LEGO- технологии на уроке математики как средство развития функциональной грамотности младших школьников
Давайте обратимся к словам Гёте (слайд)
Знать мало – надо применять.
Хотеть мало – надо делать.
- Эти слова ярко отражают веяния нового времени.
Государственные образовательные стандарты нового поколения требуют применение новых педагогических технологий.
Стандарты нового поколения ориентируют учителей на гуманизацию процесса образования и создание условий для разностороннего развития личности ребёнка. Формирование базовых знаний, умений и навыков должно сочетаться с деятельностью творческой, связанной с развитием у ребёнка познавательных процессов.
Главным отличием принятых стандартов является ориентация образования на результат на основе системно - деятельностного подхода, развитие функциональной грамотности.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе:
здесь идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию;
формирование приемов математической грамотности, которая входит в содержание функциональной грамотности.
(Слайд) Функциональная математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
(Слайд) Учитель в своей педагогической деятельности должен учитывать то, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Ребёнку легче учиться, усваивать материал, когда ему учиться интересно. Такой познавательный интерес формируется разными способами на уроках и во внеурочной деятельности. Это и игра, и элементы занимательности, проблемные ситуации и другие способы. Успех обучения зависит от желания ребёнка учиться, познавать. Значит наша цель – привить интерес к знаниям, способность их получать, опираясь на занимательный и в тоже время содержательный материал.
(Слайд) Маленькому ребёнку трудно даются абстрактные математические понятия. Манипулирование теми или иными предметами помогает привязать эти понятия к тактильному и двигательному опыту ребёнка. Работа со счётным материалом служит одним из ключевых средств изучения математики на начальном этапе.
(Слайд) Наборы Лего зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребёнка. Лего-кирпичики позволяют дополнить или частично заменить многочисленный счётный материал. Математические закономерности запечатлеваются в уме ученика яркими визуальными и тактильными образами.
(Слайд) Использование на уроках конструктора ЛЕГО, способствует повышению качества обучения, эффективности работы на уроке, активности детей во время учебного процесса, вовлечению детей в системно-деятельностный подход, повышению успеваемости, развитию коммуникативных навыков.
Конструктор ЛЕГО служит удобным инструментом, позволяющим легко преодолевать ряд типичных трудностей при изучении учебного материала учащимися начальной школы. Применение ЛЕГО-кирпичиков даѐт положительные результаты при усвоении учебного материала, помогают овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств еѐ осуществления, способствуют освоению способов решения проблем творческого и поискового характера. Кирпичики ЛЕГО являются наглядно – образными моделями тех интеллектуальных операций, которые учащиеся производят в ходе учебной деятельности.
Работая с Лего дети развивают пространственное воображение, готовятся к восприятию геометрии в старших классах. Лего- кирпичики характеризуются ярко выраженной формой, размером, цветом, поэтому их удобно классифицировать и сравнивать. Конструкции легко разделяются на фрагменты. Это важно при освоении десятичной системы счисления. Любой столбик можно сравнить с другим столбиком.
Лего используется при изучении пространственных представлений: вверх, вниз, направо, налево. Применяем при сравнении предметов, при изучении увеличения и уменьшения числа на несколько единиц, при изучении состава чисел, при изучении сложения и вычитания при переходе через десяток, таблицы умножения, периметра и площади геометрических фигур, при решении задач.
Примерные задания на уроках математики
Я слышу, и забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и понимаю.
Конфуций
(Слайд) Конструкторы Lego – это не просто любимая увлекательная игрушка, а средство развития мыслительных процессов, умственных, творческих и физических способностей детей, коммуникабельности, самостоятельности и инициативы. Но самое главное, Lego помогает ребёнку учиться с удовольствием, уметь рационально преодолевать встречающиеся на пути трудности.
1. Пространственные представления.
