СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Lego - конструирование как средство развитие steam - компетенций у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование LEGO технологий на уроках в начальной школе-это важный элемент учебного процесса, который помогает развивать ребёнку умственные и физические возможности: память, мышление, речь, мелкую моторику рук.

Просмотр содержимого документа
«Lego - конструирование как средство развитие steam - компетенций у младших школьников»

КУЛАКОВИЧ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
учитель начальных классов

Государственное учреждение образования «Средняя школа №45

г. Витебска», Республика Беларусь

LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ STEAM - КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования учитель получил возможность использовать огромное разнообразие технических средств и технологий в процессе обучения и сделать процесс познания для ребёнка увлекательным. Формирование базовых знаний, умений и навыков должно сочетаться с творческой деятельностью, связанной с развитием у ребёнка познавательных процессов.

Учитель в своей педагогической деятельности должен учитывать то, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Ребёнку легче учиться, усваивать материал, когда ему учиться интересно. Такой познавательный интерес формируется разными способами на уроках и во внеурочной деятельности. Значит наша цель - привить интерес к знаниям, опираясь на занимательный и в тоже время содержательный материал.

Использование LEGO технологии на уроках в начальной школе - это важный элемент учебного процесса, который помогает ребёнку развивать умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук. Дети проявляют свои творческие способности, фантазии, учатся взаимодействию со сверстниками, взаимопомощи, необходимости обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки. LEGO технология - одна из известных и распространенных сегодня педагогических технологий, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

В педагогике LEGO технология интересна тем, что, строясь на междисциплинарных связях, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. В своей педагогической универсальности LEGO технология служит важнейшим средством развивающего обучения во многих странах.

Использование конструктора ЛЕГО на уроках обучения грамоте и русского и белорусского языков:

- для постройки звуковой модели слова (Понадобятся: пластина, красные, синие и зелёные кирпичики. Работу можно организовать индивидуально или в парах. Учитель показывает правильную модель на экране, ученики сравнивают свою работу с эталоном.);

-моделирование букв из кирпичиков,

-игра «Что это за звук?» (Для этого задания необходим конструктор серии LEGO еdukation «Учись учиться». Это задание может включать несколько этапов. 1 - ый этап - учитель предлагает учащимся расшифровать букву, которая закодирована с помощью двоичных кодов, после этого предлагается построить из кубиков предметы, которые начинаются на эту букву. 2 - ой этап - задание усложняется, необходимо составить предложения из полученных слов. 3 - этап - составить текст так, чтобы каждое слово в тексте начиналось на одну и туже букву).

На уроках математики можно использовать разнообразные задания и игры. В этом может помочь конструктор LEGO еdukation «Увлекательная математика», с программным обеспечением, в котором можно все задания выполнить в 3-D конструкторе, распечатать задания на индивидуальных листах, смоделировать с помощью кирпичиков полученное от учителя задание.

При изучении состава чисел до 10. Например, работая с составом числа 7, ученик выкладывает на пластине 3 красных и 4 зелёных кирпичика. А другой ученик выбирает другое решение задачи и выкладывает на своей пластине 2 красных и 5 зелёных кирпичиков. Все варианты можно просмотреть и обсудить.

При установлении взаимосвязи между частями и целым (используем пластины и кирпичики разных цветов по количеству частей).

При решении задач (используем пластины и кирпичики, заменяя краткую запись задачи моделированием).

При сложении чисел с переходом через разряд (используем пластины и кирпичики двух цветов). Ученики на пластине передвигают кирпичики от одного слагаемого к другому, запоминая алгоритм сложения с переходом через разряд. У учащихся идёт одновременное слуховое, зрительное и тактильное восприятие материала. При изучении нумерации однозначных, двузначных, трёхзначных чисел работаем с моделями чисел: единицы, десятки, сотни, тысячи.

Графический диктант (с помощью кирпичиков в паре или индивидуально выкладываем рисунок или цифру (букву) по команде учителя). Например, чтобы выложить цифру 5 понадобиться 11 одинаковых квадратных кирпичиков. Определяем первый кирпичик в нижний левый угол, далее слушаем команды учителя и пошагово их выполняем. 2 кирпичика вправо, 2 кирпичика вверх, 2 кирпичика влево, 2 кирпичика вверх, 2 кирпичика вправо.

