СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (вальс).

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель:  раскрыть тяготение к «легкой» и «серьезной» музыке одного жанра – вальса - на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки, фрагментов песен, сочиненных в наши дни.

 

Задачи: 

- обучающая – определить характерные черты вальса;

- развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века;

- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Работа по теме урока:

 

Звуки вальса тихонько коснулись души,

В глубину всех сердец незаметно проникли.

Пригласить свою даму на танец спеши,

Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.

 

Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать с прослушивания

Просмотр содержимого документа
««Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (вальс).»

«Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (вальс).


Цель: раскрыть тяготение к «легкой» и «серьезной» музыке одного жанра – вальса - на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки, фрагментов песен, сочиненных в наши дни.


Задачи:

- обучающая – определить характерные черты вальса;

- развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века;

- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.


Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Работа по теме урока:


Звуки вальса тихонько коснулись души,

В глубину всех сердец незаметно проникли.

Пригласить свою даму на танец спеши,

Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.


Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать с прослушивания фрагментов песен, написанных в наши дни.

- Каким песням принадлежат эти мелодии и что между ними общего? (Эти песни написаны в ритме вальса и исполняются в темпе вальса)

СЛУШАНИЕ: «Мальчишки, девчонки» Аркадия Островского

СЛУШАНИЕ: «Туристская песня» Кирилла Молчанова


- Чем объяснить популярность вальса на протяжении вот уже 2 веков?

- Как вы думаете, почему многие песни, сочинённые в наши дни, имеют черты вальса?

- Скажите, как мы узнаём о быте, музыке, танцах прошлых лет? (из повестей, романов, сказок)

- Прочитайте отрывок из романа Льва Толстого «Война и мир» (сцена первого бала Наташи Ростовой).

- Какому танцу созвучен образ юной Наташи Ростовой?

В 7 классе вы знакомились с «Вальсом» из оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева. Именно он рисовал нам образ Наташи Ростовой.

СЛУШАНИЕ: «Вальс» из оперы «Война и мир» С. Прокофьева

- Почему именно он, а не мазурка, полонез, менуэт?


Изучение нового материала.

При дворах высокопоставленных лиц танцевали множество танцев: менуэты, сарабанды, полонезы. Простой люд плясал на праздниках народные танцы – в каждой стране свои.

Одни танцы (особенно народные) сохранялись веками, другие исчезали без следа.

Предлагаю вам разгадать «Танцевальный кроссворд» и назвать популярные танцы прошлых столетий. Каждый танец нужно отнести к той стране, в которой он бытовал. (приложение «Танцы народов мира»)

РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА

Перед вами 7 прекрасных стран, которые стали Родиной для 7 разных танцев.

- А какую страну считают Родиной ВАЛЬСА?

Родиной вальса считают три страны: Францию, Чехию и Австрию.

В середине 18 столетия во Франции бытовал народный танец ВОЛЬТ. Танцевали его парами, с поворотом одного танцующего вокруг другого.

В Чехии в это же время был популярен весёлый танец ФУРМАНТ («франт», «гордец»).

В Австрии танцевали степенный танец ЛЕНДЛЕР.

Была ещё немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный ВАЛЬЦЕР. Во всех этих танцах партнёры, крепко обнявшись, кружились в быстром, вихревом движении.

Новый танец ВАЛЬС соединил в себе элементы вольта, лендлера, фурманта и вальцера. Вальс вышел из сельских кабачков и вошёл в аристократические танцевальные залы. Только принят там был не сразу. Во дворцах новый танец считался очень неприличным.

В России, например, Павел 1 издал предписание, запрещающее «употребление пляски, вельсеном именуемой». Но ни смотря ни на что, вальс нельзя было остановить, он с триумфом шёл по странам Европы.

Особенно любили танцевать венцы. До сих пор знамениты вальсы Иоганна Штрауса-отца, его сыновей Иозефа, Эдварда и Иоганна. Последнего уже при жизни называли королём вальса. Его вальсы покорили Европу.

Немецкий композитор Франц Шуберт написал около 250 вальсов.

У польского композитора Фридерика Шопена вальсы стали концертными пьесами.

