г. Н. Потанина, и взрослые люди, даже женщины, принимали участие в этой игре.

А так же в эту игру можно играть со старшими дошкольниками на уличной площадке.


Описание. Играющие делятся на две равные по силам команды. Игровым инвентарем служат жердь (длиной1м) и короткая палочка (10 см длиной), свежеобструганная, белая , без сучков и заусенцев. Команды идут на ровное открытое место, куда приносят жердь, и строятся вдоль нее в ряд.

Один из играющих бросает вдаль что есть силы короткую палочку с криком «кик-кук!», что служит сигналом начала поисков. Кто первый нашел, кричит: «Бии олооб!» - и бежит к жерди или передает палочку (так, чтобы никто из соперников не заметил этого) более сильному товарищу из своей команды. Если соперники обнаружат палочку, то стараются отнять ее и донести до жерди сами.

Побеждает команда, которой удастся стукнуть палочкой по жерди. Этот стук служит сигналом к прекращению игры. После этого она обычно повторяется. И так несколько раз.


Правила.

  1. Во время борьбы можно хвататься только за саму палочку, а не за руки, ноги, одежду соперников.

  2. Найденную палочку можно только нести или передавать из рук в руки, но нельзя, перебрасывать ее друг другу.