Игра: «Найди свое место». Поставить жёлтые кирпичики слева, красные справа, сверху поставить мальчика, снизу девочку. Поставить синий кирпичик в левом верхнем углу, красный – в нижнем правом углу.
2. Отношения «столько же», «больше», «меньше».
Слева поставить столбиком 6 жёлтых кирпичиков, справа 4 синих. Каких кирпичиков больше? Каких меньше? Как сделать, чтобы их было поровну?
3. Натуральные числа.
Построй цифру.
Я показываю цифру, а вы выкладываете необходимое количество кирпичиков.
4. Состав чисел. Дети иллюстрируют кирпичиками разного цвета способы получения числа. Состав числа 10
5. Четные и нечетные числа. Поставь 3 кирпичика. Раздели на две равные половинки. Что заметили?
6. Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Поставь синих 4 кирпичика, под ними зеленых -6 (кирпичики должны быть одинаковыми по размеру). Сравни. Как сделать дорожки одинаковыми?
7. Элементы геометрии.
Многоугольники: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат.
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, луч. Ломаная линия. Звено. Построй прямую линию, а теперь кривую линию. Что сложнее было строить? Сколько использовали кирпичиков при построении прямой, кривой? На сколько больше, меньше? Построй прямую линию. Как сделать из нее ломаную? Покажи звено, вершину и т. д.
8. Периметр и площадь. Для того, чтобы найти площадь фигуры на плато выкладываем фигуру в данном случае квадрат, заполненный кубиками ЛЕГО с 4 шипами.
После этого закладываем наш квадрат кубиками с 1 шипом, сколько кубиков затратили тому и равна площадь. В данном случае 16 кубиков. Также площадь можно определить по количеству рядов, в которые выстроены кубики (длину умножить на ширину или 4х4).
Таким образом можно наглядно пронаблюдать, что такое площадь фигуры.
Для нахождения периметра прямоугольника составляем на площадке контур прямоугольника. После этого выкладываем все стороны прямоугольника в один ряд, линейкой измеряем длину получившейся линии. Сколько см получится это и будет периметром нашего прямоугольника.
9. Сложение и вычитание
10. При решении задач ЛЕГО – кирпичики помогают понять условие задачи, т. е. они заменяют краткую запись в тетради, помогают правильно выбрать арифметическое действие, при вычислении и для проверки решения. Например, дети читают задачу « На первой полке стояло 6 книг, а на второй полке на 3 книги меньше. Сколько книг стояло на второй полке? Сколько книг было всего в книжном шкафу?» После разбора задачи я прошу проиллюстрировать условие или позже ребята сами уже во время разбора выкладывают кирпичики соответственно условию. На плате появляется первый столбик кирпичиков - количество книг на первой полке, затем выставляют рядом столько же, но убирают 3 кирпичика, это помогает им выбрать арифметическое действие. Затем дети отвечают на второй вопрос задачи, соединяя столбики в один. Осталось записать решение и проверить.
11. Математический диктант. Строим дом. 1 этаж – 4 кирпичика, 2 этаж – 1 кирпичик меньше, 3 этаж на 1 меньше, чем на 2, 4 этаж – на 1 кирпичик меньше, чем на 3.
12. Графические диктанты.
13. Работа в парах или группах. Игра «Покажи ответ». Один ребенок придумывает пример, другие - показывают ответ кирпичиками.
Использование ЛЕГО на уроках в начальной школе - это важный и полезный элемент учебного процесса, ведь это помогает ребѐнку развивать умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук.
(Слайд) Игра – необходимый спутник детства. С LEGO школьники учатся, играя. Обучение в игре помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит результат. А любой успех побуждает желание учиться.
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
- В заключении хотелось бы сказать:
Учить детей сегодня трудно
И раньше было нелегко,
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век 21 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви
Здоровья вам и творческих успехов
Век - инноваций, новизны.
ТЕМА: LEGO- технологии на уроке математики как средство развития функциональной грамотности младших школьников