За 200 лет прошедших с рождения ВАЛЬСА, облик его менялся, становился разнообразным.

В России самыми популярными жанрами стали вальс-романс, вальс-песня («На сопках Маньчжурии» И. Шатрова, «Амурские волны» М. Кюсса).

В творчестве композиторов разных стран и эпох вальсы были разными: бальными, эстрадными, симфоническими и оперными, мятежными и нежно-поэтическими.

О таком вальсе мы сегодня поговорим – это произведение великого русского композитора Михаила Глинки.


СЛУШАНИЕ: «Вальс-фантазия» М. Глинки

- Какое впечатление произвела на вас музыка Михаила Глинки? Какие чувства и мысли она вызвала?

- Вы бы отнесли её к области «лёгкой» или «серьёзной» музыки?

- Как вы думаете, почему композитор дал своему произведению такое название?

«Вальс-фантазия» - одно из самых задушевных лирических произведений М. И. Глинки. В нём отразились мечты о неуловимом, прекрасном образе любимой женщины, о хрупких образах юности, о светлой и мимолётной красоте. Это произведение явилось в какой-то мере «страницей дневника» композитора. Вальс был негласно посвящен Екатерине Ермолаевне Керн – дочери воспетой А.С. Пушкиным А.П. Керн.

(на доску прикрепляется портрет Е.Е. Керн).

Поэтическое увлечение этой юной девушкой было одним из самых глубоких жизненных впечатлений Глинки.

Прослушайте это произведение ещё раз и охарактеризуйте интонацию и ритм главной мелодии.

Повторное СЛУШАНИЕ: «Вальс-фантазия» М. Глинки

«Вальс-фантазия» Михаил Глинка

Мелодия Певучая, гибкая. В ней слышится нежный и страстный призыв любви

Ритм Лёгкий, трепетный, причудливый, как будто Глинка рисовал прелестный облик девушки, её воздушную походку, быстрые и лёгкие движения.

ВЫВОД: «Вальс-фантазия» - это целая лирическая драма, разворачивающаяся на фоне вальса.

Значение «Вальса-фантазии» в истории русской симфонической музыки очень велико. Полная искреннего вдохновения лирическая поэма Глинки указала многим русским композиторам особый путь развития танца.

ВЫВОД: Танцы могут относится и к «лёгкой» и к «серьёзной» музыке. В танцевальных интонациях могут быть воплощены различные оттенки человеческих чувств.

Словно лёгкие капельки или снежинки

Начинают волшебно владеть тишиной…

Не спеша

Нарастает мелодия Глинки –

И яснеет бездонная высь надо мной.


Работа над песней «Вальс о вальсе».

Как мы уже говорили в начале урока, многие современные композиторы пишут свои песни в ритме вальса. Одна из самых известных песен Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко называется «Вальс о вальсе».

СЛУШАНИЕ: «Вальс о вальсе» Э. Колмановского (Татьяна и Сергей Никитины)

СЛУШАНИЕ: «Вальс о вальсе» Э. Колмановского (К. Шульженко)

- Как вы понимаете смысл этой песни?

- Соответствует ли форма этой песни её содержанию?

- Опишите свои впечатления от пения Татьяны и Сергея Никитиных.

- Сравните эту интерпретацию песни с исполнением Клавдии Шульженко.

Запишем текст песни в тетрадь.

ИСПОЛНЕНИЕ:«Вальс о вальсе» Э. Колмановского

домашнее задание.

Выучить текст песни Э. Колмановского «Вальс о вальсе»

подведение итогов урока.

Вальс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других танцев и сделали королем танцев!

...Пусть на земле нашей старой

Новые вальсы звучат!

Пусть восхищенные парни

Кружат счастливых девчат.

Пусть в тишине затаенной

Кружатся звезды для нас!

Вальс - это танец влюбленных,

Вальс - это все - таки вальс...


Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература: Учебник, программа.

2. Наглядные пособия: портреты композиторов.

3. Музыкальный материал: «Вальс-фантазия» М. Глинки, фрагменты песен «Мальчишки, девчонки» Островского, «Туристской песни» из оперы «А зори здесь тихие…» К. Молчанова, «Школьный корабль» Г. Струвве.