Можно выполнить даже тест (предложенные варианты ответов должны соответствовать цветным кирпичикам, ученикам 1 класса будет интересно выкладывать ответы цветными кирпичиками).

Математический диктант «Строим дом». Задание: помогите строителю построить дом: 1 этаж-4 кирпичика, 2 этаж - на 1 кирпичик меньше, 3-на 1 меньше чем второй, 4-на 1 меньше, чем в 3 этаже.

Кубики можно использовать при изучении таблицы умножения и деления. Например: таблица умножения числа 4. Для этого нам необходимы кирпичики с четырьмя гвоздиками. Запись: 4*1=4, это значит, что кирпичик с четырьмя гвоздиками берем один раз. 4*2=8 берем кирпичик с четырьмя гвоздиками два раза и тд.

На уроках человек и мир при изучении тем: Глобус – модель Земли. Смена дня и ночи. Смена времён года. Можно использовать действующую модель конструктора «Умная вертушка», для демонстрации вращения Земли вокруг своей оси. Для демонстрации вращения Земли вокруг солнца понадобятся 2 собранные модели. Одна модель солнца, а другая модель продемонстрирует вращение Земли вокруг своей оси и солнца одновременно.

Путешествие в дальние страны. Африка. Южная Америка. Азия. Учимся решать жизненные задачи. Обмен животными между зоопарками. Можно использовать действующие модели: «Обезьянка - барабанщица», «Рычащий лев», «Голодный аллигатор», «Порхающая птица», «Танцующие птицы». Группами учащихся собираются разные модели животных и их среда обитания, предлагается изучить материал из учебника, энциклопедии, интернета. Затем группа знакомит класс со своим животным.

Для решения одной из очень важных задач начальной школы развитие речи – необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, моделируя. На уроках литературного чтения целесообразно использовать конструктор LEGO еdukation «Построй свою историю. Развитие речи 2.0» с программным обеспечением. С помощью этого конструктора учащиеся могут придумывать истории самостоятельно, а так же по заданному началу или концу, учиться делить текст на части, моделировать и конструировать эпизоды к произведению, работать с программным обеспечением. Для этого необходимо текст разделить на эпизоды, смоделировать его на пластине, сфотографировать и переместить фотографию в программу, где можно ее обработать и создать так называемые комиксы.

Театрализованные представления являются одним из любимых видов внеурочной деятельности младших школьников. Для изготовления декораций и персонажей используются подручные средства и конструктор LEGO, он помогает процесс подготовки спектакля и сам спектакль сделать ярким, творческим и интересным.

«Отгадай загадку»- на первый взгляд кажется простым заданием, но с помощью конструктора можно сделать его интереснее. Для этого необходимо отгадать и построить из конструктора отгадку. Но как показывает практика, одинаковых моделей не бывает, так как каждый ребенок индивидуален и уникален.

Использование LEGO технологии в учебно-воспитательном процессе позволяет не только разнообразить процесс обучения и воспитания, но и учит учащихся самостоятельности, использованию приобретённых знаний и умений в жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа. – М. : Просвещение, 2010. –191с.

2. Диск « Книга для учителя LEGO EducationWeDo»[Электронный ресурс] –URL: http://74203s044.edusite.ru/p78aa1.html.

3. Конструкторы Лего(LEGO) как образовательная среда в начальной школе. [Электронный ресурс] –URL: http://www.klass39.ru/konstruktory-legolego-kak-obrazovatelnaya-sreda-v-nachalnoj-shkole/.

4. Конструктор. LEGOE ducationWeDO [Электронный ресурс] –URL: http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school/upper-primary/7plus-education-wedo.

5.Бондаренко, Т. Г. «Дайте детству созреть...». Включение ЛЕГОконструирования в образовательный про­цесс / Т. Г. Бондаренко, С. Л. Полюхович, С. С. Ивинская // Пачатковая школа. – 2012. – № 1. – С. 3–5.

6. Бондаренко, Т. Г. ЛЕГО-технология в начальных классах / Т. Г. Бондаренко, С. С. Ивинская // Пачатко­вае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. – № 3. – С. 22–23.