ЛЕГО -конструирование в детском саду
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала»
Ж. Пиаже
В организации работы по преемственности между детским садом и школой ключевым моментом является формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.
Одно из приоритетных мест в образовательной деятельности дошкольников и младших школьников занимает игра, она по-прежнему значима и актуальна. Использование игровых технологий на занятиях по подготовке к школе и в начальной школе способствует облегчению процесса адаптации детей в условиях школы, повышая интерес и ускоряя процесс обучения.
Значит наша цель – привить интерес к знаниям, способность их получать, опираясь на занимательный и в тоже время содержательный материал.
Одним из таких способов является использование на занятиях с дошкольниками и на уроках - конструктора.
Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение.
А.Р. Луриясказал, «что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности».
Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».
Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности, которое способствует становлению важнейшего умственного действия наглядного моделирования, развивает способность воспринимать внешние свойства предметного мира, понимать и некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функций, создавать новые, оригинальные образы.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном и начальном школьном воспитании, и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. В процессе выполнения конструкции у дошкольников развивается умение довести начатое дело до конца, контролировать свою деятельность и получать качественный результат, что является очень важным при обучении в школе.
Из всего многообразия конструкторов, которые используются в дошкольных учреждениях, мне хотелось бы остановиться на ЛЕГО конструкторе, который представляется собой «яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка». С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться.
ЛЕГО - конструктор развивает умственную активность и моторику рук детей. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.
Использование технологии легоконструирования для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста является великолепной возможностью развивать конструктивное мышление детей в творческой увлекательной форме. Для активизации процесса мышления необходимо создание проблемной ситуации, проявляющейся как нельзя лучше в деятельности
Через использование ЛЕГО - конструктора можно реализовать все 5 образовательных областей развития дошкольников:
речевое развитие
художественно-эстетическое
физическое
познавательное
социально-коммуникативное в зависимости от того, какую цель поставил педагог на том или ином занятии.
ЛЕГО используется как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Цели и задачи ЛЕГО-конструирования
Цель:
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО - конструированием.
Задачи:
Обучающие:
содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
создать условия для овладения основами конструирования;
способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
создать условия дляразвития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
способствовать развитию творческой активности ребёнка;
способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
В процессе работы с ЛЕГО можно различить три основных вида конструирования:
по образцу
по условиям
по замыслу
ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.
Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с ЛЕГО - элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.
Для воспитателей нашего детского сада использование ЛЕГО – конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности, непосредственно как на занятиях, так и в повседневной деятельности детей.
ЛЕГО – конструктор широко используется на занятиях по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Конструктивная деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания у детей. Прежде чем, приступить к созданию конструкции, необходим точный расчёт, продуманность, определенная последовательность и точность в работе.
Игры: «Чудесный мешочек», «Запомни и повтори», «Построй дом по чертежу», «Восстанови сломанный мост», «Дострой дом (гараж, машину и т.д.) по образцу».
На занятиях в ДОУ по ознакомлению с окружающим ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности:
-дети в своих постройках реализуют полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок;
-результат своего труда (постройки) дети представляют в реальной жизни и закрепляют материалы, из которых они изготовлены. Полученные единичные конструкции объединяют в тематическую постройку «Мой город», «Моя улица», «Зоопарк», «Животные Африки» и т.д. В дальнейшем эти постройки используются в самостоятельно-игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков.
Игры: «Из чего сделано?», «Найди такой же», « Чем похожи и чем отличаются?», « Расскажи о свойствах предмета», «Узнай на ощупь»
В начальной школе ЛЕГО – конструкторы можно использовать на уроках по «Окружающему миру». В интегрированных блоках окружающий мир – легоконструирование, литературное чтение – легоконструирование, художественный труд легоконструирование можно использовать различные задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений и всего, что связано с программой обучения учащихся в различных образовательных учреждениях, как дошкольников, так и учащихся младшего школьного возраста.Ученики могут читать сказки и использовать элементы драматизации, создавая небольшой ЛЕГО-театр как индивидуальный, так и общий. Они сами выстраивают декорации к прочитанным сказкам, распределяют роли, озвучивают героев, сопереживают происходящим событиям.
Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам в школе.
На занятиях по развитию речи в ДОУ работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
При использовании Лего-конструктора хорошо отрабатывать лексико-грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? сколько у тебя красных кирпичиков?).
Конструирование фигур животных, разнообразных предметов помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста, стол без чего? - без ножки). Составление из частей целого помогает развивать понимание образования сложных слов.
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, изготовленными детьми, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Игры «Один – много», «Мой, моя, моё», «Чей, чьи, чья, чьё?», «Подбери признак», «Назови ласково», «Чего не хватает?», «Закончи предложение», «Подбери родственное слово»
Перед педагогом по обучению детей развитию речи с элементами грамоты, стоит важнейшая задача по построению системы работы таким образом, чтобы ее осуществление гарантировало успешное овладение каждым ребенком звуко-слоговым анализом и синтезом.
Для этого можно предложить детям:
- выложить схемы из кубиков ЛЕГО, используя цветовую гамму (красный – гласный звук, синий – согласный твердый звук, зеленый – согласный мягкий звук) и размеры кубиков (длинный-длинное слово (слог), короткий-короткое слово(слог). Это помогает использовать одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный.
Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры.Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.
Игры «Сложи букву», «Узнай слово по схеме», «Где спрятался звук», «Живые буквы», «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?», «Сложи словечко», «Почтальон»
Применять ЛЕГО в школе на уроках обучения грамоте, русскому языку можно таким образом:
- выкладывать с помощью кирпичиков ЛЕГОсхему предложения
- определять количество гласных звуков в слове, количество слогов с помощью кирпичиков
- конструировать букву из кирпичиков Лего;
- строить различные предметы, которые начинаются с указанного звука (буквы);
- выкладывать столько кирпичиков Лего на наборную доску (или на парту), сколько слышно слов в данном предложении (или сколько слогов находится в данном слове)
-для постройки звуковой модели слова (понадобятся красные, синие и зелёные ЛЕГО–кирпичики)
ЛЕГО - конструктор более широко используется на занятиях по ФЭМП. Он способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.
ЛЕГО - конструктор в ДОУ используется с целью:
- закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, знания состава числа
- умения классифицировать по признакам; используется как условная мерка при сравнении предметов по длине, ширине
- развитие представлений о форме
-умения ориентироваться на плоскости, развития пространственной ориентировки.
ЛЕГО - конструктор в школе можно использовать:
-при освоении десятичной системы счисления
-при изучении пространственных представлений: вверх, вниз, направо, налево
-при изучении увеличения и уменьшения числа на несколько единиц, состава числа
-при переходе через десяток
- периметра и площади геометрических фигур
-при изучении долей и дробей
-при решении задач -ЛЕГО – кирпичики помогают понять условие задачи,заменяют краткую запись в тетради, помогают правильно выбрать арифметическое действие, при вычислении и для проверки решения
-при изучении нумерации однозначных, двузначных, трёхзначных чисел работать с моделями чисел: единицы, десятки, сотни, тысячи
- при написании графического диктанта
Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Созданные постройки из "Лего" используют с детьми в играх - театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержание того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.
Посредствам героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности. Итак, при помощи использования конструкторов "Лего" театрализованная деятельность детей становится более интересной, развивается интеллектуальный и творческий потенциал детей: самостоятельность исполнения и передача образа сказочных персонажей, взаимодействие в коллективе и согласование, воображение, речь, а также личностные качества
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. Важной задачей музыкального воспитания является развитие у детей музыкальных способностей. Большая роль в этом принадлежит музыкально – дидактическим играм. В нашем детском саду сложилась традиция использования конструктора Лего в развитии музыкальных способностей детей, т. к. считаем, что включение деталей конструктора в игры способствует наиболее яркому развитию творческого потенциала дошкольников.
Игры «Птичка села на сук», «К нам Лего – гости пришли», «Веселый-
грустный Лего-робот», «Лего-календарь»
Целесообразно использование ЛЕГО конструктора на занятиях и уроках физкультуры. Дети могут использовать кубики в эстафетах, подвижных играх, перешагивать через заранее построенные перекладины, дуги, перепрыгивать через них.
.